Человеческий мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего.
Думающий может думать практически обо всем. Как показала история, он может думать, что Земля покоится на спинах бесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывет в пространстве. В это верят миллионы людей (включая автора этой книги). Сравнительная религия и философия показывают, что Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм). Он может думать, что живет в христианском, марксистском, научно-релятивистском или нацистском мире — и это еще далеко не все варианты.
Как часто наблюдалось психиатрами и психологами (к вящей досаде их медицинских коллег), Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление.
Доказывающий — это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает.
Вот типичный пример, породивший невероятные ужасы в этом столетии: если Думающий думает, что все евреи богаты, Доказывающий это докажет. Он найдет свидетельства в пользу того, что самый бедный еврей в самом захудалом гетто где-то прячет деньги. Подобным образом, феминистки способны верить, что все мужчины (включая голодных бродяг, которые живут на улицах) эксплуатируют всех женщин (включая английскую королеву).
Если Думающий думает, что Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий услужливо организует восприятие так, чтобы оно соответствовало этой идее; если Думающий передумает и решит, что Земля вращается вокруг Солнца, Доказывающий организует свидетельства по-новому.
Если Думающий думает, что «святая вода» из Лурда излечит его люмбаго, Доказывающий будет искусно дирижировать сигналами от желез, мышц, органов и т.д. до тех пор, пока организм вновь не станет здоровым.
Конечно, довольно легко понять, что мозг других людей устроен именно так; намного труднее осознать, что точно так же устроен наш собственный мозг.
Нейронные цепочки активируют разные зоны мозга… в результате видение и понимание у персонажей разнятся… они даже спорить начинают по поводу верной картины видения…
Вот что я сейчас придумал.
Три важнейших преимущества внутримыслия
Внутримыслие означает наблюдение без вмешательства, и благодаря этому я получаю три очень важных преимущества.
Во-первых, воздерживаясь от участия, я не трачу свою нынешнюю ментальную энергию на работу с предрассудками из прошлого. Эти старые записи из хранилищ памяти обладают собственной энергией. В прошлом я легко шел на поводу у эго, веря, что оно поможет мне стать счастливее. Коварное эго расходовало мою свежую ментальную энергию на укрепление иллюзий надежды и счастья. А когда я стал просто наблюдать деятельность эго, этот отток моей жизненной энергии прекратился.
Во-вторых, когда мы перекрываем поток своей жизненной энергии к эго, эго чахнет и утрачивает свое влияние на наш ум. В некоторых наших воспоминаниях запасена очень сильная эмоциональная энергия. Оказавшись во власти эмоций, мы теряем всякую власть над собой. Допустим, ты решил сесть на диету и больше не есть сладкого. Затем, когда приходит время обеда, твой ум начинает твердить, что не будет ничего страшного, если ты слопаешь аппетитный пончик, томно поглядывающий на тебя из блюда для сладостей. С другой стороны доносится голос: «Но мне действительно не следует есть сладкого». И в ответ: «Ты сегодня и так молодец! А один пончик тебе не навредит». Две минуты спустя ты доедаешь третий пончик, хотя он и горчит чувством вины.
Эта ментальная война между «можно» и «нельзя» на самом деле идет между прошлым и будущим. В прошлом ты позволил себе слишком растолстеть, поэтому в будущем тебе стоит отказаться от сладкого, чтобы похудеть. Ты думаешь, что, если эта часть мозга, которая хочет похудеть, одержит победу над той частью мозга, которая хочет сладкого, ты сбросишь вес и будешь счастливым. Не хотелось бы тебя разочаровывать, дружище. Это две стороны одной медали, и если ты победишь, то ты же и потерпишь поражение.
Это сражение между «добром» и «злом» — всего лишь спектакль, поставленный твоим старым врагом, эго. Сплошные сценические трюки. Они разработаны для того, чтобы отвлечь твое внимание от реального источника радости и любви — от настоящего. Даже если ты, обладая колоссальной силой воли, действительно избавишься от жира и станешь живым образцом красоты и здоровья, полярности ума все равно не дадут тебе покоя. Тебе придется бороться с такими ментальными механизмами, как гордыня и тщеславие. Теперь, когда ты обрел внешнюю красоту, тебе нужно сражаться за ее сохранение — а это, как все мы знаем, заведомо проигрышная битва.
Вступая в затеянную эго битву, ты даешь ему силу. По существу, эго — это фикция. Оно как тень. Эго существует лишь потому, что мы питаем его энергией. Если мы прекратим это делать, оно зачахнет и умрет. Чтобы уморить эго, нужно прекратить танцевать фанданго между прошлым и будущим. Когда мы просто наблюдаем, но не вовлекаемся в спектакль, эго не получает питания.
