AjnaYoga
раскрывается Изначальное-Чистое Сознание-Свет. Это единение души(Атман) с Духом(Брахман). Сат-Чит-Ананда.
Это нирвикальпа-самадхи.
Которое пока временно, но должно стать непрерывным.
AjnaYoga
Еcть разные степени Самоосознания (единения с Богом). Вначале в сверхсознании осознаётся единство эго и души. Затем, в состояниях Сознания Христа (Кутастха-чайтаньи) и Космического Сознания достигается единение души с Духом.
Ну в принципе нормально он объяснил.
В савикальпа-самадхи осознаётся единство эго(яесть) и души(Я, Атман). Это переживается как Чит-Ананда(Сознание-Блаженство). При этом восприятие органов чувств выключено.
Потом это Сознание-Блаженство нужно привнести в восприятие (видение). Начинается Йога Света, проходишь все уровни Света, раскрывается Изначальное-Чистое Сознание-Свет. Это единение души(Атман) с Духом(Брахман). Сат-Чит-Ананда.
AjnaYoga
Это нирвикальпа-самадхи (самадхи без различения).
Ладно. Пусть будет так. Я называю сие Самадхи Изначального-Чистого Сознания-Свет, в котором нет разделения на Я и не-Я.
Но, даже это самадхи по-началу временно, прерывается. А нужно непрерывно пребывать много лет, прежде чем вся карма растворится.
Всё равно от непрерывного самадхи вы не уйдёте, не спрячетесь!
AjnaYoga
в котором нер разделения на Я и не-Я.
неТ
AjnaYoga
сампраджнята относится к савикальпа-самадхи («самадхи с различением») – божественному единению, в котором остается определенное отличие знающего от знания (как в случае осознания: «Ты и я – Одно»). Остается, в большей или меньшей степени, и множественность объектов Природы, тогда как в асампраджнята-самадхи все виды дифференциации растворяются в едином Духе. Сознание переходит от «Ты и я — Одно» к «Я есмь Тот, кто принимает форму этого малого „я“ и всего остального». Это не пустозвонство эгоиста, страдающего манией величия («Я Бог!»), а полное осознание абсолютной истины: единственной Реальностью является Бог. Таким образом, асампраджнята в абсолютном определении есть нирвикальпа-самадхи («самадхи без различения») — состояние высшей йоги (единения), которого достигают полностью освобожденные святые или те, кто стоит на пороге свободы души.
Вот тут интересно!
Савикальпа и нирвикальпа — это Не с усилием и без усилия, а с различением и без различения.
Т.е. получается, что когда распознаёшь Природу яесть и раскрывается Я(Атман). При этом органы чувств выключены. Это савикальпа самадхи (самадхи с различением). Т.е. есть различие между Я и миром.
А когда привносишь самадхи в восприятие, в любую активность тела-речи-ума, начинается Йога Света, проходишь все уровни Света, раскрывается Изначальное-Чистое Сознание-Свет (Дух, Брахман). При этом различия между Я и миром исчезают. Это нирвикальпа-самадхи (самадхи без различения).
Ладно. Пусть будет так. Я называю сие Самадхи Изначального-Чистого Сознания-Свет, в котором нер разделения на Я и не-Я.
AjnaYoga
савикальпа-самадхи (осознание Духа и игнорирование волн тварного мира) и нирвикальпа-самадхи – высшее состояние: одновременное восприятие океана Духа и мира – волн в океане.

Для состояния савикальпа-самадхи характерно отключение энергии жизни от органов чувств и поддержание сознательного отождествления с вечно блаженным Духом.

В савикальпа-самадхи ум сознаёт лишь глубины Духа, не воспринимая внешний мир. Тело пребывает в трансоподобном состоянии, однако сознание полностью восприимчиво к переживанию внутреннего блаженства.

В более высоком состоянии нирвикальпа-самадхи душа осознаёт свое единство с Духом. Эгоистичное сознание, сознание души и океан Духа видятся как сосуществующие. В этом состоянии йогу открыт как океан Духа, так и волны тварного мира.

В нирвикальпа-самадхи душа одновременно воспринимает как внутренние сферы Духа, так и наружный мир. Обожествившийся человек в состоянии нирвикальпа может выполнять свои материальные обязанности, не теряя при этом внутреннего единства с Богом.
Вот об этом я и говорю, что самадхи нужно привнести в восприятие, в любую активность тела-речи-ума! И когда я спрашиваю:«Доступно ли вам прямо сейчас самадхи?», — это не хохма, а критерий продвинутости Йога.
AjnaYoga
Сампраджнята и асампраджнята самадхи
В «Йога-сутрах» (1:17) Патанджали выделяет в сампраджнята-самадхи четыре стадии: (1) савитарка («с сомнением»; «предположительное») — интуитивный опыт, окрашенный аргументацией сомневающегося ума; (2) савичара («с рефлексией, размышлением») — интуитивный опыт, сопровождающийся работой интеллекта; (3) сананда («с блаженством») — внутренний интуитивный опыт, интерпретированный читтой (восприятием, пропитанным блаженством); (4) сасмита («с индивидуальным „я“») — интуитивный опыт, переплетенный с чистым ощущением своего существования. Данные четыре стадии, наступающие после достижения самоуглубленности (пратьяхары), являются результатом глубокой концентрации (дхараны). Это сверхсознательное восприятие, ограниченное телом.

