Непосредственный поиск свободы от неадекватности.
…
Стремление к мокше, свободе, обретает смысл, когда осознается что за стремлением к безопасности и удовольствиям стоит естественное человеческое желание быть адекватным, свободным от любых недостатков, и что никакое количество средств безопасности и удовольствий не приводит к этой цели. Мокша означает свободу от неадекватности.Когда я осознаю, что искомое мной в действительности — это разрешение собственной неадекватности, основывающейся на мне самом, я становлюсь искателем с открытыми глазами, который знает, что он ищет. На санскрите есть очень точное слово, означающее такого искателя — мумукшу. Мумукшу — это тот, кто стремится к свободе безо всех ограничений. Мумукшу понимает, что его стремление к первым трем из четырех человеческих целей, пурушартха, не решает его проблемы. Его этичный, дхармический поиск артхи и камы не решает проблемы его неадекватности, несоответствия. Только поняв это, он готов к непосредственному поиску адекватности. Эта адекватность называется мокша, освобождение, и из-за того, что искатель считает, что этого следует достичь, это считается четвертой человеческой целью, четвертой пурушартхой, хотя скоро мы увидим, что освобождение не является «достижением» в обычном смысле этого слова.
Таким образом, когда зрелый человек анализирует свой жизненный опыт, он открывает, что за всеми его стремлениями к безопасности и удовольствиям стоит простое желание быть свободным от любой недостаточности, и никакие гарантии безопасности и никакие удовольствия не приводят к исполнению этого желания. Это осознание приносит определенное бесстрастие, нирведа, относительно безопасности и удовольствий. Зрелый человек обретает бесстрастие по отношению к своим прошлым стремлениям и готов к непосредственному поиску свободы, мокши.
Один молодой американец по имени Саймон Мун, изучавший дзэн в дзэндо (школе дзэн) в Ломпоке, штат Калифорния, совершил непростительную ошибку — прочел “Процесс” Франца Кафки. Этот зловещий роман, в сочетании с дзэн-тренировкой, оказался не по зубам бедному Саймону. Юношу потрясла, интеллектуально и эмоционально, странная притча о Двери Закона, которая у Кафки появляется ближе к концу повествования. Саймона притча Кафки так взволновала, что он не мог больше медитировать, потерял самообладание и надолго отвлекся от изучения сутр.
Читать дальше →
Это было утро, когда Махарадж, наверное, чувствовал себя слабее, чем обычно. Можно было видеть, какое действие безжалостная страшная болезнь оказывала на его тело, несмотря на его несгибаемый дух. Махарадж выглядел крайне слабым и изможденным.
Читать дальше →
«Ты был укушен смертельно опасной черной змеей эго и поэтому считаешь себя исполнителем. Испей нектар веры в то, что ты не являешься исполнителем, и будь счастлив».
…
В этом стихе Аштавакра достигает самой сути вопроса. Что лежит в основе концепции связанности и несчастья? Ощущение себя исполнителем, идея о свободе волеизъявления. Весь механизм того, что известно как проживание своей жизни, основан на представлении, что всякий раз, когда человек действует каким бы то ни было образом, это происходит именно по той причине, что он желает действовать таким образом. Другими словами, предполагается, что волеизъявление стоит за каждым действием человеческого существа и, следовательно, он «ответственен» за них. Однако, в действительности люди обычно не «действуют», а «реагируют» (do not «act» but «react») на внешние стимулы. Даже если совсем немного задуматься над этим вопросом, станет очевидно, что очень небольшое количество действий являются результатом волеизъявления или актами воли. БОльшая часть жизни для большинства людей обусловлена рядом рефлексов, основанных главным образом на инстинктах, привычках и даже пропаганде. Масштаб намеренных, продуманных действий в действительности крайне ограничен. И тем не менее, каждый человек считает, что это он действует. Поэтому Аштавакра и называет это представление об индивидуальном волеизъявлении укусом смертельно опасной змеи эго./////////////////// Ощущение себя исполнителем, представление о волеизъявлении является в лучшем случае лишь импульсом, демонстрацией эго, концепции «я». До тех пор, пока это «состояние» остается, пока сохраняется отождествление с феноменальным объектом как обособленным «я», до тех пор должна оставаться и связанность.
Единственная практика, могущая освободить человека от яда ощущения себя исполнителем — это отказ от этого отождествления с конкретным объектом в виде «я».Такой отказ может произойти лишь посредством ясного и глубокого понимания — веры — что волеизъявление, или ощущение себя исполнителем, является лишь неким умозаключением, ибо в действительности нет никакой сущности, которая бы осуществляла его. Человеческие существа могут думать, что они «проживают» свои жизни, но на самом деле их жизни проживаются как часть тотального функционирования всего этого феноменального проявленного мира. Все события в совокупности и составляют это функционирование проявленного мира в соответствии с неумолимой цепью причинности. Невозможно представить, чтобы такое функционирование тотальности могло оставить место индивидуальному волеизъявлению, разве что, конечно, в виде части этого функционирования.
Именно по этой причине Аштавакра называет веру единственным лекарством от змеиного укуса ощущения себя исполнителем — веру в то, человек существует не как индивидуальная сущность тела-ума, которая есть лишь феноменальный объект, но как Ноумен, не как индивидуальный объект, а как единый Субъект. Такая вера приносит спонтанное и внезапное понимание того, что «Я» — это единственный субъект и что весь феноменальный проявленный мир есть мое объективное выражение. «Я» являюсь вселенским Сознанием, в пределах которого спонтанно и возникла тотальность феноменального проявления…
Понимание адекватности — точка отсчета для самооценки
…
Каждый желает быть свободным от недостаточности, сфокусированной на нем самом. Почему неадекватность неприемлема? Мы можем только сказать, что существуют проблески адекватности. У меня есть некоторое понимание того, что это значит — быть достаточным и адекватным, потому я и не могу принять свою неадекватность. Ощущение адекватности появляется, когда у меня появляется свобода от восприятия себя как неадекватной, недостаточной личности. И такие ощущения возникают в жизни каждого человека. Когда человек переживает момент радости или удовольствия, на мгновение он ощущает себя достаточной личностью. Возникнет ли это ощущение от шутки или тонкого юмора, неожиданного открытия чего-то удивительного или обретения давно желаемого, или от какого-то чувственного удовольствия — когда мы ощущаем момент радости, как бы не был он быстротечен, мы видим себя в этот момент ни в чем не нуждающимися и счастливыми. Такие моменты есть в жизни каждого, как бы не были они редки. У каждого есть ощущение полного удовлетворения, достаточности, наполненности. Это ощущение нежелания чего-то менять становится точкой отсчета, относительно которой желание чего-то оценивается как несущественное. Невозможно считать что-то плохим, пока неизвестно хорошее. Нет неудовлетворенности, если неизвестно, что такое удовлетворенность. Но нам известна эта точка отсчета для удовлетворенности и адекватности.
У каждого бывают переживания наполненности, собственной адекватности. Именно поэтому каждый стремится быть адекватным и полным. У каждого есть инсайт, знание, опыт своей адекватности, свободы на мгновение от всех ограничений, и всех скрытых недостатков.
Поэтому человек стремится к безопасности, артха, и удовольствиям, кама, с помощью которых, как кажется, временами возможно обрести ощущение момента адекватности.Но это стремление обычно безрезультатно, а когда приносит результат, то ощущение адекватности длится всего лишь миг.
Продолж.след. по мере перевода Vidyananda Sarasvati.
… В: Если мне надо выйти за пределы себя, почему тогда мне с самого начала дали концепцию «я есть»?
М: Ум нуждается в центре, вокруг которого можно начертить круг. Круг может становиться больше, и с каждым увеличением чувство «я есть» будет меняться. Человек, который может себя контролировать, йог, будет чертить спираль, но независимо от её ширины центр останется прежним. Однажды наступит момент, когда само это занятие покажется ложным, и вы его бросите.Центральной точки больше не будет и вся вселенная станет центром.
В: Да, может быть. Но что мне делать сейчас?
М: Постоянно наблюдайте за своей вечно меняющейся жизнью, исследуйте глубокие мотивы, лежащие в основе ваших действий, и вскоре вы проколете окружающий вас пузырек. Цыпленок нуждается в скорлупе, чтобы расти, но приходит день, когда скорлупа должна быть разбита. Если этого не случится, будет только страдание и смерть....
… Стремление к освобождению мешает полноте сознания, а отсутствие такого желания приводит к несвободе! Потому, постоянное осознание (наблюдателя) предпочтительнее. Единственной причиной несвободы и освобождения является движение в сознании. Наблюдение прекращает это движение. Чувство эго прекращается в тот миг, когда ты его наблюдаешь, потому что у него более нет никакой поддержки. Кто же тогда и кем лишен свободы и кто кем освобождается?..
Р.М. — Он реален в той же мере, что и видящий его. Видящий, видимое и видение образуют триаду. Реальность запредельна этим трем. Они преходящи, временны, — они появляются и исчезают. Истина же пребывает вечно.
В. — А созерцание Бога?
Р.М. — В «Бхагавадгите» Шри Кришна говорит Арджуне: «Можешь видеть Меня таким, каким хочешь». Это означает, что образ Его обусловлен желаниями и наклонностями созерцающего. Люди говорят о «созерцании Бога», и все же каждый рисует Его сам. В зримом присутствует зрящий.
Гипнотизер ведь тоже может заставить тебя видеть необычные вещи. В этом случае ты говоришь о «фокусе», тогда как в другом случае — о «Боге». С чем связано такое различие? Ничто зримое не может быть реальным…