29 ноября 2013, 01:11

17. ОТРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Меджнун провел в странствиях три года. Три долгих года он разбивал ноги о придорожные камни, ночевал с бродягами под мостами, питался подаянием. Три года пролетели стремительно, как пролетает чайка над морем. Лейла была все также недоступна и недосягаема. Все, кого он спрашивал о ней, слышали о Лейле, но никто никогда ее не видел.
– Ты, наверное, придумал свою любовь, – говорили люди.
Но упрямец продолжал поиски.
Однажды он сидел у края арыка, глядя на отражения облаков, плывущих по поверхности прозрачной воды. Вдруг он увидел в воде, как в зеркале, что девушка, закутанная в дорогие шелка, подошла к нему. Она откинула золотистое покрывало, и Меджнун увидел ее черные пронзительные глаза, обрамленные длинными стрелами ресниц. Невозможно было не узнать эти глаза. Меджнун вскочил с места и повернулся. Но никого не увидел. Он снова посмотрел в воду – оттуда на него насмешливо смотрела Лейла, покачивая головкой на длинной стройной шее. На руках ее тихо позвякивали драгоценные браслеты. Меджнун отчетливо слышал их звон. Он замер, вглядываясь в отражение. На его плечи нежно легли тонкие руки возлюбленной. Меджнун поднял руку, чтобы коснуться ее руки, и его рука встретила пустоту. Но плечи чувствовали нежное и крепкое прикосновение рук Лейлы.
Меджнун не отводил взора от отражения. Лейла села рядом с ним на край арыка и, тихо смеясь, взяла его за руку.
– Как мне увидеть тебя, а не твое отражение? – спросил он.
Лейла засмеялась и легонько толкнула Меджнуна. Размахивая руками, он упал в воду, разбив прозрачное зеркало и подняв тучу брызг.
Арык был неглубоким – Меджнун встал по пояс в воде и увидел Лейлу, протягивающую ему руку. Не смея верить происходящему, Меджнун трепетно взял ее за руку… Засмеялся в ответ и потянул на себя… Лейла упала в его объятия и стояла перед ним по пояс в воде, и смеялась, обнажая жемчужные зубки. Меджнун почувствовал себя таким счастливым, что впору было умереть от радости.
Лейла набрала воды в ладони и плеснула ему в глаза. Когда он
Читать дальше →
25 ноября 2013, 03:05

Кто ты - раб или свободный?

Кто ты — раб или свободный, суфий или богомолец?
Еретик иль правоверный, или идолопоклонник?
Кто твой Бог и где живет Он? Где ты сердцем пребываешь?
Что тебе дороже жизни? В чем ты радость обретаешь?
Господин твой кто? Кому ты так усердно, верно служишь?
На кого всегда взираешь? Чьи веленья исполняешь?
Кто твой мастер, подмастерье, кто учитель твой, наставник?
Кто тебя ко свету вывел и на путь прямой поставил?
Кто твой муж, жена, ответствуй, твой возлюбленный, девица?
И всегда ли твое сердце быть единым с Ним стремится?
С кем ты вместе жизнь связала, в чьи глаза глядеть желаешь?
В руки чьи себя предала и верна ль, не изменяешь?
От кого ты слово слышишь, от кого зажгла светильник?
Кем живешь и кем ты дышишь, и кому себя открыла?

Нет сомнений, в сердце ясно, слезы очи застилают,
На душе легко, прекрасно, Дух трепещет, замирая.
Это Ты — Тебя я знаю, Ты во мне ответ слагаешь,
Ты меня себе подобным видеть, мой Господь, желаешь.
Я не раб, в Твоей свободе я возрос в стране жестокой,
Суфий я, не богомолец, и рожден я от пророка.
Еретик для правоверных, Истине я правоверный,
Поклоняюсь только Солнцу, Солнцу Истины нетленной!
Ты — мой Бог, во мне живущий, пребывающий извечно
В глубине неизмеримой, в беспредельности сердечной.
Господин мой — Ты, Тебе я послужить еще желаю,
На Тебя всегда взираю, о Тебе лишь помышляю.
Предаюсь Тебе дыханьем и сердечным трепетаньем,
Каждой капелькою крови, все Тебе — моя
Читать дальше →
24 ноября 2013, 13:32

Шейх

Шейх, наставник, я волю
свою потерял,
умоляю тебя,
день и ночь я взываю к тебе,
Отразился Господь в твоем сердце,
я сердцем Его увидал,
Не отказывай, мастер Любви,
в покровительстве мне.

Я тобой поражен,
ты однажды душой завладел,
показав Божество
в первозданной красе неземной,
Я любовью к нему уязвлен,
я любовным огнем возгорел,
все во мне — для тебя,
управляй как орудием мной.

Я и Ты — мы одно,
нас вовеки Господь съединил.
Ты живешь во мне так,
как в тебе твой наставник живет.
Ты любовью ко мне
цепь духовных родов закрепил,
Не прервется она,
коль Любовь нам оковы кует.