Когда четыре стадии сампраджняты одна за другой растворяются в более высоком состоянии, йог выходит за их пределы и погружается в асампраджнята-самадхи. Это происходит в глубокой медитации (дхьяне), во время которой концентрация (дхьяна) продолжительна и непрерывна. В таком случае объект медитации (некая концепция или аспект Бога) воспринимается как проявленный не только в теле, но и повсюду. За пределами описанных состояний, на высших стадиях Самоосознания, термины сампраджнята и асампраджнята тождественны терминам савикальпа- и нирвикальпа-самадхи.

Хотя в асампраджнята-самадхи присущие человеческому сознанию инструменты познания не задействованы, данное состояние не является бессознательным. Это вытекающее из Самоосознания прямое знание, чистая интуиция души. После преодоления индивидуального «Я» сознание отождествляется с наполняющим пространство эфирным звуком Аум. Блаженное сознание йога, выйдя за пределы малого тела и, став бесконечным, объемлет собой вездесущесть.

Согласно Патанджали, достичь высшего самадхи можно «глубоким медитативным упованием на (Господа) Ишвару» (1:23). «Его символ — Аум» (1:27). «Симфония» звуков Пранавы слышится в объединенном центре продолговатого мозга и Сознания Христа (аджня-чакре). Здесь йог достигает вершины савикальпа-самадхи. Он обретает полное познание Бога и Его созидательного аспекта, проявленного в виде звука Аум. «В начале было Слово (созидающий звук — Святой Дух, Аминь, Аум), и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1). Настроенность на Аум (на проявление Бога) возвышает сознание до имманентного Сознания Христа. Через Сознание Христа великие йоги входят в Космического Сознание высшего церебрального центра. «Никто не приходит к Отцу (Космическому Сознанию), как только через Меня (через Сына, Сознание Христа)» (Ин 14:6). В священных писаниях индуизма символом этих состояний «Святой Троицы» является Аум Тат Сат — энергия Святого Духа, Сознание Христа (Кутастха-чайтанья) и Бог (Космическое Сознание).

После того, как йог, достигнув высшего церебрального центра (сахасрары), войдет в Космическое Сознание и научится оставаться в нем, сколько захочет, ему будет дарован экстаз высшего недифференцированного состояния — нирвикальпа-самадхи.

Если йог воспринимает свое единение с Богом, пребывая в таких высоких состояниях, когда сознание поднято до центров продолговатого мозга (чистого сверхсознания души), межбровья (Кутастхи, Сознания Христа) и верхней части головного мозга (Космического Сознания), он постигает сампраджняту и асампраджняту соответственно как савикальпа-самадхи и нирвикальпа-самадхи.

В сампраджнята-савикальпа-самадхи восприятие Бога по типу савитарка не является «сомнительным» в негативном смысле; здесь имеет место благоговейное удивление: «Действительно ли это Господь — столь безмолвный и невидимый во Вселенной? Неужели Он наконец-то явился мне?» Савичара является проницательным распознаванием природы Бога в Его многочисленных аспектах и качествах: в Космической Любви, Блаженстве, Мудрости и так далее. Сананда приносит с собой вкус неописуемого блаженства, сопутствующего единению с Богом в Его вечной природе — вездесущем всеведущем и всегда новом Блаженстве. В состоянии сасмита йог воспринимает свое расширившееся «Я» в каждом атоме мирового пространства, причем его собственное тело пребывает в абсолютном покое, позволяющем сознанию, словно зеркалу, отражать все сущее. А когда йог утверждается в Космическом Сознании и сохраняет это состояние вездесущести и восприятия Бога даже по возвращении в телесное сознание и во время материальной деятельности, можно сказать, что он достиг асампраджнята-нирвикальпа-самадхи.
AjnaYoga
Отличие начального сверхчувственного медитативного опыта от истинного самадхи
Однако, когда термины сампраджнята и асампраджнята используются для описания не высоких, а начальных стадий Самоосознания, то сампраджнята — это обретаемый в медитации первый сверхчувственный опыт, тогда как асампраджнята представляет собой истинное самадхи (единение с объектом медитации). Можно сказать, что сампраджнята является тем начальным состоянием, в котором интуиция дает адекватное и полное знание об объекте, но это знание связано с тонкоматериальными инструментами восприятия и интерпретируется ими в процессе взаимодействия познающего, познания и познаваемого. Поэтому такое состояние иногда называют «сознательным самадхи», так как в нем внутренне активны (в своей чистой и утонченной форме) те природные способности, которые в обычном сознании направлены наружу: ум (манас), интеллект (буддхи), восприятие (читта) и эго (асмита).

