26 октября 2011, 14:00

Великая убежденность.Великое сомнение.Упорство в цели.


«Когда вы берете коан и исследуете его до бесконечности, мысли ваши умирают, и исчезают требования эго. Как будто бездонная пропасть разверзается перед вами. Лицо обдает холодком смерти, а сердце чувствует жар огня. Затем вдруг вы — одно целое с коаном, а тело и разум уходят. Это известно, как заглядывание в вашу собственную природу. Непреклонно следует вам устремляться вперед, и с помощью этой великой концентрации вы проникнете без всякого сомнения в вечный исток собственной природы».

Хакуин

Хакуин был первым мастером, систематизировавшим дзэн-тренировку. Его советы ученикам по поводу сознания были настолько по существу и прямы, что он походил на мать, общающуюся со своими детьми.

"Для изучения дзэна необходимы три основные условия. Первое — великая убежденность, второе — великое сомнение, третье — упорство в цели. Человек, теряющий одно из этих условий, подобен чайнику с тремя ножками, одна из которых сломана.

Что такое великая убежденность? Это не что иное, как вера в то, что каждый человек обладает своей собственной внутренней природой, в которую он может устремить свой внутренний взор, и что это есть фундаментальный принцип для полного проникновения в него. Только так. Но если даже у человека есть откровенная вера, но он не несет в себе великое сомнение по поводу коанов, как чего-то сложного для проникновения, он не сможет достичь глубины их и полностью войти в их смысл. А далее, даже если это великое сомнение прочно утвердилось, если оно не сопровождается великим упорством в цели, оно, в конечном итоге, не будут разбито.

Изучение дзэна подобно добыванию огня при помощи трения. Наимудрейший способ — вперед без остановки. Если ты замедлишь при первом слабом дымке, тогда хоть годами три, но не увидишь ни искорки огня. Мой родной дом находится у моря, в ста шагах от берега. Представим человека, не имеющего понятия о море и желающего попробовать его на вкус. Если он, отправляясь морю, повернет назад, сделав несколько шагов или даже все сто, он не узнает солено-горький вкус океана. Но если человек, отправляющийся издалека, хоть от горы Кошу, к морю с твердой решимостью идти вперед без остановки, через несколько дней достигнет берега, и в тот момент, когда он сунет в океан кончик своего пальца и затем лизнет его, он мгновенно узнает вкус вод дальних океанов и близлежащих морей южных и северных побережий, всей воды мира".
22 октября 2011, 08:34

Притча про императора Ву

«Бодхидхарма пришёл в Китай и император Ву пришел встречать его на границу.
Император сказал: «Первый вопрос таков; я совершил много добродетельных деяний...»
А Бодхидхарма взглянул глубоко в глаза императору — и сказал: «Что за чушь! Как ты можешь совершить добродетельное деяние? Добродетель следует за Буддой, добродетель — это моя тень, — сказал он. — Ты можешь творить только порочные, а не добродетельные дела.



Читать дальше →
14 октября 2011, 18:09

Мир един, неделим и полностью сознателен.Мьонг Гонг Суним

Магия

Событие, которое больше всего меня потрясло (и многому научило), произошло в Южной Корее, в храме Хва Гэ Са. Осенью, в промежутке между летним и зимним трехмесячными ретритами, я решил провести свой соло ретрит для всех животных которых я в своей жизни убил. В молодости я участвовал во многих экспедициях, где приходилось охотиться, добывая пищу. Позднее я одно время работал охотником-промысловиком, а затем егерем. Это была работа и необходимость. Однако было много случаев, когда я убивал животных без необходимости. Вот для них-то я делал 49-дневный ретрит в горах, по 12 часов в день распевая сутру «Джи Джанг Босаль», которую поют для умерших.
Через 49 дней я спустился с горы и вошел на территорию храма. Вдруг прилетела сорока (обычно крайне осторожная птица) и села прямо передо мной. Я обошел ее, но она взлетела и снова села передо мной у самых ног. Нагнувшись я осторожно взял ее в руки. Ее клюв не полностью закрывался, так как к нему прилип кусочек то ли жвачки, то ли конфетки. Я очистил ей клюв щепочкой и отпустил. Сорока улетела. И тут до меня дошло, что мир простил меня, и животные перестали меня бояться.

Мир един, неделим и полностью сознателен.
14 октября 2011, 18:04

ЕСЛИ ТЕБЯ БЬЮТ ПО ГОЛОВЕ ДУБИНОЙ, ТО ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ТЫ ПОДСТАВИЛ ГОЛОВУ



Одна из моих самых любимых сказок(Мьонг Гонг Суним):

Археологи проводили раскопки в Египте и нашли торчащий из песка остроконечный камень. Стали копать и откопали пирамиду, более древнюю, чем пирамида Хеопса. На краеугольном камне этой пирамиды была загадочная надпись на непонятном языке. Археологи отдали эту надпись умнейшим компьютерам, и те ее расшифровали. Там было сказано: «Наши жрецы интересовались древностями и проводили раскопки. Они нашли камень покрытый загадочными рисунками. Жрецы обратились за помощью к богам и те раскрыли им смысл фразы, выраженной рисунками. Эта фраза так понравилась фараону, что он велел высечь ее на своей пирамиде. Что мы и сделали.

