на выходных отрыл в немецком интернете интереснейший текст. это запись бесед некоего Шри Ганешварананды Парамахамсы, изданная в Бомбее на хинди в 1870-м году. Ганешварананда (точно я в прошлой жизни :-)))) был учителем линии вирья-шиваизма, которая и сейчас существует в Индии. книга выложена в сети отрывками и, как сказано, в любительском переводе на немецкий (только линк для скачивания). я перевел первые две страницы на ридну мову и выкладываю здесь не без некоторой гордости за содеянное. будет время — переведу еще. кстати: в правильной санскритской озвучке следует говорить Щива и Щакти. для точности я изменил обычную русскую транскрипцию. ом!
Да, это такая фатальная ошибка населения — все объявить божественным и ждать, что все чудом само пройдет.
чтобы не быть невежливым, отвечу — хотя и с запозданием.
Тантра, равно как и адвайта, постулирует тотальность Божественного (Шивы, Брахмана, Абсолюта). однако, в отличие от адвайты, она не постулирует «независимость» авидьи, но описывает ее как одно из свойств Шивы — свойство к самоомрачению. таким образом, подход к проблеме страдания здесь совсем иной. мы исследуем механизмы возникновения страдания (я об этом много писал) не на предмет избавления от него, а для того, чтобы определить свойства Абсолюта, делающие страдание возможным. в ходе такого исследования мы выходим на коренное свойство страдания как способа «переживания себя в отдельности». если это распознано, мы обнаруживаем далее, что страдание как таковое есть лишь сугубо частный, эпизодический фактор такого переживания, и этот фактор может быть откорректирован — разумеется, при наличии четкого осознания упомянутых процессов. затем мы выходим на осознание того, что переживающий «себя», процесс переживания и само «себя» не только исполнены Божественной Воли и блаженства, но также относятся к одному и тому же «лицу» — то бишь, Сознанию, или Шиве. с этой точки зрения страдание становится иррелевантным — даже если вассаны и прочие факторы, его вызывающие не искоренены. это происходит за счет обнаружения того, что сущность Сознания в страдании, в блаженстве и в безличном свидетельствовании остается неизменной, не будучи никак затронутой этими тремя факторами. вот примерно так…
А теперь у меня вопрос к вам: для вас страдание — норма? Для меня нет. И не представляю, какой ум и зачем будет это оправдывать. Естественность уже на столько забыта, что оправдывается извращенное состояние ума…
хороший вопрос, но на него в такой формулировке ответить невозможно. конечно, страдание — нехорошо, а не-страдание — хорошо. это в разрезе вашей постановки темы. а если, как предлагаю я, взглянуть на предмет «глазами Бога», окажется, что со страданием все не так просто. исходя из вашей позиции, вам придется всегда искать альтернативу страданию, и выхода отсюда нет, поскольку любое не-страдание будет лишь ответом на страдание, которое никуда не делось, хотя и как бы «исчерпано». я же говорю: и страдание, и не-страдание есть состояния Бога и пребывают в Боге, что совершенно нивелирует их по отношению друг к другу. то, что предстает как страдание, есть лишь форма, в которой Бог переживает сам себя на этом уровне реализации, не более и не менее. и Он, естественно, не страдает — равно как и не блаженствует, поскольку Его абсолютная Сущность неизменна во всех состояниях. если эта неизменная Сущность будет равно распознана и в страдании, и в не-страдании, то работу можно считать завершенной. имхо, конечно.
а гнев, страх и прочее такое всякое — это аспекты чего? чего-то сильно некошерного? как хорошо вычленить себе все милое и мимимишное, пристегнув его к Самому Хорошему, а все остальное такого права навсегда и навеки лишить. и получается у нас Самое Хорошее vs. Все Остальное, а его — ффф топпкууу. с глаз долой, из сердца вон, на душе праздник…
адвайта указывает непосредственно на истинную сущность Шивы, и это совершенно легитимно. проблема в том, что забывают указать на то, где, в чем и как именно эта сущность реализуется. и вольно или невольно выходит у нас так, что есть «сущность» (в плюсе) и «все остальное» (в минусе). тогда не остается ничего другого как «послать все к черту» и надеяться, что «сущность» останется как бы сама по себе, без посланного к черту «всего». но такого как правило не случается…
давно хотел разобраться, почему меня отталкивают многие актуально проповедуемые версии адвайты. теперь, кажется, понял. выкладываю сырьем, как понялось.
а почему? а потому, что в какую сторону ни крутни — кругом одно Сознание! любое движение куда-то есть одновременно и движение от чего-то. вопрос лишь, с какой стороны смотреть…
и что особенно важно: когда видишь аспекты, лежащие в основе эго-импульсов, начинаешь выходить из эго-кошмара, начинаешь понимать, что каждая мысль — это просто такая себе «озвучка» совершенно нейтрального импульса, чисто энергетическое движение Сознания в себе самом. это отличная практика, позволяющая прямо в сердцевине эго обнаруживать то, что стоит за ним, развязывать узлы. формальная «омраченность» Трех Действий никак не влияет на их суть, как болотная вода не пятнает лотос. как там наш друг говорит… ЙА ДАЛ ВАМ ВВОД, сыны мои и дщери ))))
почитал комменты… как сильно и разнообразно отзывается «чувство я» в Точке Боли! ухххх… особливо друг Сварупа… и обратил внимание: глаза прям сами ищут гадость, написанную ПРО МЕНЯ! ой, а в следующей строке ведь еще гаже… а здесь Феликс уже с другой стороны втыкает… ой, а Дашка, солнышко, бальзамом на рану… пааасибааа!!!
