Представьте себе героя литературного произведения, скажем, романа, который вдруг узнает, что он — всего лишь герой романа, а вовсе не настоящий человек. Причем, догадывается где-то на середине книги, когда жизнь его уже изрядно помотала — он прогорел в бизнесе, любовница бросила его и ушла к его же жене, сын-подросток стал членом неофашистской партии, а дочку изнасиловал какой-то другой член, по-видимому, из этой же партии.
А ведь все так и было.
Читать дальше →
Жил-был Джон. Нет, пусть в этот раз не Джон. Пусть будет Иван. Однажды Ивану приснился сон. Ему приснилось, что он может представить себе все что угодно. Он был немного странным, этот Иван, наверное, начитался буддийских книг. Поэтому представил он пустоту. Вы понимаете, что нигде этой пустоты не было: во-первых, потому что пустота — это отсутствие чего бы то ни было, во-вторых, потому что она возникла всего лишь в сознании Ивана, да к тому же еще в его сне. А то, что происходит во сне, хоть и является реальностью, как мы теперь знаем, но юридической силой не обладает. Там может взяться что-нибудь словно из ниоткуда и исчезнуть словно в никуда. Вы можете делать во сне, что захотите — и вам за это ничего не будет!
Итак, Иван в своем сне представил, что из пустоты появилось что-то — ну, например, лучик света, просто светлое пятнышко. Понял тут Иван, что тем самым ничто разделилось на свет и тьму. А раз появилось нечто, то сразу возникло и множество отношений: раз нечто есть, то, значит, длится в чем-то — хоть пространством это назови, хоть временем… Природа у этого нечто иллюзорная — ведь спящий Иван его просто выдумал. Кроме того, природа эта светоносная — ведь Иван не что-нибудь представил, а свет.
А дальше Ивану в своем сне осталось только наблюдать: как из нечто образуется еще и еще что-то, как оно усложняется изнутри и снаружи, как возникает внешний и внутренний мир.
Во сне время течет по-другому, поэтому Иван увидел, как, в конце концов, возникла целая иллюзорная Вселенная, а не менее иллюзорное пятнышко светоносной природы развилось в высокодуховное и разумное существо. Если бы Иван не спал, то, вероятно, очень бы удивился — ведь в этом существе он узнал самого себя. Вполне естественно, что однажды этот иллюзорный Иван, снящийся Ивану, тоже уснул и увидел тот же самый сон… да не совсем тот же. Не по себе стало Ивану настоящему, когда он понял, что снится Ивану иллюзорному, и тот считает себя настоящим, а его — только выдуманным во сне персонажем. Настолько не по себе стало Ивану, что он проснулся. Но оттого, что он проснулся, ничего ведь не изменилось, не так ли? С тех пор Иван не знает покоя, поскольку чувствует, что иллюзорный Иван продолжает спать и видеть его во сне. Однако беспокоит его не это. Иван не знает, что случится с ним и со всем миром, когда его иллюзорный двойник проснется. А ведь рано или поздно это произойдет! Одна надежда на то, что во сне и наяву время течет по-разному.
1. Умер один бхагават, поднялся на небеса, нашел дом Бога, а на дверях — записка: «Извините, меня нет».
2. Чтобы проиллюстрировать доктрину непостоянства (анника), сядьте в позу лотоса — как долго вы ее вытерпите?
5. Если бы Линь-Цзы знал Д. Т. Судзуки, он бы убил его или, по меньшей мере, иногда советовал своим ученикам: «Встретил Судзуки — убей Судзуки!»
6. Перед медитацией нужно хорошо поесть.
8. Чтобы не уснуть во время медитации, ложитесь спать сразу.
Читать дальше →
Сидеть в старом храме дни напролет.
Чудесны плоды медитации,
печальны плоды геморроя…
* * *
Соседу отключили газ за неуплату.
Он кутается в одеяло
и жарит лук на утюге.
* * *
Пятая кружка зеленого чая.
Гармония души со вселенной
прервана бегством в туалет.
* * *
Нашел в лесу дохлого суслика
и деревянное пасхальное яичко.
Видать, хреновый из меня грибник.
* * *
Заросли конопли во дворе.
Кто бы мог подумать, что здесь — врата в иные измеренья?