Вот строительства Божьего суть,
я рассудком постигнул ее,
Только б разум мой
суть эту вечную не утерял:
Ты — строитель, ты — мастер,
ваяешь внутри Божество,
Ты во мне созидаешь себя,
и в себе ты меня изваял.

Цепь духовных родов
точно воспроизводит одно,
Замирает душа,
первозданную зря красоту:
Часть Единого Бога
собой представляет звено;
Вместе звенья цепи
составляют собой полноту.

Тело Бога,
из членов различных оно состоит,
Вечной жизни подобье
собой представляет оно.
Каждый член, каждый род
свою матрицу точно хранит.
МногоОбразно воспроизводит
себя Божество.

Совершенными членами нас
избирает служить,
Кто избран, тот преемников Духом
себе изберет.
Шейх, наставник, мой мастер,
ты будешь во мне вечно жить,
Как в тебе твой учитель,
твой предок духовный живет.

Где начало цепи — там конец,
где конец — там исток.
Ради этого круга
готов я себя потерять.
Ты, наставник, мой шейх,
стать причастным к Единому смог,
И меня причасти
нерушимо в Единстве
Читать дальше →
17 ноября 2013, 22:24

3. ВЕДЬМА ИЛИ КРАСАВИЦА?

Однажды Меджнун проходил мимо жилища, откуда доносилась громкая ругань. Муж и жена, жившие в этом доме, ссорились, и дело уже доходило до драки.
В это самое время жена оказалась у окна. Разъяренная, в неопрятной одежде, с растрепанными седеющими волосами, с руками, скрюченными в бессильной угрозе, она была похожа на ведьму. Меджнун посмотрел на нее, и оскорбления застряли у нее в гортани. Искаженное злостью лицо разгладилось, казалось, она забыла все на свете.
Удивленный муж подскочил к окну и, увидев Меджнуна, захохотал, указывая пальцем на свою жену:
– Смотри, безумец, ее когда-то звали Лейлой!
Меджнун же продолжал смотреть на женщину, а она не отрывала от него своего взгляда. Огонь, сверкавший в глазах Меджнуна, как будто перетекал женщине в сердце. Она выпрямилась, провела рукой по волосам, и они упали ей на плечи пышной волной, глаза заблестели, лоб расправился, губы тронула загадочная улыбка. Теперь ее бедная одежда выглядела королевским нарядом.
– Так ты говоришь, что ее звали Лейлой? – переспросил Меджнун оторопевшего мужа.
– Ты разве не видишь, что она и сейчас зовется Лейлой? С кем ты хочешь жить: с ведьмой или с красавицей Лейлой? Твое счастье – в твоих
Читать дальше →
11 ноября 2013, 23:44

11. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ



Чтобы завоевать расположение Лейлы, Меджнун искал возможность совершить что-то значительное. Однажды он шел по пустыне, изнемогая от жажды, и встретил старика, сидящего прямо на земле. Когда Меджнун спросил его, где он мог бы найти источник, старик улыбнулся и ответил: «Источник всегда там, где ты».
– Что это значит? – спросил его Меджнун.
– Это значит, что жажда может быть утолена только изнутри, – ответил старик.
– Но тогда зачем нужна вода? – спросил его Меджнун.
– Вода поддерживает и питает все живое. Но жажду утоляет только источник жизни. Этот источник каждый имеет внутри себя. Без него жаждущий будет пить, но не напьется. И старик указал рукой вперед.
Меджнун взглянул и увидел озеро чистейшей воды. К воде припал усталый путник, обожженный солнцем. Он напился воды и отправился дальше. Немного отойдя от озера, он вернулся назад, и снова жадно припал к прохладной воде. Так повторилось много раз.
– Если ты не имеешь в себе самом источника, ты будешь привязан к водоему и никогда не преодолеешь пустыню.
– Тогда как научиться пить из того источника, который насыщает? – спросил Меджнун старика.
– Просто пить из него.
– Из него? Где же он?!
Старик молчал, улыбаясь. Его лицо, рассеченное складками морщин, смуглое и обветренное, было похоже на растрескавшуюся почву пустыни. Его глаза были похожи на искрящиеся под ярким солнцем озера, затерявшиеся в песках. Меджнун утонул в их нестерпимом сиянии.
– Просто пей, – повторил старик.
– Я пью! – засмеялся Меджнун.
Он действительно забыл о давно мучавшей его жажде, глядя в глаза старика.
Он перестал чувствовать палящий зной полуденного солнца и обжигающий лицо ветер, бьющий в глаза острыми песчинками.
– Удивительно, отец! – воскликнул Меджнун. – Я пью из твоих глаз. Но не должен ли я буду каждый раз возвращаться к тебе, чтобы снова и снова пить из них?
– Сначала ты пьешь оттуда, где ты увидел этот источник. Но потом ты открываешь его в себе и понимаешь, что он всегда с тобой. И тогда другие смогут пить из
Читать дальше →
11 ноября 2013, 16:42

Инайят Хан о любви и сосредоточении

Из книги «Алхимия счастья».