Приходилось ли тебе участвовать в скандале с одним участником? Нет, потому что это невозможно. Если кто-то хочет с тобой поругаться, а ты не участвуешь, скандала не получается. Твой «оппонент» старательно нажимает на все твои кнопки, но безрезультатно… Вначале он испытывает растерянность. Поняв, что ты присутствуешь в ситуации, но как наблюдатель, а не участник, он может удвоить свои усилия, пытаясь втянуть тебя в противостояние. Его эго очень боится твоей отстраненности, поскольку для него это означает утрату контроля над ситуацией. Если бы «соперник» тоже стал сейчас наблюдать за происходящим, то и его эго исчезло бы… В конце концов без участия с твоей стороны скандалист устанет и оставит тебя в покое. Но стоит тебе ответить хоть одним обидным словом, жалобой или оправданием, как он набросится на тебя с удвоенными силами.
Точно так же и с эго. Чем больше ты питаешь его, тем сильнее оно становится. А когда ты наблюдаешь, не вмешиваясь, эго ослабевает и в конце концов умирает. Навсегда остается лишь призрак эго — бледное напоминание о том, как опасно вступать в танец с такого рода сущностями.
Третье важное преимущество наблюдения совершенно неожиданно. Когда ты практикуешь внутримыслие, энергия, запасенная в памяти, которая прежде использовалась для углубления иллюзии личного роста, идет на усиление чистого присутствия. Чем больше ты наблюдаешь, тем проще тебе наблюдать. Стоит трансформировать эту духовную энергию, и ты ее уже больше никогда не утратишь! Даже если ты снова заснешь и будешь видеть эго-сны, то, что ты обрел, никуда не денется. Это как в долгом путешествии: заснув, ты просыпаешься там, где лег спать, а не в исходной точке. Когда ты снова пробудишь свое Истинное Я, оно будет на прежнем уровне чистого осознания. Каждое новое пробуждение дается тебе легче, чем предыдущее, — до тех пор, пока ты не обретешь импульс. А тогда оно будет происходить вообще без усилий.
Память — это «я»
В первой главе мы рассматривали разницу между Я и я. Мы говорили, что Я универсально и безгранично. С другой стороны, я состоит из частностей, которые мы обычно используем для того, чтобы дать определение себе. Малое я — это то, кто мы есть, что мы делаем, во что верим, кого любим и т. д. Малое я — это память. Если мы знаем только я, то знаем лишь свои ограничения, дающие очень мимолетный взгляд на то, кем мы являемся на самом деле. Если наш ум часто отправляется в прошлое, мы живем в памяти. Память удерживает я от познания Я. Малое я — это прошлое. Малое я не существует сейчас.
Память накладывает мысли поверх мышления. Большое Я скрывается за малым я. Большое Я оказывается оттеснено нашим прошлым. А мы уже знаем, что прошлого не существует. «Хм, — скажешь ты, — если прошлого не существует, тогда как оно может влиять на настоящее?» Это серьезный вопрос. И ответ на него может разрушить цепи, приковывающие тебя к прошлому и даже к будущему.
Если ты думаешь о будущем или прошлом, когда ты думаешь это? Правильно, ты думаешь прямо сейчас. Невозможно думать в прошлом или будущем. Однако думать о прошлом или о будущем вполне можно. Мышление о чем-то происходит прямо сейчас, в настоящем. Так что, как видишь, у тебя нет прошлого. Только воспоминания о нем. И воспоминания эти происходят сейчас. Это всего лишь иллюзия. Это сон о том, что прошлое более важно, чем Я нынешнее. Если ты веришь в эту иллюзию, то живешь во сне. Если нет, то бодрствуешь.
А разве память не необходима для выживания? Да, память — это очень мощный инструмент, совершенно необходимый для нашего благополучия. И сейчас, когда мы уличили память в стольких злодействах, я должен сказать, что виновата во всем этом вовсе не она. Если ты заснул за рулем и машина улетела в кювет, разве машина в этом виновата? Человек засыпает, а память творит что попало. Она — как и автомобиль — представляет собой всего лишь инструмент Ею нужно управлять, о ней нужно заботиться.
Если память перебирает на себя управление, то от кого? Кто перестает обращать внимание на происходящее? Это, конечно же, Я. Большое Я представляет собой осознание текущего момента. Когда Я начинает верить, что у Него есть прошлое, оно превращается в я. Оно полностью попадает во власть этой иллюзии и выстраивает сложнейшую матрицу для поддержания своего миража. Когда Я засыпает, на его место проникает наш старый враг эго и берет управление на себя. Пока Я не обращает на происходящее никакого внимания, эго использует память для того, чтобы убедить нас в том, что будущее и прошлое существуют на самом деле, что они обладают достаточным весом и значением, чтобы определять наш душевный покой.
