7 ноября 2012, 19:42

Хлопотливая нация. Аркадий Аверченко

Когда я был маленьким, совсем крошечным мальчуганом, у меня были свои собственные, иногда очень своеобразные, представления и толкования слов, слышанных от взрослых.
Слово «хлопоты» я представлял себе так: человек бегает из угла в угол, взмахивает руками, кричит и, нагибаясь, тычется носом в стулья, окна и столы.
«Это и есть хлопоты», — думал я.
И иногда, оставшись один, я от безделья принимался хлопотать. Носился из угла в угол, бормотал часто-часто какие-то слова, размахивал руками и озабоченно почесывал затылок.

Читать дальше →
6 ноября 2012, 22:59

Сферическая тьма в вакууме или "мама, роди меня обратно".

Известна метафора о том, что человеческая жизнь всего лишь «вспышка света в кромешной тьме небытия». Человек рождается из небытия и уходит туда же после смерти.

Эта метафора отсылает нас к архетипическим представлениям о Великой Матери. Мать, материя, потенциальность, тьма – все это абстрактные концепции, описывающие один из базовых аспектов психики – Великую Возможность.

Все рождается из нее и возвращается к ней. Космос, мать – сыра земля, материнское лоно, бездна, смерть – все это ее лица.

Условно можно разделить этот архетип на добрую мать: ту, что родила, дает питание и защиту, и ужасную мать: ту, что способна сожрать, поглотить, утопить, удушить. Переживание этого архетипа может дать как ощущение единства и защищенности, так и иррациональный всепоглощающий ужас.

Данный архетип относится к базовым, является очень важным для всех людей без исключения на уровне коллективного бессознательного. Описание этого архетипа возможно только с помощью абстракций, хотя, безусловно, он затрагивает также и образно-чувственную сферу, отсылает к самому формированию мышления, которое началось еще в материнской утробе.

Вот что говорит К.Г. Юнг об этом архетипе: «Его свойство суть нечто «материнское»: в конечном счете, магический авторитет всего женского; мудрость и духовная высота по ту сторону рассудка; нечто благостное, нечто дающее пристанище, нечто чреватое, несущее в себе что-то, подательница роста, плодородия и пропитания; место магического преосуществления и возрождения; содействующий и помогающий инстинкт или импульс; нечто потаенное и сокрытое, нечто темно-дремучее, бездна, мир мертвых, нечто заглатывающее, обольщающее и отравляющее, нечто возбуждающее страх и неизбежное. Основную противоречивость этих свойств я сформулировал в виде оппозиции любящей и устрашающей матери. Ближайшая нам историческая параллель — это, конечно, Мария, которая в средневековой аллегорике является одновременно Крестом Христовым. В Индии это была, вероятнее всего,
Читать дальше →
21 октября 2012, 03:02

Мне снился Всевышний

Мне снился Всевышний, а я ему снилась.
Такая была между нами взаимность.
Хотелось мне в небо летучей, извечной.
А он тосковал по земле и по встрече.
Молила я: «Отче, верни меня в лоно»
А он умирал от улыбок и стонов.
Просила: «О, Боже! Возьми меня в небо!»
Он мне отвечал: «Я люблю запах хлеба»
Шептала: «Всевышний, неужто не слышишь?»
Смеялся в ответ: «Я люблю, как ты дышишь...»
— Ты любишь? Ты слышишь?
— Возможно, наверно…
— Я верю! Я знаю!
— Не верно, не верно.
Ну, где же ты, где ты, отец мой небесный?
Я жду тебя страстно, я жду тебя честно!
И море, и чайки, и мыслей шатанье,
Вот только Господь не идет на свиданье…
15 октября 2012, 18:05

Память

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. (wikipedia)
Существующие представления о памяти во многом опираются на реальность персонажа, который жил, жив и будет жить. У него есть своя биография, взлеты, падения, заслуги и грехи, и, конечно, «его память», в которой все это храниться, как в сундуке. Стоит только усомниться в его реальности, как на помощь приходит вся его история, которая, по закону жанра, должна была приключиться с кем-то настоящим.