Читать дальше →
Странность в случае персонажей «духовные искатели», тел, кто твердит о желании пробудиться, заключается в том, что, говоря это, они одновременно, и совершенно не понимая того, тратят большую часть своего времени и энергии на самую активную деятельность, на какую только способны, чтобы помешать этому случиться. Серьезно. Вы думаете, я утрирую, но это не так. Искатели рассуждают о пробуждении, о просветлении, но практически все они понятия не имеют, о чем говорят. Они рассуждают об этом как о чем-то таком, что могут получить, к чему могут прийти, «достичь», что изменит их и их переживание жизни. Очевидно, что на каком-то этапе своего пути эти сновидческие персонажи впитали в себя сновидческие идеи «пробуждения», вероятно, подразумевающие некий сдвиг в сновидении, но совершенно явно ничего общего не имеющие с подлинным пробуждением, которое неизменно будет означать, что и сон, и сами они прекратят свое существование.
Струящийся свет есть уже струящийся свет. Здесь в буквальном смысле ничего не требуется делать, чтобы куда-то попасть или чего-то достичь. Единственное, что мешает вам понять это, — чертово упорство, с каким вы держитесь за свои разбитые, жалкие пожитки, считая их всем, что у вас есть: за идею о том, что вы являетесь кем-то. Эта вера, эта история о существовании личности, с крайне лелеемыми воспоминаниями и ранами, мечтами, надеждами, устремлениями, отличительными чертами, мыслями и теориями; именно то, что вы так сильно прижимаете к груди, когда пускаетесь во все эти искания, мешает вам найти хоть что-нибудь, увидеть, где вы находитесь и Чем вы являетесь.
За окном было уже темно, но света далеких фонарей было достаточно, чтобы силуэты Засранцева (никто не верил, что это настоящая фамилия, а не дурацкое погонялово) и человека, привязанного к дереву, выделялись на фоне старых гаражей и сараев. Привязанный что-то жалобно мычал, а Засранцев столь же равнодушно отвечал ему, что он больше не намерен терпеть ничего подобного. Прислушиваясь к их разговору, покойник понял, что в общих чертах дело сводилось к следующему. То ли бывший, то ли беглый зек, живущий в этом квартале, дал по морде пьяной слепой женщине, когда она, ничего не подозревая, возвращалась к себе домой, отобрал у нее очки и, может быть, что-то еще. Каким-то образом Засранцев обезвредил нарушителя и теперь читал ему нотации. Бедняга ничего не понимал, ну почему его просто не отпиздят и не отпустят с богом? Засранцев отвечал, что ему к такому говну прикасаться противно и что для этого есть милиция. «Посмотри на себя, — втирал Засранцев, — весь какой-то трипперный, подуй — и полетишь, кому ты нужен? Мне? Слепой женщине, которую ты ударил и ограбил? Тому чуваку, квартиру, которого ты обокрал?» — при этом Засранцев махнул рукой в сторону покойницкого окна и покойник придвинулся поближе к стеклу, чтобы разглядеть человека, который в прошлом году бомбанул его берлогу три раза подряд, то взламывая дверь, то высаживая окно, и вынес оттуда практически все, что там было. Жалкая фигура, привязанная к дереву, не вызывала жажды мести. Вскоре вокруг нее собралась толпа и Засранцев, повысив голос так, чтобы слышно было всем, прочел собравшимся лекцию о том, какой, по его мнению, должна быть справедливость. Покойник ощутил столкновение трех реальностей — вор не понимал этой справедливости, Засранцев не хотел знать ничего другого, а покойник относился с недоверием как к справедливости, так и к ее отсутствию. Покойник был тщательно зазомбирован одной из буддистских сект, поэтому то, что в тот момент творилось у него в голове, было вполне достаточным для того, чтобы его можно было признать социально неадекватным и отправить в желтый дом до лучших времен. Ему стоило огромных усилий притворяться нормальным, но чаще всего было достаточно и пары слов, чтобы он выдал свою сектантскую сущность с головой.
Читать дальше →
Хатха-ежику было не больше шестнадцати лет, когда он впервые пережил свою непосредственную связь с Богом. Он даже паспорт получить не успел. Бог внятно объяснил хатха-ежику, что они с ним представляют собой единое целое и чтобы хатха-ежик больше не морочил себе голову всякой ерундой.
