Юнг в помощь. Это он ввел понятие – самость.
Первоначально Юнг рассматривал самость, как охватывающую сознательное и бессознательное, но позднее он дифференцировал самость и эго следующим образом:
«Эго относится к самости как движимое к движущему или как объект к субъекту, поскольку определяющие факторы, которые излучает самость, окружают эго со всех сторон и поэтому являются для него подчиняющими. Самость, как и бессознательное, существует a priori, и из нее развивается эго»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г. ЮНГА: К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ САМОСТИ www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/976/976089.htm
Печальна участь Эго, которое возомнило себя просветлённым, полагаясь на собственные силы и амбиции. Можно со всей серьёзность и важностью практиковать и медитировать, при этом всё время беспокоиться правильное или неправильное у нас состояние, но так и остаться в плену своего иллюзорного, болезненного эго. Нужно оставить всё как есть и дать отдохнуть уставшему уму и сердцу. Внешнее «я» убить невозможно, можно его исЦЕЛить, соединить с внутренним «я».
Называют его высшим «я», супер-эго «пуруша» (дух), «просветлённым» или «таковостью», «самостью» — это будет всё то же внутреннее «я».
Хороший пример приятия своего истинного «я» — сатори в Дзен описывает Судзуки: Чао-Пен видит, как его ложное «я» разорвало в щепки и унесло как бы внезапным порывом сильного ветра. И вот сидит он, тот же самый и всё-таки совершенно иной – вечный Чао-Пен, имени которого он уже не знает, одновременно смиренный и могущественный, страшный и забавный, вознёсшийся над словами и над всяким сравнением, над «да» и «нет», над «субъектом» и «объектом», над «я» и «не-я». Это подобно удивительной, потрясающей, невыразимой, благоговейной, смиренной радости, с которой христианин сознаёт: «я и Господь – одно». Если же он пытается истолковать это единство словами – начинает, к примеру, говорить о слиянии двух субстанций – то вынужден постоянно одёргивать себя: «нет, не то, не то».
Прежде всего, ещё до сатори Чао-Пен находится в состоянии молчаливой сосредоточенности. (Он «свободен от мыслей». Он вступил в «облако неведения», в котором ум «пуст», но не опустошён и не пассивен. Ибо его отрешённость есть своего рода полнота, и его тишина не мертва и не бездеятельна. Она заряжена бесконечными возможностями и напряжённым ожиданием их осуществления, без малейшего представления о том, чем оно окажется, и желания придать ему заранее продуманную форму или определённое направление. Это состояние описано как «спокойствие источника ума», Чао-Пен был способен принять — и, наверное, действительно принял — не задавая никаких вопросов и без малейшего психологического усилия — нечто такое, чего он не знал и о чём не ЗАБОТИЛСЯ.
Как насчет того, чтобы рассматривать учение о не-я, не как утверждение о необходимости отсутствия эго, а как часть тренировки по развитию здорового эго? Идея может казаться не логичной, но это не является свидетельством ее бесполезности. Хотя многие верят в то, что эго является источником беспокойств для человека, Тханиссаро Бхикку обучает тому, что здоровое эго — очень важное средство на пути Просветления.: advaitaworld.com/blog/22331.html
Возможно, в его концепции подразумевается Homo sapiens или по Ницше – это идея “сверхчеловека”, поскольку философа Фуко сравнивали с Ницше, прослеживается параллель между заявлением Ницше о том, что Бог умер: “Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить еще и его тень!” Неоднозначные высказывания, но философию нигилизма можно понять в контексте того, что речь идет о душах людей, о морали в обществе. Люди убивают себя своим рационализмом, малодушием и эгоизмом.
Первоначально Юнг рассматривал самость, как охватывающую сознательное и бессознательное, но позднее он дифференцировал самость и эго следующим образом:
«Эго относится к самости как движимое к движущему или как объект к субъекту, поскольку определяющие факторы, которые излучает самость, окружают эго со всех сторон и поэтому являются для него подчиняющими. Самость, как и бессознательное, существует a priori, и из нее развивается эго»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г. ЮНГА: К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ САМОСТИ
www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/976/976089.htm
Называют его высшим «я», супер-эго «пуруша» (дух), «просветлённым» или «таковостью», «самостью» — это будет всё то же внутреннее «я».
Хороший пример приятия своего истинного «я» — сатори в Дзен описывает Судзуки: Чао-Пен видит, как его ложное «я» разорвало в щепки и унесло как бы внезапным порывом сильного ветра. И вот сидит он, тот же самый и всё-таки совершенно иной – вечный Чао-Пен, имени которого он уже не знает, одновременно смиренный и могущественный, страшный и забавный, вознёсшийся над словами и над всяким сравнением, над «да» и «нет», над «субъектом» и «объектом», над «я» и «не-я». Это подобно удивительной, потрясающей, невыразимой, благоговейной, смиренной радости, с которой христианин сознаёт: «я и Господь – одно». Если же он пытается истолковать это единство словами – начинает, к примеру, говорить о слиянии двух субстанций – то вынужден постоянно одёргивать себя: «нет, не то, не то».
Прежде всего, ещё до сатори Чао-Пен находится в состоянии молчаливой сосредоточенности. (Он «свободен от мыслей». Он вступил в «облако неведения», в котором ум «пуст», но не опустошён и не пассивен. Ибо его отрешённость есть своего рода полнота, и его тишина не мертва и не бездеятельна. Она заряжена бесконечными возможностями и напряжённым ожиданием их осуществления, без малейшего представления о том, чем оно окажется, и желания придать ему заранее продуманную форму или определённое направление. Это состояние описано как «спокойствие источника ума», Чао-Пен был способен принять — и, наверное, действительно принял — не задавая никаких вопросов и без малейшего психологического усилия — нечто такое, чего он не знал и о чём не ЗАБОТИЛСЯ.
Как насчет того, чтобы рассматривать учение о не-я, не как утверждение о необходимости отсутствия эго, а как часть тренировки по развитию здорового эго? Идея может казаться не логичной, но это не является свидетельством ее бесполезности. Хотя многие верят в то, что эго является источником беспокойств для человека, Тханиссаро Бхикку обучает тому, что здоровое эго — очень важное средство на пути Просветления.: advaitaworld.com/blog/22331.html