«Есть хорошо известная история об одной деревенской девушке из Пенджаба, которая проходила по полю, где религиозный человек возносил своим молитвы. Закон религии не позволяет проходить по такому месту. Когда деревенская девушка шла обратно, религиозный человек сказал: “Как ты грубо поступила, о, девушка, ведь это грех проходить по тому месту, где человек возносит молитвы”. Она остановилась и спросила: “Что вы имеете в виду под молитвами?” “Молитвами? — воскликнул он, — ты что не знаешь, что они означают? Возносить молитвы – это значит думать о Боге”. Девушка спросила: “Как же вы увидели меня, думая о Боге? Когда я проходила здесь, я думала о своем молодом человеке и не увидела вас”. Ее сосредоточение было более сильным, чем сосредоточение человека, концентрировавшего свое внимание на Боге.»
9 ноября 2013, 20:29

Джалаладдин Руми. Я и Ты

Хозяин дома, слыша громкий стук,
«Кто?» – вопрошает. – «Я, твой близкий друг!»

«Ступай же прочь, неверен твой ответ:
Двум „я“ за этой дверью места нет!

По миру странствуй в скорби и тоске,
Очистись – и вернешься налегке,

Познав пути сокрытые свои,
Где „я“ сгорает в пламени любви!..»

И тот ушел, огнем любви томим,
И образ Друга реял перед ним.

Он испытал немало горьких бед,
Немало миновало зим и лет.

И вот опять раздался громкий стук,
И снова вопросил незримый Друг:

«Кто?» – И в ответ из внешней темноты
«Открой, – раздался голос, – это Ты!»

И Друг сокрытый двери отворил,
И в сердце странника заговорил:

«Теперь ты понял тайну бытия:
С твоею сутью слита суть Моя.

Ты – это Я. Теперь вопрос решен:
Неразделимы корень и бутон!»

перевод Д.Щедровицкого
27 октября 2013, 02:34

Милостыня как необходимость

Деньги или ценности даются суфиями или теми, кто желает быть причисленным к ним, в соответствии с принципом: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».
Суфий дает до того как попросят; дает все, что имеет, не считая; дает, когда попросят; если не может дать истинную милостыню, не дает ее под влиянием эмоций или из расчета.
Если деньги даются с чувством удовольствия, то это удовольствие само по себе есть «плата» за благотворительность. Хотя подобный альтруизм хорошо знаком большинству людей, все же он считается низшей формой благотворительности. Другая ее разновидность — одарить человека чем-то таким, что даст ему возможность помочь самому себе. Такая благотворительность может быть лишена эмоциональной корысти, но в этом все равно есть свой «расчет».
Благотворительность, как вы знаете, это не всегда деньги. Милостыню не только дают, как вы это называете. Ее творят всей своей жизнью и исполняют, что означает «быть и действовать».
Как говорит великий дервиш Саади в своем произведении «Гулистан» («Розовый сад»): «Тот, кого не трогают страдания других, не имеет права называться человеком».
Благотворительность причисляют к величайшим добродетелям только из-за низкого уровня человеческой порядочности.
Если вы все еще думаете, что милостыня не необходимость, а высшая добродетель, вам не мешает ознакомиться с тем, что ваши современники обнаружили по этому вопросу и опубликовали в средствах массовой информации. Вот пример милостыни животных.

Милостыня крыс
Доктор Дж.Т.Грин из университета в Джорджии взял десять белых крыс и обучил их получать съестные шарики, нажимая на один из двух рычагов, имевшихся в клетке. Один рычаг нажимать было трудно, и еды вываливалось совсем мало. Вскоре, обнаружив это, крысы перестали его трогать, сосредоточившись на другом. Далее экспериментатор подвел к рычагу, легко дающему пищу, электрический ток, так, что когда его нажимали, крыса в соседней клетке испытывала электрошок.
Как же поступили голодные крысы? Сначала они
Читать дальше →
16 октября 2013, 23:46

Притча: Соломон и соловей

Однажды все птицы собрались перед Соломоном (который повелевал птицами), только соловей не явился. Соломон отправил к нему посланцем одну из птиц, сказав ей:
«Передай соловью, что я и он непременно должны встретиться».

Когда эта весть достигла соловья, тот сослался на свои трудности, поскольку никогда раньше не покидал гнезда (и добавил, обращаясь к своим друзьям):
«Слово пророка Соломона таково, и оно — не ложно. Он пирует вместе со своим народом. Если он находится снаружи, а мы внутри — встреча невозможна, а в наше гнездо он не поместится; никакого же другого пути нет».

Среди собравшихся была одна старая птица, которая воскликнула:
«Обещание «День, когда они встретят Его» исполнится; утверждение «Все они вместе предстанут пред нами», «истинно, к Нам будет возвращение их» — «в обители правды, пред царём всемогущим» — верно. Путь же таков, что, поскольку царь Соломон не может поместиться в наше гнездо, то мы должны покинуть своё гнездо и направиться к царю, иначе встреча не состоится».

* * *

Джунайда (суфийский мистик) спросили:
«Что такое суфизм?»

В ответ он сказал:
«И я был везде, где был Он; и Он был везде, где был
Читать дальше →