Читать дальше →
9 октября 2012, 18:51

З.Фрейд и пустота.

(в продолжение темы индивидуальной обусловленности)

Зигмунд Фрейд описывал феномены человеческой психической жизни через «теорию влечений». Согласно этой теории в органическом мире существует две основные силы, находящиеся в постоянном взаимодействии — это «движение к жизни», или Эрос, и «движение к смерти», или Танатос. Движение к жизни проявляется в стремлении органической жизни к общности, размножению, выживанию, тогда как Танатос выражается в стремлении органического проявления жизни к возврату в неорганическое состояние, к распаду, разложению, физической смерти.

Аналогичные стремления 3. Фрейд выделял и в человеческой психике. Ни для кого не секрет, что одни люди являются по своей природе оптимистами, любят жизнь, еду, секс, другие же, напротив склонны к уединению, аскезам, меланхолии. Таким образом, проявляют себя условные Эрос и Танатос в психике.

Разумеется, эти стремления не являются статичными и изменяются в зависимости от возраста, социальной ситуации, гормонального фона организма, общего контекста жизни и множества других факторов.

Тем не менее, в рамках этой статьи выделим два основных типа людей, исходя из ведущих тенденций их психической жизни: людей Эроса и людей Танатоса.
Теперь давайте рассмотрим эти стремления в контексте учения. Осознание этой модели психической жизни, на мой взгляд, способно предостеречь ищущих от двух типичных ошибок, а именно: привязанности к «Я Есть» и привязанности к «Ничто».

Читать дальше →
3 октября 2012, 18:25

Созависимость и Вирус Я

Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими. (wikipedia)
Примерно 98% взрослого населения Америки страдают от серьезных нарушений связанных с созависимостью (не думаю, что в нашей стране процент меньше, но данных на этот счет у меня нет).
Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают отношения друг с другом. Такие отношения характеризуются большой нестабильностью, наполнены страхами, обидами, обвинениями, тоской и отчаяньем.
На другом полюсе таких отношений находятся, как правило, редкие эйфорические состояния: слияния, единства, истощающей радости. Как правило, созависимые люди склонны к эмоциональным качелям: от «люблю, жить без тебя не могу», до «провались ты пропадом, исчадье ада». В промежутках между этими полюсами обычно находится состояние депрессии, апатии, истощения, полного равнодушия к объекту эмоциональной привязанности.
Эмоциональная зависимость является прекрасной психологической предпосылкой для возникновения химической зависимости (никотин, алкоголь, наркотики, еда).
Учитывая распространенность эмоциональной зависимости, не приходится удивляться количеству людей в той или иной степени зависимых от химических веществ.
Все виды зависимостей развиваются по одному и тому же циклу. Попробуем выделить в нем несколько стадий, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Читать дальше →
29 сентября 2012, 19:13

Свобода от свободы :)

Стать свободным — что это значит?
С рельсов сойти,
Как обезумевший локомотив
И с собой утащить два десятка вагонов?

Или это, как лошадь, домашнюю, смирную
Тихую, грустную…
Страстным, да честным и вместе нелепым порывом
Гнать в бескрайние прерии?

А может свобода — это
Как дать художнику кисти и краски,
Немного хлеба даже и множество жизней,
А глаза завязать платком цвета сажи?

А может свобода — это
Когда в руках у тебя пучок света,
А вокруг кромешная тьма,
И ты где-то слышал, что должен быть путь?

Или свобода — это,
Когда тебе выдали изящный кусок водянистой глины,
Немного огня и немного металла,
И тихо сказали:
«Через миллион лет
Непременно должен быть человек.
Ступай»?

Но только свобода не знает свободы,
Не знает ни выхода из себя, ни входа.
И она никогда не болит.

11.11.2010 — 22.04.2012