«Ты под ерундой что имеешь в виду?» — на всякий случай спросил хатха-ежик и Бог ответил: «Да все, что угодно!»
Этот случай весьма расстроил хатха-ежика, потому что у него были на этот счет свои планы, выстроенные с такой тщательностью и аккуратностью, что любо-дорого посмотреть. Помимо всего прочего, он планировал практиковать практики и медитировать медитации лет этак до тридцати, чтобы потом неожиданно просветлеть и прожить остаток жизни, стуча палкой по горбам тупых, но преданных учеников. Теперь же он просто-напросто растерялся. Ему всего шестнадцать лет, а уже финиш.
«Что же мне теперь делать-то?!» — озадаченно думал хатха-ежик, почесывая свою лысую кришнаитскую репу. Просветление оказалось настолько бесполезной штуковиной, что было очень сложно придумать, куда его можно приткнуть. Друзьям и родным о случившемся хатха-ежик предпочел не распространяться, чтобы не было проблем. Учиться запредельной мудрости к нему никто не шел, а учить народ по собственной инициативе ему как-то в голову не приходило, потому что он не мог себе представить, кому это может быть нужно. Хатха-ежик видел, что все его бывшие кореша-медитаторы и остальные знакомые бхагаваты занимаются эзотерической петрушкой только потому, что лишь такой вид социальной занятости вносит разнообразие в их субботы и воскресенья, и если людям это интересно, то по какой причине я должен отрывать их от этих делов?
Читать дальше →
Все знают, что «паралич» — это древнее санскритское слово, которое означает «то, что за пределами личности». Однако мало кому известно, что точно также называется и болезнь, при которой тело отрезано от сознания и поэтому не может двигаться. Казалось бы, ну какая здесь может быть связь? А все дело в том, что развитие надличностного самосознания по своему принципу тождественно излечению от паралича. Чтобы убедить вас, я расскажу, как лечился от паралича Петр Семенович Воржев.
Воображения тут особо напрягать не нужно. Достаточно лишь представить себе кровать, а на ней человека, абсолютно неподвижного. Сознание этого человека — это действительно «чистый субъект», ибо в его власти лишь наблюдать происходящее, а ничего и не происходит — все парализовано.
Вы, конечно, могли посочувствовать Петру Семеновичу, как ему несладко приходится, но тут вы ошибаетесь, потому что о Петре Семеновиче я еще не сказал ни слова.
Дело в том, что лежащее на кровати тело, хотя и парализовано, но не полностью — кое-как может двигаться мизинец на левой ноге. Это значит, что нервные ткани в мизинце еще не омертвели и что мизинец, пускай и не обладает сознанием, но какие-то признаки нервной деятельности в нем все-таки заметны. Вот это и есть Петр Семенович Воржев, адепт интегральной йоги и доктор философских наук по совместительству.
Если сказать Петру Семеновичу, что он — не человек, а мизинец на левой ноге, и что его с блеском защищенная диссертация на тему «Почему N20 круче Гегеля?» есть результат не напряженной работы сознания, но лишь затухающей нервной активности, ограниченной пределами какого-то пальца, он не будет над вами смеяться в открытую и скажет, что это любопытная мысль, но, разумеется, не примет ее всерьез. И тем не менее, наш мизинец, Петр Семенович Воржев, обречен на это по одной простой причине — он высовывается из-под одеяла и мерзнет.
Ситуация, надо признать, паршивая — залезть под одеяло Петр Семенович не может, потому что это под силу лишь ноге, а она парализована, следовательно, Петр Семенович каждый день занимается йогой только для того, чтобы возобновить нервную деятельность в своей левой ноге. Уж чего он только не делал, и мантры повторял, и на кончике ногтя сосредотачивался, и даже мясо есть перестал, но, несмотря на все это, каким-то чудесным образом ему удалось-таки добиться своего.
Забравшись наконец под теплое одеяло, Петр Семенович уже было решил, что цель его жизни достигнута и теперь можно расслабиться, но ему помешало осознание того, что теперь он — не совсем Петр Семенович. Если бы ожившую ногу можно было как-нибудь выключить, наш мизинец был бы счастлив. Но теперь мизинца как такового не существовало — он растворился в ноге, а у ноги были свои представления о смысле жизни. За долгое время неподвижного лежания она ужасно затекла, на ней образовались пролежни, и неплохо было бы оживить руки, чтобы с их помощью сделать ноге массаж.