ой, блин, а там еще где-то Раф написал, что типо знает, как развязывать сердечный узел, а я не знаююююю… бедный яяяяя… (движение внутрь, в сторону умаления, к не-бытию, страдание) меня малоооо таааак… (аспект Пустотности, скрытая Смерть).
да х-й там он знает как развязывать!!! брешет, гнидаааа!!! тока выепывается тууут!!! (движение наружу, в сторону увеличения, к становлению, к наполнению, аспект Присутствия). я Сварупа вообще полное ничтожество!!! (меня становится все больше и больше — интенсивное «чесание себя» — кароче, Жизнь полным ходом, и меня страшно много).
уффф… пойду-ка я лучше продукты из рюкзака выну, бульон разогрею да покушаю. с ума с вами тут сойдешь просто (движение «поверх всего», к свидетельствованию, игнорирование как тонкое избегание первых двух движений, третий аспект Шивы, Св. Дух).
неее, ну я ж покушаю и вернусь! тут же три таких блюда сервировано. а сколько всего мне еще понапишут за вечер! а Дракон если пожалует!!! неее, меня отсюда за уши не оттянешь (Энергия Любви, Шакти, направленная к самому себе, от Шивы — к Шиве, желание переживать вновь и вновь все три аспекта, иччха-шакти).
и это же все обо мне! обо мне! ОБО МНЕ!!! (желание Шивы знать себя через знаемое «я» и переживать себя как «знаемое» в наиболее возможном количестве аспектов).
ну скажите только после всего этого, что я не крут! (быстрое, в принципе, мерцающее переключение с одного аспекта на другой — спанда).
а феня с дух. учениями такая: если человек по жизни кондиционирован на любовь к себе (знание себя) через боль, через не-бытие, пустотность, но он найдет себе учение по типу «к черту все!» но такое учение лишь усугубит его кондиционирование, хотя формально он реально продвинется в данном направлении, поскольку оно «его». а как только в очередной раз грохнется в «личку», тотчас закричит «к черту все!» — и дальше как по писаному…
wildyogi.info/ru/posvasenie-v-vira-saiva-sampradau-v-gokarne-karnataka-india-mart-2018
в предыдущем комменте я ошибся, правильное название — вира-шиваизм, вира-шайва.
Тантра, равно как и адвайта, постулирует тотальность Божественного (Шивы, Брахмана, Абсолюта). однако, в отличие от адвайты, она не постулирует «независимость» авидьи, но описывает ее как одно из свойств Шивы — свойство к самоомрачению. таким образом, подход к проблеме страдания здесь совсем иной. мы исследуем механизмы возникновения страдания (я об этом много писал) не на предмет избавления от него, а для того, чтобы определить свойства Абсолюта, делающие страдание возможным. в ходе такого исследования мы выходим на коренное свойство страдания как способа «переживания себя в отдельности». если это распознано, мы обнаруживаем далее, что страдание как таковое есть лишь сугубо частный, эпизодический фактор такого переживания, и этот фактор может быть откорректирован — разумеется, при наличии четкого осознания упомянутых процессов. затем мы выходим на осознание того, что переживающий «себя», процесс переживания и само «себя» не только исполнены Божественной Воли и блаженства, но также относятся к одному и тому же «лицу» — то бишь, Сознанию, или Шиве. с этой точки зрения страдание становится иррелевантным — даже если вассаны и прочие факторы, его вызывающие не искоренены. это происходит за счет обнаружения того, что сущность Сознания в страдании, в блаженстве и в безличном свидетельствовании остается неизменной, не будучи никак затронутой этими тремя факторами. вот примерно так…
ой, блин, а там еще где-то Раф написал, что типо знает, как развязывать сердечный узел, а я не знаююююю… бедный яяяяя… (движение внутрь, в сторону умаления, к не-бытию, страдание) меня малоооо таааак… (аспект Пустотности, скрытая Смерть).
да х-й там он знает как развязывать!!! брешет, гнидаааа!!! тока выепывается тууут!!! (движение наружу, в сторону увеличения, к становлению, к наполнению, аспект Присутствия). я Сварупа вообще полное ничтожество!!! (меня становится все больше и больше — интенсивное «чесание себя» — кароче, Жизнь полным ходом, и меня страшно много).
уффф… пойду-ка я лучше продукты из рюкзака выну, бульон разогрею да покушаю. с ума с вами тут сойдешь просто (движение «поверх всего», к свидетельствованию, игнорирование как тонкое избегание первых двух движений, третий аспект Шивы, Св. Дух).
неее, ну я ж покушаю и вернусь! тут же три таких блюда сервировано. а сколько всего мне еще понапишут за вечер! а Дракон если пожалует!!! неее, меня отсюда за уши не оттянешь (Энергия Любви, Шакти, направленная к самому себе, от Шивы — к Шиве, желание переживать вновь и вновь все три аспекта, иччха-шакти).
и это же все обо мне! обо мне! ОБО МНЕ!!! (желание Шивы знать себя через знаемое «я» и переживать себя как «знаемое» в наиболее возможном количестве аспектов).
ну скажите только после всего этого, что я не крут! (быстрое, в принципе, мерцающее переключение с одного аспекта на другой — спанда).
вот такая у нас с вами тантра, малятки ))))