Теперь ты видишь, насколько умным и извращенным является наше жадное эго? Прошлое рассказывает нам о том, что мы сейчас не так счастливы, как могли бы быть, но если будем совершать правильные поступки или любить правильных людей, то сможем стать счастливыми в будущем. Многие из нас погружаются в сон прямо в этот момент. Возможно, ты сейчас говоришь себе: «Все правильно, я должен многое сделать для обретения счастья в будущем». Видишь, как мы соскальзываем в автомыслие7. Работая над книгой, ты уже ощутил состояние «без мыслей», а затем научился наблюдать свое мышление. При этом ты вполне мог размышлять о будущем или о прошлом, но при этом осознавал процесс мышления. Твое Я наблюдало за я. Ты практиковал внутримыслие.
Автомыслие представляет собой нечто противоположное. Автомыслие — это когда ты забываешь о том, что ты думаешь. Твой ум тычется во все стороны, расходует жизненную энергию на иллюзию того, что счастье может прятаться непосредственно за следующей мыслью. Это как умирающий от жажды человек, бредущий через барханы к миражу. Он видит перед собой прохладную животворящую воду, однако до нее не дойти.
Вот при мер, который поможет тебе понять разницу между внутримыслием и автомыслием. Тебе когда-нибудь приходилось прочесть абзац в книге и в конце осознать, что ты совершенно не помнишь прочитанного? Твой ум метался между прошлым и будущим, совершенно не осознавая, чем ты занимаешься сейчас. И даже если ты анализировал или оценивал то, что читаешь, ты все равно осуществлял автомыслие. Когда же ты просто читаешь и обращаешь внимание па то, что читаешь, это внутримыслие. Вот так. Разница очень проста. И это простое различие оказывается решающим.
Куда уходит подуманная мысль?
Куда уходит мысль после того, как ты ее додумаешь? Интересный вопрос, правда? Этот вопрос может озадачить даже больше, чем «Откуда приходит мысль?», «Существуют ли разные виды мыслей?» и «Влияют ли мысли на мое мышление и на мои чувства и если да, то как?» Если в данный момент твоими мыслительными процессами управляет правое полушарие мозга, то ты можешь также спросить себя: «А какая разница?» Если этот последний вопрос действительно возник в твоей голове, то все же не прерывай чтение. Полагаю, что дальнейшая беседа увлечет тебя.
Давай рассмотрим первый вопрос несколько внимательнее. Куда уходят мысли? Мысли суть ментальная энергия. После того как мысль додумана, рассеивается ли эта энергия, сливаясь с источником, откуда пришла? Если да, то от мыслей не должно оставаться никакого следа. А это не так. Следы от мыслей остаются. Они находятся в уме, и мы называем их воспоминаниями.
Прежде чем продолжать, нам нужно определиться с парочкой терминов, чтобы не усложнять весьма простую концепцию. Мышление происходит прямо сейчас — в настоящем. Мысли же имели место в прошлом. Мысли — это результаты прошлого мышления, и они хранятся в памяти.
Итак, мышление осуществляется в настоящем, а мысли были выработаны в прошлом.
Ученые утверждают, что каждая когда-либо возникавшая у нас мысль хранится в нашей памяти. Если мы что-то забываем, это не означает, что информация стерлась из памяти — просто в данный момент нам не удается перенести ее в сознание. И из того, что мы что-то забыли, отнюдь не следует, что забытая информация не оказывает на нас никакого влияния.
Бессознательные мысли вызывают множество неприятностей в нашей жизни. Фактически, бессознательное мышление является источником всех наших проблем.
Нам кое-что известно о бессознательных мыслях. Это старый хлам, хранящийся где-то в памяти. Но как возможно бессознательное мышление? Разве мы не осознаем то, о чем думаем сейчас? В девяноста девяти процентах случаев — НЕТ, не осознаем. Это неосознанное мышление и называется ав- томыслием. И оно представляет проблему.
Оставшись почему-то без поводыря, мы отчаянно пытаемся найти его снова. Мы жаждем, чтобы нас направили — пусть даже не в ту сторону. Утратив направление, мы паникуем и с головой окунаемся в суету — в эмоциональный омут неудовлетворенности, чувства вины и жалости к себе. Нам кажется, что нужно постоянно что-нибудь делать. Кажется, что нужно любой ценой избегать ничегонеделанья, однако именно из Ничего является Все (подробнее об этом поговорим в главе четырнадцатой «Как Не-знать»).
Когда я говорю, что у меня нет надежды, это означает, что я отказался делать что-то сам. Хотя нет — от чего мне, собственно, отказываться? Лучше заменить слово «отказался» на «сдался». Сдача означает, что мы больше не смотрим в будущее, ожидая, что дела пойдут лучше. Это означает, что мы осознаем свое Истинное Я и ждем, какие возможности предложит нам это состояние безграничных возможностей.
Арджуна ни от чего не отказывался. Он просто прекратил баламутить воды своего ума и дождался, когда в незамутненном уме станет видна Божественная путеводная звезда. Он сдался. Арджуна ушел в измененное состояние сознания и при этом не думал и не совершал никаких действий. Тебе это знакомо? Предложенные в этой книге упражнения увели тебя в состояние сдачи — без мыслей и без действия. В этом состоянии безмолвного свидетельствования твоей мыслью руководит, ни много ни мало, вся организующая сила вселенского порядка. Надежда тут ни при чем.
Каждый миг содержит в себе решение, требующееся прямо сейчас. Когда мы с надеждой смотрим в будущее, мы упускаем ответ, предлагаемый настоящим. Нам нравится, когда все идет, как мы запланировали. То есть мы хотим, чтобы жизнь складывалась так, как считаем нужным мы. Если происходит иначе, мы говорим, что дела пошли «неправильно». Мы стремимся к такому разрешению, какое задумали сами. Этот узкий взгляд на вещи исключает те варианты, которые лежат вне сферы нашего знания и опыта.
Когда ты практикуешь автомыслие, ум остается пленником созданного тобой времени, которое отделено от вневременного целого. Он становится лишь осколком целого. Когда же ты практикуешь внутримыслие, ум воссоединяется с целым. Он становится самой Целостностью.
Как только ты сдаешься и отступаешься от своего привычного образа жизни, ты автоматически попадаешь в резонанс со вселенским порядком. В тот же миг ты ощущаешь, как стресс, напряжение и страх испаряются, уступая место таким эйфо-чувствам, как покой, безмятежность и радость. Поток мироздания движется в нужном тебе направлении.
Теперь ты свободен от мучительных трудов. Каждый миг твоей жизни свеж и изумителен.
Борьба заканчивается, как только ты сдаешься тому, что есть, — и просто наблюдаешь, как Оно разворачивает у тебя перед глазами твою жизнь.
Бхагавадгиту часто называют «Песнью жизни». Это история о победе добра над злом. А по большому счету, это история об успешных поисках своего Истинного Я. Сегодня мудрость этой книги так же актуальна, как и пять тысяч лет назад. История начинается с того, что на поле жизненной битвы встречаются две великие армии, одна из них представляет силы света, другая — силы тьмы. Армию света возглавляет Арджуна, главный герой повествования. Он вынужден вести битву против нарастающего вала негативных сил. Арджуна — лучник, и его задача проста: искоренить зло, обретшее власть, чтобы праведники вновь обрели влияние на Земле. Однако Арджуну терзает серьезный внутренний конфликт Чтобы выполнить свой воинский долг, ему нужно убивать родственников, учителей и друзей. Они попали под влияние могущественных негативных сил и подняли оружие против сил добра.
Этот сценарий знаком нам и ныне. Много хороших людей во все времена становились союзниками тиранов — то ли от отчаяния, то ли от страха, то ли из невежества. В мое сознании наиболее ярок пример нацистской военной машины, когда миллионы людей с самыми благими намерениями творили безумства, подстрекаемые болью и пламенной иррациональной надеждой на лучший мир.
Так что же делать Арджуне? Если он станет сражаться за добро, то придется убивать родных. Если откажется от борьбы, негативные силы захватят Землю. Арджуна обладает мощнейшим интеллектом, который уравновешен истинно сострадательным сердцем. Сидя в своей боевой колеснице под собирающимися в небе грозовыми облаками, он просто не может принять решение, как ему поступить. В полной растерянности Арджуна опускает свой лук и сдается на волю момента. Он понимает, что его ум не сможет самостоятельно разрешить дилемму. А еще он знает, что ее сможет разрешить Высший Разум, или Истинное Я.
Сдавшись текущему моменту, Арджуна создает зазор и мышлении. В этой тишине он даже и не пытается прорабатывать свои проблемы. Также он не питает никаких вредных отвлекающих эмоций вроде гнева или жалости к себе. В результате возникает некое внутреннее пространство, куда может проникнуть вселенский порядок, открыв сознание Арджуны для решения. Именно это и происходит. Истинное Я Арджуны принимает облик Господа Кришны и сострадательно помогает воину подняться над ситуацией н взглянуть на нее со стороны — откуда все терзающие его проблемы теряют значение.
Эта замечательная сцена описана в первой главе. Оставшаяся часть Бхагавадгиты посвящена решению проблем, создаваемых людьми. По существу, книга втолковывает нам, что проблема не в наших проблемах. Проблема — в ограниченности нашего ума, и нам необходимо остановить мышление достаточно надолго, чтобы свет Истинного Я озарил наши действия. И когда мы снова включаем мышление, оно уже осуществляется при поддержке вселенского порядка, пребывающего за пределами проблем.