»ЕСЛИ ТЕБЯ БЬЮТ ПО ГОЛОВЕ ДУБИНОЙ, ТО ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ТЫ ПОДСТАВИЛ ГОЛОВУ".
14 октября 2011, 00:04

Чудо простоты

Став просветленным, один мастер дзэн написал такие строки в ознаменование этого события:
— О, какое удивительное чудо: Я колю дрова! Ношу воду из колодца!
11 октября 2011, 20:29

Кодо Саваки роси. Дзэн «Самое большое враньё всех времён и народов»



Каждое мгновение – первое в твоей жизни, каждое мгновение – последнее в твоей жизни. Истина меняется каждый момент и в тоже время она – вечная жизнь.

В это мгновение ты летишь сквозь всю вселенную, но это не означает, что ты уже всё пролетел. Там есть ещё достаточно места, чтобы лететь дальше, достаточно места, чтобы лететь дальше всю жизнь.

Часто мудрость сравнивают с гусеницей. Она не останавливается у пустоты как пустоты. И она не пребывает в бытие как бытие. Она двигается как гусеница, во все направления. На пути Будды нет «правильных ответов».

Когда ты слушаешь учение, то должен усвоить его умом, ясным и безграничным как небо. Если твой ум так сильно расширяется, то ты станешь одним целым со всей вселенной, ты взойдёшь в бесконечном самадхи – и это называется «слушать учение». Если бы меня никто не слушал, то мне бы и не нужно было думать, о чём я должен говорить. Я бы просто мечтал о чём-нибудь и иногда позёвывал. Поэтому для меня важно, чтобы меня попросили проповедовать Дхарму и слушали при этом. Я благодарен за это. И если я думаю о том, что должен говорить завтра, то и учение начинает принимать во мне ясные черты. Это мгновение не должно быть продолжением прошлого. Ты должен сделать чёткий срез и заново начать в этом году жить этот год. В этом месяце ты должен заново начать жить этот месяц, и сегодня ты должен совершенно заново начать жить этот один день. Каждый день ты встречаешь сегодня в первый раз – вечно существует только это одно мгновение, вечно здесь и сейчас. Это безграничное мгновение означает твою теперешнюю жизнь, которая всегда является абсолютно новым фактом. Даже прошлое, глядя на него из настоящего мгновения, есть совершенно новое прошлое.


Читать дальше →
10 октября 2011, 20:03

Тебе, настолько цепляющемуся за свой спокойный ум, что тот становится совсем беспокойным .Кодо Саваки роси "Тебе".

Тебе, настолько цепляющемуся за свой спокойный ум, что тот становится совсем беспокойным

Учение Будды не имеет ни границ, ни размеров — как оно могло бы влезть в твои рамки?

Что ты понимаешь, имеет границы.

Читать дальше →
7 октября 2011, 10:57

Поиски пропавшего быка: ступени практики дзен.

Какуан.Десять быков

Изначально (в даосской традиции) этапов было восемь, и заканчивались они пустой картинкой «Забыл и о быке, и о себе» — отказ от страстей и привязанностей. Достигнув гармонии, полного слияния с Дао, вроде бы зачем идти дальше, но в XII веке китайский мастер Какуан нарисовал картинки десяти быков (добавив к восьми даосским еще две). Вариант Какуана был уже чисто в духе дзэн, он не остановился на восьмой (пустой) картинке, а шел дальше прежнего, был дополнен «Достиг истока» и «Вернулся с дарами в мир». Т.е. мастер дзэн не только отказывается от привязанностей и достигает просветления, но он уже отказывается и от своей привязанности к отказу от привязанностей. Он возвращается к своим естественным истокам и живет в миру вполне обычной жизнью.

1. Ищу быка
2. Напал на след быка
3. Заметил быка
4. Ловлю быка
5. Приручаю быка
6. Еду на быке домой
7. Забыл о быке, остался сам
8. Забыл и о быке, и о себе
9. Достиг истока
10. Вернулся с дарами в мир


Читать дальше →
6 октября 2011, 09:42

Дайсэцу Судзуки: всё о сатори

Сатори имеет другое название – «кэнсе» («постижение своей собственной природы»). Это может натолкнуть на мысль, что существует то, что известно как «природа» или «субстанция», составляющая существо, и что эта «природа» постигается кем-то, находящимся вне ее. Другими словами, это подразумевает существование того, кто постигает и того, что постигается: субъект и объект, хозяин и гость. Такой точки зрения обычно придерживается большинство из нас, ибо наш мир является рациональной реконструкцией, которая всегда противопоставляет одну вещь другой, и посредством этого противопоставления мы мыслим, и наше мышление, в свою очередь, проецируется в каждую область нашего опыта, отсюда этот мир действительности, бесконечно умножающийся.



Читать дальше →