Под асампраджнятой, напротив, понимается сверхсознательный опыт, дарованный чистой интуицией: прямое восприятие душой своего единства с объектом медитации; постижение, трансцендентное ко всем интерпретирующим инструментам и принципам Природы. Интуиция без каких-либо посредников ставит йога «лицом к лицу» с реальностью

«Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор 13:10,12)

Патанджали называет асампраджняту результатом санскар (отпечатков), оставшихся от сампраджнята-самадхи. Другими словами, регулярные старания углубить сампраджнята-медитацию приводят к трансцендетному асампраджнята-самадхи. Хотя первое из этих двух состояний называется «сознательным самадхи», было бы неверно назвать второе «бессознательным». Просто к асампраджнята-самадхи неприменима идея характерного для сампраджняты «адекватного и полного» знания: при тождестве знающего и познаваемого нет ничего, что можно было бы познавать

«Где есть подобие двойственности, там один обоняет другое, там один видит другое, там один слышит другое, там один говорит другому, там один мыслит о другом, там один познаёт другого. Но когда для него все стало Атманом, то как и кого сможет он обонять, как и кого сможет видеть, как и кого сможет слышать, как и кому сможет говорить, как и о ком сможет мыслить, как и кого сможет познать?» (Брихадараньяка-упанишада 2:4:14).

Йог становится объектом своей медитации. Его состояние далеко не бессознательное — это вершина сознания и просветления.
AjnaYoga
А вот как Парамаханса Йогананда объясняет эту тему.
AjnaYoga
Викальпа переводится как колебание, движение сознания.
Тогда всё логично.
Савикальпа — с объектом
Нирвикальпа — без объекта.
AjnaYoga
Вообще переводить викальпа как усилие — это кривой перевод.
Самадхи без усилия НЕ бывает. Ты просто заснёшь. Точно также невозможно Самадхи с чрезмерным усилием.
Усилие должно быть умеренным, сбалансированным, чтобы не вызывало с одной стороны напряжение, а с другой стороны вялость, сонливость, притуплённость, расплывание.
Писал выше.
Викальпа переводится как колебание, движение сознания.
Тогда всё логично.
AjnaYoga
Нет. Ни о каком Недвойственном видении в савикальпе и даже кевала-нирвикальпе речь НЕ идёт!
Недвойственное видение раскрывается как раз тогда, когда привносят кевала-нирвикальпа-самадхи в видение, начинается йога света. И результат йоги Света — Самадхи Изначального-Чистого Сознания-Свет. Вот где Недвойственное Видение.

А ты хочешь перепрыгнуть через несколько ступенек. Тяп-ляп всё готово.
AjnaYoga
Именно об этом и написал выше.
По-этому Рамана Махарши сказал, что Самоосознание возможно только в самадхи. Самость осознаёт СЕБЯ.
AjnaYoga
Какой ляп? Ты не способен войти в самадхи в результате сосредоточения на объекте?
AjnaYoga
самоиследование это рассмотрение кажущимся очевидными факты, что ты родился, что существует внешний мир за пределами восприятия, что ты действующее лицо, принимающее решения, что ты человек, что ты где то в теле… ит.д.
Т.е. размышление?
элементарное наблюдение, что будучи субьектом восприятия(видящим) ты никак не можешь быть обьектом.
И что? Это же чушь!
Наблюдателя нужно наблюдать и распознать его Природу — Атман.
Вот что такое самоисследование.
AjnaYoga
Не всё так просто, как хотелось бы…
AjnaYoga
Если ты концентрацией называешь сосредоточение с чрезмерным усилием и как следствие напряжением, то я против такого сосредоточения. Выше объяснил. Напряжение ума-тела это препятствие.
AjnaYoga
Самоисследование — это не размышление, это всё таже безобъектная медитация-сосредоточение на яесть.
AjnaYoga
тише… тише…
объясняй спокойно
Во-первых я объяснил подробно:
Самадхи — это результат сосредоточения.
Бывает 3 вида сосредоточения:
1. На объекте
2. На субъекте
3. Одновременно на субъекте и объекте.
Объект делится на каналы восприятия:
а) ощущение
б) видение
в) слух
и т.д.

Слово «самадхи» дословно переводится как сосредоточение.
Кроме сосредоточения вообще ничего нет.
Сосредоточение должно быть правильным. Тоже объяснял много раз.
Чрезмерное усилие вызывает напряжение и это препятствие. А недостаток усилия вызывает чрезмерное расслабление и тем самым вялый, сонливый, притуплённый ум, такое расплывание.
Тут нужно найти баланс. Расслабленный ум, но ясность, чёткость, острота. Вот это и есть правильное сосредоточение.
То, что обычно называют медитацией — это сосредоточение на субъекте, на Природе ума. Вот и всё.
А сосредоточение одновременно на субъекте и объекте (70% поглощённость собой, 30% слегка касаешься вниманием объекта) называется созерцанием.
Не нужно скакать. Можно спокойно объяснить. ;)

По поводу «случается». Ничего так просто не случается. Должны быть созданы подходящие условия. И что это за условия? Правильное сосредоточение, без ошибок. Читай выше.
Тада-а-а-ам!
AjnaYoga
савикальпа-результат концентрации это твое самостийное бульбашское изобретение…
А у тя результат чего?