Чувства обусловлены. Эйфо-чувства не обусловлены ничем; они порождаются осознанием Истинного Я.
Чем напряженнее конфликт тем бодрее чувствует себя эго. Иллюзия счастья порождает разительные контрасты, которые наполняют эго бодростью.
Думающий может думать практически обо всем. Как показала история, он может думать, что Земля покоится на спинах бесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывет в пространстве. В это верят миллионы людей (включая автора этой книги). Сравнительная религия и философия показывают, что Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм). Он может думать, что живет в христианском, марксистском, научно-релятивистском или нацистском мире — и это еще далеко не все варианты.
Как часто наблюдалось психиатрами и психологами (к вящей досаде их медицинских коллег), Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление.
Доказывающий — это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает.
Вот типичный пример, породивший невероятные ужасы в этом столетии: если Думающий думает, что все евреи богаты, Доказывающий это докажет. Он найдет свидетельства в пользу того, что самый бедный еврей в самом захудалом гетто где-то прячет деньги. Подобным образом, феминистки способны верить, что все мужчины (включая голодных бродяг, которые живут на улицах) эксплуатируют всех женщин (включая английскую королеву).
Если Думающий думает, что Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий услужливо организует восприятие так, чтобы оно соответствовало этой идее; если Думающий передумает и решит, что Земля вращается вокруг Солнца, Доказывающий организует свидетельства по-новому.
Если Думающий думает, что «святая вода» из Лурда излечит его люмбаго, Доказывающий будет искусно дирижировать сигналами от желез, мышц, органов и т.д. до тех пор, пока организм вновь не станет здоровым.
Конечно, довольно легко понять, что мозг других людей устроен именно так; намного труднее осознать, что точно так же устроен наш собственный мозг.
сейчас книгу Ф.Кислоу читаю, в ней логически (и не только) обосновывается что само движение мысли… и есть страх
Вот что я сейчас придумал.
Внутримыслие означает наблюдение без вмешательства, и благодаря этому я получаю три очень важных преимущества.
Во-первых, воздерживаясь от участия, я не трачу свою нынешнюю ментальную энергию на работу с предрассудками из прошлого. Эти старые записи из хранилищ памяти обладают собственной энергией. В прошлом я легко шел на поводу у эго, веря, что оно поможет мне стать счастливее. Коварное эго расходовало мою свежую ментальную энергию на укрепление иллюзий надежды и счастья. А когда я стал просто наблюдать деятельность эго, этот отток моей жизненной энергии прекратился.
Во-вторых, когда мы перекрываем поток своей жизненной энергии к эго, эго чахнет и утрачивает свое влияние на наш ум. В некоторых наших воспоминаниях запасена очень сильная эмоциональная энергия. Оказавшись во власти эмоций, мы теряем всякую власть над собой. Допустим, ты решил сесть на диету и больше не есть сладкого. Затем, когда приходит время обеда, твой ум начинает твердить, что не будет ничего страшного, если ты слопаешь аппетитный пончик, томно поглядывающий на тебя из блюда для сладостей. С другой стороны доносится голос: «Но мне действительно не следует есть сладкого». И в ответ: «Ты сегодня и так молодец! А один пончик тебе не навредит». Две минуты спустя ты доедаешь третий пончик, хотя он и горчит чувством вины.
Эта ментальная война между «можно» и «нельзя» на самом деле идет между прошлым и будущим. В прошлом ты позволил себе слишком растолстеть, поэтому в будущем тебе стоит отказаться от сладкого, чтобы похудеть. Ты думаешь, что, если эта часть мозга, которая хочет похудеть, одержит победу над той частью мозга, которая хочет сладкого, ты сбросишь вес и будешь счастливым. Не хотелось бы тебя разочаровывать, дружище. Это две стороны одной медали, и если ты победишь, то ты же и потерпишь поражение.
Это сражение между «добром» и «злом» — всего лишь спектакль, поставленный твоим старым врагом, эго. Сплошные сценические трюки. Они разработаны для того, чтобы отвлечь твое внимание от реального источника радости и любви — от настоящего. Даже если ты, обладая колоссальной силой воли, действительно избавишься от жира и станешь живым образцом красоты и здоровья, полярности ума все равно не дадут тебе покоя. Тебе придется бороться с такими ментальными механизмами, как гордыня и тщеславие. Теперь, когда ты обрел внешнюю красоту, тебе нужно сражаться за ее сохранение — а это, как все мы знаем, заведомо проигрышная битва.
Вступая в затеянную эго битву, ты даешь ему силу. По существу, эго — это фикция. Оно как тень. Эго существует лишь потому, что мы питаем его энергией. Если мы прекратим это делать, оно зачахнет и умрет. Чтобы уморить эго, нужно прекратить танцевать фанданго между прошлым и будущим. Когда мы просто наблюдаем, но не вовлекаемся в спектакль, эго не получает питания.
Приходилось ли тебе участвовать в скандале с одним участником? Нет, потому что это невозможно. Если кто-то хочет с тобой поругаться, а ты не участвуешь, скандала не получается. Твой «оппонент» старательно нажимает на все твои кнопки, но безрезультатно… Вначале он испытывает растерянность. Поняв, что ты присутствуешь в ситуации, но как наблюдатель, а не участник, он может удвоить свои усилия, пытаясь втянуть тебя в противостояние. Его эго очень боится твоей отстраненности, поскольку для него это означает утрату контроля над ситуацией. Если бы «соперник» тоже стал сейчас наблюдать за происходящим, то и его эго исчезло бы… В конце концов без участия с твоей стороны скандалист устанет и оставит тебя в покое. Но стоит тебе ответить хоть одним обидным словом, жалобой или оправданием, как он набросится на тебя с удвоенными силами.
Точно так же и с эго. Чем больше ты питаешь его, тем сильнее оно становится. А когда ты наблюдаешь, не вмешиваясь, эго ослабевает и в конце концов умирает. Навсегда остается лишь призрак эго — бледное напоминание о том, как опасно вступать в танец с такого рода сущностями.
Третье важное преимущество наблюдения совершенно неожиданно. Когда ты практикуешь внутримыслие, энергия, запасенная в памяти, которая прежде использовалась для углубления иллюзии личного роста, идет на усиление чистого присутствия. Чем больше ты наблюдаешь, тем проще тебе наблюдать. Стоит трансформировать эту духовную энергию, и ты ее уже больше никогда не утратишь! Даже если ты снова заснешь и будешь видеть эго-сны, то, что ты обрел, никуда не денется. Это как в долгом путешествии: заснув, ты просыпаешься там, где лег спать, а не в исходной точке. Когда ты снова пробудишь свое Истинное Я, оно будет на прежнем уровне чистого осознания. Каждое новое пробуждение дается тебе легче, чем предыдущее, — до тех пор, пока ты не обретешь импульс. А тогда оно будет происходить вообще без усилий.
В первой главе мы рассматривали разницу между Я и я. Мы говорили, что Я универсально и безгранично. С другой стороны, я состоит из частностей, которые мы обычно используем для того, чтобы дать определение себе. Малое я — это то, кто мы есть, что мы делаем, во что верим, кого любим и т. д. Малое я — это память. Если мы знаем только я, то знаем лишь свои ограничения, дающие очень мимолетный взгляд на то, кем мы являемся на самом деле. Если наш ум часто отправляется в прошлое, мы живем в памяти. Память удерживает я от познания Я. Малое я — это прошлое. Малое я не существует сейчас.
Память накладывает мысли поверх мышления. Большое Я скрывается за малым я. Большое Я оказывается оттеснено нашим прошлым. А мы уже знаем, что прошлого не существует. «Хм, — скажешь ты, — если прошлого не существует, тогда как оно может влиять на настоящее?» Это серьезный вопрос. И ответ на него может разрушить цепи, приковывающие тебя к прошлому и даже к будущему.
Если ты думаешь о будущем или прошлом, когда ты думаешь это? Правильно, ты думаешь прямо сейчас. Невозможно думать в прошлом или будущем. Однако думать о прошлом или о будущем вполне можно. Мышление о чем-то происходит прямо сейчас, в настоящем. Так что, как видишь, у тебя нет прошлого. Только воспоминания о нем. И воспоминания эти происходят сейчас. Это всего лишь иллюзия. Это сон о том, что прошлое более важно, чем Я нынешнее. Если ты веришь в эту иллюзию, то живешь во сне. Если нет, то бодрствуешь.
А разве память не необходима для выживания? Да, память — это очень мощный инструмент, совершенно необходимый для нашего благополучия. И сейчас, когда мы уличили память в стольких злодействах, я должен сказать, что виновата во всем этом вовсе не она. Если ты заснул за рулем и машина улетела в кювет, разве машина в этом виновата? Человек засыпает, а память творит что попало. Она — как и автомобиль — представляет собой всего лишь инструмент Ею нужно управлять, о ней нужно заботиться.
Если память перебирает на себя управление, то от кого? Кто перестает обращать внимание на происходящее? Это, конечно же, Я. Большое Я представляет собой осознание текущего момента. Когда Я начинает верить, что у Него есть прошлое, оно превращается в я. Оно полностью попадает во власть этой иллюзии и выстраивает сложнейшую матрицу для поддержания своего миража. Когда Я засыпает, на его место проникает наш старый враг эго и берет управление на себя. Пока Я не обращает на происходящее никакого внимания, эго использует память для того, чтобы убедить нас в том, что будущее и прошлое существуют на самом деле, что они обладают достаточным весом и значением, чтобы определять наш душевный покой.
Теперь ты видишь, насколько умным и извращенным является наше жадное эго? Прошлое рассказывает нам о том, что мы сейчас не так счастливы, как могли бы быть, но если будем совершать правильные поступки или любить правильных людей, то сможем стать счастливыми в будущем. Многие из нас погружаются в сон прямо в этот момент. Возможно, ты сейчас говоришь себе: «Все правильно, я должен многое сделать для обретения счастья в будущем». Видишь, как мы соскальзываем в автомыслие7. Работая над книгой, ты уже ощутил состояние «без мыслей», а затем научился наблюдать свое мышление. При этом ты вполне мог размышлять о будущем или о прошлом, но при этом осознавал процесс мышления. Твое Я наблюдало за я. Ты практиковал внутримыслие.
Автомыслие представляет собой нечто противоположное. Автомыслие — это когда ты забываешь о том, что ты думаешь. Твой ум тычется во все стороны, расходует жизненную энергию на иллюзию того, что счастье может прятаться непосредственно за следующей мыслью. Это как умирающий от жажды человек, бредущий через барханы к миражу. Он видит перед собой прохладную животворящую воду, однако до нее не дойти.
Вот при мер, который поможет тебе понять разницу между внутримыслием и автомыслием. Тебе когда-нибудь приходилось прочесть абзац в книге и в конце осознать, что ты совершенно не помнишь прочитанного? Твой ум метался между прошлым и будущим, совершенно не осознавая, чем ты занимаешься сейчас. И даже если ты анализировал или оценивал то, что читаешь, ты все равно осуществлял автомыслие. Когда же ты просто читаешь и обращаешь внимание па то, что читаешь, это внутримыслие. Вот так. Разница очень проста. И это простое различие оказывается решающим.
Куда уходит мысль после того, как ты ее додумаешь? Интересный вопрос, правда? Этот вопрос может озадачить даже больше, чем «Откуда приходит мысль?», «Существуют ли разные виды мыслей?» и «Влияют ли мысли на мое мышление и на мои чувства и если да, то как?» Если в данный момент твоими мыслительными процессами управляет правое полушарие мозга, то ты можешь также спросить себя: «А какая разница?» Если этот последний вопрос действительно возник в твоей голове, то все же не прерывай чтение. Полагаю, что дальнейшая беседа увлечет тебя.
Давай рассмотрим первый вопрос несколько внимательнее. Куда уходят мысли? Мысли суть ментальная энергия. После того как мысль додумана, рассеивается ли эта энергия, сливаясь с источником, откуда пришла? Если да, то от мыслей не должно оставаться никакого следа. А это не так. Следы от мыслей остаются. Они находятся в уме, и мы называем их воспоминаниями.
Прежде чем продолжать, нам нужно определиться с парочкой терминов, чтобы не усложнять весьма простую концепцию. Мышление происходит прямо сейчас — в настоящем. Мысли же имели место в прошлом. Мысли — это результаты прошлого мышления, и они хранятся в памяти.
Итак, мышление осуществляется в настоящем, а мысли были выработаны в прошлом.
Ученые утверждают, что каждая когда-либо возникавшая у нас мысль хранится в нашей памяти. Если мы что-то забываем, это не означает, что информация стерлась из памяти — просто в данный момент нам не удается перенести ее в сознание. И из того, что мы что-то забыли, отнюдь не следует, что забытая информация не оказывает на нас никакого влияния.
Бессознательные мысли вызывают множество неприятностей в нашей жизни. Фактически, бессознательное мышление является источником всех наших проблем.
Нам кое-что известно о бессознательных мыслях. Это старый хлам, хранящийся где-то в памяти. Но как возможно бессознательное мышление? Разве мы не осознаем то, о чем думаем сейчас? В девяноста девяти процентах случаев — НЕТ, не осознаем. Это неосознанное мышление и называется ав- томыслием. И оно представляет проблему.
Когда я говорю, что у меня нет надежды, это означает, что я отказался делать что-то сам. Хотя нет — от чего мне, собственно, отказываться? Лучше заменить слово «отказался» на «сдался». Сдача означает, что мы больше не смотрим в будущее, ожидая, что дела пойдут лучше. Это означает, что мы осознаем свое Истинное Я и ждем, какие возможности предложит нам это состояние безграничных возможностей.
Арджуна ни от чего не отказывался. Он просто прекратил баламутить воды своего ума и дождался, когда в незамутненном уме станет видна Божественная путеводная звезда. Он сдался. Арджуна ушел в измененное состояние сознания и при этом не думал и не совершал никаких действий. Тебе это знакомо? Предложенные в этой книге упражнения увели тебя в состояние сдачи — без мыслей и без действия. В этом состоянии безмолвного свидетельствования твоей мыслью руководит, ни много ни мало, вся организующая сила вселенского порядка. Надежда тут ни при чем.
Каждый миг содержит в себе решение, требующееся прямо сейчас. Когда мы с надеждой смотрим в будущее, мы упускаем ответ, предлагаемый настоящим. Нам нравится, когда все идет, как мы запланировали. То есть мы хотим, чтобы жизнь складывалась так, как считаем нужным мы. Если происходит иначе, мы говорим, что дела пошли «неправильно». Мы стремимся к такому разрешению, какое задумали сами. Этот узкий взгляд на вещи исключает те варианты, которые лежат вне сферы нашего знания и опыта.
Когда ты практикуешь автомыслие, ум остается пленником созданного тобой времени, которое отделено от вневременного целого. Он становится лишь осколком целого. Когда же ты практикуешь внутримыслие, ум воссоединяется с целым. Он становится самой Целостностью.
Как только ты сдаешься и отступаешься от своего привычного образа жизни, ты автоматически попадаешь в резонанс со вселенским порядком. В тот же миг ты ощущаешь, как стресс, напряжение и страх испаряются, уступая место таким эйфо-чувствам, как покой, безмятежность и радость. Поток мироздания движется в нужном тебе направлении.
Теперь ты свободен от мучительных трудов. Каждый миг твоей жизни свеж и изумителен.
Борьба заканчивается, как только ты сдаешься тому, что есть, — и просто наблюдаешь, как Оно разворачивает у тебя перед глазами твою жизнь.
Бхагавадгиту часто называют «Песнью жизни». Это история о победе добра над злом. А по большому счету, это история об успешных поисках своего Истинного Я. Сегодня мудрость этой книги так же актуальна, как и пять тысяч лет назад. История начинается с того, что на поле жизненной битвы встречаются две великие армии, одна из них представляет силы света, другая — силы тьмы. Армию света возглавляет Арджуна, главный герой повествования. Он вынужден вести битву против нарастающего вала негативных сил. Арджуна — лучник, и его задача проста: искоренить зло, обретшее власть, чтобы праведники вновь обрели влияние на Земле. Однако Арджуну терзает серьезный внутренний конфликт Чтобы выполнить свой воинский долг, ему нужно убивать родственников, учителей и друзей. Они попали под влияние могущественных негативных сил и подняли оружие против сил добра.
Этот сценарий знаком нам и ныне. Много хороших людей во все времена становились союзниками тиранов — то ли от отчаяния, то ли от страха, то ли из невежества. В мое сознании наиболее ярок пример нацистской военной машины, когда миллионы людей с самыми благими намерениями творили безумства, подстрекаемые болью и пламенной иррациональной надеждой на лучший мир.
Так что же делать Арджуне? Если он станет сражаться за добро, то придется убивать родных. Если откажется от борьбы, негативные силы захватят Землю. Арджуна обладает мощнейшим интеллектом, который уравновешен истинно сострадательным сердцем. Сидя в своей боевой колеснице под собирающимися в небе грозовыми облаками, он просто не может принять решение, как ему поступить. В полной растерянности Арджуна опускает свой лук и сдается на волю момента. Он понимает, что его ум не сможет самостоятельно разрешить дилемму. А еще он знает, что ее сможет разрешить Высший Разум, или Истинное Я.
Сдавшись текущему моменту, Арджуна создает зазор и мышлении. В этой тишине он даже и не пытается прорабатывать свои проблемы. Также он не питает никаких вредных отвлекающих эмоций вроде гнева или жалости к себе. В результате возникает некое внутреннее пространство, куда может проникнуть вселенский порядок, открыв сознание Арджуны для решения. Именно это и происходит. Истинное Я Арджуны принимает облик Господа Кришны и сострадательно помогает воину подняться над ситуацией н взглянуть на нее со стороны — откуда все терзающие его проблемы теряют значение.
Эта замечательная сцена описана в первой главе. Оставшаяся часть Бхагавадгиты посвящена решению проблем, создаваемых людьми. По существу, книга втолковывает нам, что проблема не в наших проблемах. Проблема — в ограниченности нашего ума, и нам необходимо остановить мышление достаточно надолго, чтобы свет Истинного Я озарил наши действия. И когда мы снова включаем мышление, оно уже осуществляется при поддержке вселенского порядка, пребывающего за пределами проблем.