Надо сказать, что на Петра Семеновича, утратившего самосознание мизинца, стали косо поглядывать другие мизинцы — коллеги по работе и даже жена — никто не мог понять, ну какого рожна ему еще нужно?! Ведь залезть под теплое одеяло — заветная, но безнадежная мечта миллионов, а Петру Семеновичу это удалось, однако нет ему покоя, занимается он чем-то странным, говорит странные вещи и, скорее всего, наш доктор философских наук попросту сошел с ума. Вчера он говорил о себе как о ноге, сегодня упоминал про какой-то живот — его личность каждый день меняется, а что будет, когда он перейдет ее границы и станет тем, что так долго ждало власти над оцепеневшим телом? Что он будет делать, когда оставит свою постель?
Как-то раз пара кирзовых сапог прослышала о том, что в дальних краях есть Сказочный Дворец, лопающийся по швам от набитых в него волшебных сокровищ. Левый сапог подверг эту информацию анализу и решил, что добраться до Дворца и овладеть сокровищами будет во всех смыслах полезно, хорошо и здорово, а правый сапог, которого всегда тянуло к красоте и свету, согласился с ним, не думая. Сапоги решили отправиться в путь и во что бы то ни стало разыскать Дворец.
Они шли так долго, что в них протерлись бесчисленные дыры, а каблуки — отвалились.
И вот, пришло то утро, когда они стояли перед возвышающимся над ними дворцом и уныло созерцали грязную лужу, которая преграждала им путь к желанным дверям.
«Мы же совсем дырявые, — рассудил левый сапог, — а лужа глубокая, грязная и от нее воняет бог знает чем!», на что правый сапог ответил:
«Но мы износились и обветшали лишь затем, чтобы достичь этого Дворца, да и потом — разве у нас есть другой выбор?»
Сапоги вздохнули и, набирая в себя зловонную жижу, пошлепали по луже.
Входная дверь была заперта и правый сапог нерешительно постучал в нее. После длительного ожидания они наконец услышали шаги — и дверь со скрипом отворилась.
«Входите, мы давно вас ждали! — услышали они приветливую речь. — Только обувь, пожалуйста, оставьте за дверью...»
Путник стянул с себя грязные свои сапоги и, аккуратно прикрыв за собой дверь, скрылся в глубине Дворца.
Возле двери с надписью «Зал ожидания» стоял человек и отчужденно смотрел на мои брюки.
«Это зал ожидания?» — спросил я вежливо и человек перевел взгляд с моих штанов на меня.
«Это зал ожидания, — подтвердил он, но как-то неуверенно. — А почему вы спрашиваете?»
«Хотелось бы узнать, соответствует ли название сущности, — объяснил я, — а то ведь знаете, как это бывает. Лично на моем пути это уже… честно говоря, не помню я толком, какой уже по счету зал ожидания»
«И какие у вас проблемы?» — осведомился человек.
«Несоответствие названия и сущности» — посетовал я и человек сделал успокаивающий жест.
«Здесь вы обнаружите полное соответствие — это самый настоящий зал ожидания, и я с максимальной точностью могу рассказать вам обо всем, что вас там ожидает»
«И что же меня там ожидает?»
«Вас там ожидает молодая женщина, несколько кресел и журнальный столик»
«Ну, что же, — пробормотал я, — если вы так в этом уверены, впрочем...»
«Заходите, пожалуйста!» — широко улыбнувшись, сказал человек и распахнул передо мной двери зала ожидания.
Войдя вовнутрь, я обнаружил там молодую женщину, несколько кресел и журнальный столик.
«Это зал ожидания?» — спросил я у женщины и она оторвала взгляд от глянцевого журнала, который лежал у нее на коленях, и посмотрела на меня.
«Нет, — сказала она приятным голосом, хотя и весьма равнодушным. — Зал ожидания находится за дверью, в которую вы только что вошли. Впрочем, я бы не советовала вам туда заходить»
Кроме двери, через которую я сюда попал, никаких других дверей здесь больше не было. Я оглянулся и увидел на двери табличку с надписью: «Зал ожидания».
Читать дальше →