9 июня 2013, 23:11

Дзэнская притча. Ежеминутный Дзэн.


Дзэнские студенты учатся у мастеров Дзэн по меньшей мере лет 10, прежде чем им будет позволено учить других.
Тённо, который, закончив своё ученичество, стал учителем, пришёл навестить Нан-Ина. День выдался дождливый, и Тённо надел деревянные башмаки и взял зонтик.
После приветствия Нан-Ин заметил:
— Думаю, что ты оставил башмаки в прихожей. Хотел бы я знать, справа или слева от башмаков стоит твой зонт?
Смущённый Тённо не смог дать достойного ответа. Он понял, что не может реализовать в себе Дзэн каждую минуту. Он стал учеником Нан-Ина и учился ещё 6 лет, чтобы усовершенствовать свой ежеминутный Дзэн…
8 июня 2013, 00:18

Дзэнская притча. Твой завтрак остыл.


Один последователь только-только пришёл в школу Чань. На следующий день прямо во время завтрака он сразу же, не переведя дух, начал засыпать наставника вопросами:
— Нетленны ли наши души? Обязательно ли наше тело должно обратиться в Ничто? Действительно ли наши души могут переселяться постоянно? Если наши души постоянно переселяются, то остаются ли воспоминания о предыдущих перерождениях? Может ли чаньское созерцание избавить нас от бесконечной череды жизней и смертей?
Этот человек задал старому монаху сразу десяток вопросов и после хотел спросить ещё, но наставник остановил его всего лишь одной фразой:
— Твой завтрак уже остыл…
7 июня 2013, 10:37

Улитка на дереве

Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишнёвому дереву холодным, ветреным днём запоздалой весны.
Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё. Затем одни из них подлетел к ней и спросил:
— Эй, ты, разве не видишь — на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, малютка ответила:
— Будут, когда я туда доберусь.
6 июня 2013, 11:35

Ничто не существует

Ямаока Тесю, будучи молодым учеником Дзэн, посещал одного учителя за другим.
Однажды он пришёл к Докуону.
Желая показать свои знания, он сказал:
— Разум, Будда, чувственное бытиё — все они на самом деле не существуют. Истинная природа явлений — пустота. Не существует ни воплощения, ни заблуждений, ни мудрости, ни посредственности. Ничто нельзя дать, ничего нельзя взять.
Докуон, который спокойно курил, ничего не сказал.
Внезапно он сильно ударил Ямаоку по голове. Юноша очень разозлился.
— Если ничего не существует, — спросил Докуон, — откуда же эта злость?
6 июня 2013, 10:39

дзен

Стая диких гусей летит через озеро
и, конечно, отражается в нём…
Гуси не просят озеро:«Отрази нас!»
Озеро не говорит:«Спасибо, что прилетели отразиться во мне...»
6 июня 2013, 01:09

Дзэнская притча. Торговец янтарём.



Сын китайского крестьянина достиг совершеннолетия и отец, пожелав, чтобы тот обучился ремеслу, отдал его в ученики местному торговцу янтарём.
В первый день торговец дал мальчику осколок янтаря и сказал:
— Возьми его и иди подметать двор.
В конце дня мальчик вернул янтарь учителю и отправился спать. На второй день указания были теми же, и так же продолжалось весь месяц.
На второй месяц по утрам торговец отдавал мальчику янтарь и посылал его мыть посуду, требуя вернуть камень вечером. В течение всего года он посылал мальчика за покупками, приказывал ему стричь газон, красить забор и отправлял с разными поручениями в город.
Прошёл год, и мальчику надоело. Он пришёл к своему учителю и сказал:
— Мне надоело это ученичество. Я ничему не научился, я работал как вол, и ничего не получил взамен. Я ухожу!
— Хорошо, — сказал учитель. — Ты свободен.
— Знаете что, — сказал ученик, — я хочу, чтобы вы заплатили мне за год тяжёлой работы!
— Конечно же, — ответил учитель. — Возьми этот янтарь, продай его на рынке и оставь деньги себе.
Мальчик посмотрел на янтарь и сказал:
— Да это же подделка!
24 мая 2013, 18:10

Дзэнская притча. Хогэн и два монаха.


Хогэн из Сэйрё вошёл в зал, чтобы обратиться к монахам перед полуденной трапезой. Он указал на бамбуковые шторы (их нужно было поднять). В тот же момент два монаха подошли и подняли их.
— Один имеет, другой нет, — сказал Хогэн.
Штору подняли,
И небо стало широким и ясным,
Но великое небо не похоже на дзэн;
Лучше всего
Не иметь ничего общего с небом
И не позволять ветру дуть…
23 мая 2013, 09:34

Сэнцань

Великий Путь не труден,
следует лишь избегать предпочтений.
Когда нет ни приязни, ни неприязни,
все становится ясным и очевидным.
Но стоит провести тончайшее различие –
и небеса отрываются от земли.
Если хочешь постичь истину,
не придерживайся мнений.
Превозносить одно и принижать другое
есть помрачение сознания.
Когда глубинный смысл вещей не понят,
сущностный покой сознания тревожится без толку.
( Collapse )

Путь совершенен подобно великому пространству,
которое объемлет все, в котором нет ничего лишнего.
Решая принять или отвергнуть,
лишаешь себя видения подлинной природы вещей.
Живи не во внешней тьме вещей
и не во внутренней пустоте.
Пребывай в безмятежном единстве с вещами
и миражи эти исчезнут сами собой.
Пытаться достичь недеяния отказом от действия,
значит вовлекаться в действие.
Впадая в одну из крайностей
не познать единство.

Кто не живет в согласии с Путем,
тот уловлен деянием и недеянием, утверждением и отрицанием.
Отрицать реальность вещей
значит не заметить реальность.
Утверждать пустотность вещей
значит не заметить реальность.
Чем больше говоришь и думаешь об этом,
тем дальше уходишь от истины.
Останови речь и мышление –
и не будет ничего, недоступного познанию.
Возвращаться к корням
значит усмотреть смысл.
Устремляться к видимым формам
значит не заметить истока.
Просветление есть выход за пределы
видимых форм и пустоты.
Наблюдая перемены в пустом мире,
реальными их называют лишь в силу неведения.
Не ищи истину:
перестань лишь цепляться за мнения.

Не входи в противостояние,
все время будь готов из него выйти.
Малейший намек на «это» и «то», «правильное» и «неправильное» –
и сущность сознания скрывается во мраке.
Хотя истоком раздвоения служит единство,
не привязывайся даже к единству.
Когда сознание утвердилось на Пути,
ничто не в силах его потревожить.
Когда вещь не может потревожить сознание,
прежнему ее существованию приходит конец.

Когда различающим мыслям приходит конец,
прежнего
Читать дальше →
21 мая 2013, 02:37

Пора спать.

Гадзан сидел у кровати Текисуна за три дня до смерти учителя, Текисун уже выбрал его своим продолжателем.
Храм недавно сгорел, и Гадзан торопился восстановить его. Текисун спросил его:
— Что ты собираешься делать, когда храм будет восстановлен?
— Когда ты выздоровеешь, мы хотим, чтобы ты говорил здесь, — сказал Гадзан.
— А если я не доживу до тех пор, тогда что?
— Тогда у нас будет кто-то другой, — ответил Гадзан.
— А если вы никого не найдёте, тогда что? — продолжал Текисун.
Гадзан громко ответил:
— Не задавай такие глупые вопросы. Пора спать.