Из тучи любви надо мной
пролился поток дождевой,
Душа, как цветок, распустилась
и тело оделось листвой.
Лишь стволы, одетые листвой,
понимают вкус воды живой,
Но воскликнет дерево сухое:
«Шум дождя? Да что это такое!»
Если меж пальцев ушли наслажденья — значит, ушли.
Если могли мы терпеть униженья — значит, могли.
Если гнетёт нас любви тирания — значит, гнетёт.
Если насквозь нас прожгли вожделенья — значит, прожгли.
Если терпенье — значит, терпенье, стойкость в любовной игре.
Если снесли мы такие мученья — значит, снесли.
Сей мир подобен дереву, а нам
Уподобляться суждено плодам.
Пока незрелы на ветвях плоды,
Они висят, не ведая беды.
Но держатся на ветках еле-еле
Плоды, которые уже созрели.
Всяк норовит сорвать созревший плод,
Пока на землю сам не упадет.
Вот так же созреванье человека
И означает окончанье века.
Однажды некий человек с упреком сказал Байазиду, великому мистику IX столетия, что он постился, молился и занимался подобными вещами в течение тридцати лет и все же не нашел в этом утешения, которое обещал Байазид. Байазид ответил ему, что и за триста лет он ничего бы не достиг.
Читать дальше →
«Испей Присутствия! Не будь кувшином
Полным воды и с пересохшими губами;
Иль всадником на холме вдалеке,
Что коня под собой узреть не может»
Молодой человек пришел к Дхун-Нуну и сказал:
— Суфии не правы!
Египтянин снял с пальца кольцо и протянул ему:
— Отнеси это кольцо к рыночным торговцам и посмотрим, сможешь ли ты получить за него золотой.
Никто на рынке не предложил больше, чем одну монету. Молодой человек принес кольцо обратно.
— Теперь, — сказал Дхун-Нун, — отнеси кольцо к настоящему ювелиру и посмотрим, сколько он заплатит.
Ювелир предложил за драгоценность сотню золотых. Молодой человек был поражен.
— Сейчас, — сказал Дхун-Нун, — твое знание о суфиях также велико, как знания рыночных торговцев о ювелирных изделиях. Если ты хочешь оценивать драгоценности, стань ювелиром.
Один искатель Истины отъехал на Восток с пачкой фотографий предполагаемого гуру, которыми его снабдил его более опытный друг. Чтобы облегчить задачу, друг дал ему с собой восемь фотографий одного и того же человека, снятого с разных сторон. Вскоре этот друг получил такую телеграмму: «Я обнаружил и получил духовное развитие от семерых великих людей, чьими фотографиями ты меня снабдил! И уже напал на след восьмого!»…
Воистину удары мудреца
Намного лучше милости глупца.
Яд мудреца нередко нас спасает,
А мёд глупцов подчас и убивает…
Однажды Ходжа Насреддин, взойдя на кафедру в Акшехире для проповеди, сказал:
— Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?
Ему ответили:
— Нет, не знаем.
Тогда Ходжа сказал:
— Раз вы не знаете, так что мне вам и говорить.
С этими словами он сошёл с кафедры и пошёл своей дорогой.
Когда в следующий раз он снова взошёл на кафедру и предложил тот же вопрос, община ему ответила:
— Знаем.
— Ну, коли вы знаете, значит, мне нет надобности и говорить.
Так сказал ходжа и опять удалился. Община, поражённая, решила, если Ходжа взойдёт ещё раз на кафедру, ответить: «Одни из нас знают, а другие нет».
Поднявшись как-то опять на кафедру, Ходжа по обыкновению обратился к народу со своим вопросом. Ему ответили:
— Одни из нас знают, другие нет.
Ходжа, сохраняя на лице серьёзность, воскликнул:
— Великолепно! Пусть тогда те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают.