30 декабря 2011, 03:08

Учитель и ученик


История эта взята из дзенской книги «Бамбуковая флейта» и принадлежит к традициям школы Кэсэя. Сам Кэсэй — китаец японского происхождения — одна из самых замечательных личностей серебряного века дзен (12-14 вв.). Речь, однако, пойдёт не о нём.

В то время настоятелем в монастыре был некий Ли Джуань. По преданию, он тоже был очень замечательной личностью. К примеру, число его достигших просветления учеников превышало сотню. Факт, сам по себе, достойный всяческого уважения.

Был у него среди прочих один монах, отличавшийся крайней словоохотливостью. В беседах на духовные темы он, не зная меры, пускался в такие длинные и громоздкие рассуждения, что когда в конце концов замолкал, невозможно было и вспомнить, с чего, собственно, эта беседа началась. Даже на вопросы учителя он умудрялся отвечать длинно, путано и сбивчиво. Такую манеру он объяснял тем, что обсуждаемый предмет нужно освещать с как можно большего количества сторон. Если же кто-либо из братьев, утомлённый беседой, уходил, не дослушав его до конца, этот монах на него сердился и долго таил обиду. Звали его Хин Цу Энь.

Однажды Ли Джуань пригласил Хин Цу Эня на прогулку. Места вокруг были очень красивые. Монастырь стоял на горе, а внизу протекала река. Именно о ней у Ли Джуаня был первый вопрос.

— Что ты думаешь об этой реке? — спросил мастер, когда они уселись на берегу.

— Я думаю, — сказал Хин Цу Энь важно, — что она такая же древняя, как времена Царя с Громовым Голосом. Воды её текли задолго до нашего рождения и будут течь ещё долго после того, как наши кости истлеют в земле.

Ученик замолчал.

— Я вижу, — сказал Ли Джуань, — что ты уже достаточно мудр, чтобы приступить к работе над собственным коаном.

Хин Цу Энь встал и поклонился.

— Итак, — сказал Ли Джуань. — Вот твоя задача. Ты должен узнать, обладает ли эта река природой Будды.

Хин Цу Энь задумался.

«Вот так вопрос. Если я скажу, что обладает, то буду выглядеть глупо. Если же скажу, что нет, то буду противоречить сутрам, в которых говорится, что в конце времён всё сущее станет просветлённым».

— В сутрах говорится… — начал было он, но Ли Джуань его перебил.

— Какое нам дело до истлевших костей! Сейчас же иди в свою комнату и размышляй над вопросом. И, пока не найдёшь ответ, не смей ко мне приближаться.

— Но…

— Ступай!

Хин Цу Энь поклонился, потом повернулся, чтобы уйти, и в этот момент Ли Джуань столкнул его в реку. Место там было глубокое, а Хин Цу Энь не умел плавать. К тому же берег был глинистый и скользкий.

— Учитель! — закричал он в испуге. — Помогите! Я тону!

Ли Джуань удивился.

— Как! — воскликнул он. — Ты уже нашёл ответ на мой вопрос?!

— Мне сейчас не до вопросов, учитель! Помогите мне скорее!

Ли Джуань удивился ещё больше.

— О какой помощи ты просишь?! Ведь мой вопрос и есть моя помощь тебе.

В этот момент Хин Цу Энь прозрел. Издав торжествующий вопль, он камнем пошёл на дно. В последнее мгновение Ли Джуань, наклонившись, успел схватить его за одежду и вытащил на берег.

— Река! Река! — бормотал спасённый монах.

С того дня его характер изменился на прямо противоположный. Он стал молчаливым, малообщительным, в длинные разговоры больше ни с кем не вступал, а со временем и вообще покинул монастырь.

Дальнейшая его судьба так и осталась бы никому неизвестной, если бы о ней не поведал миру старый слепой музыкант по имени Юнь Линь, тот самый, между прочим, что шёл на звуки циня своего учителя и прибыл в монастырь Ян Цзу. В свою очередь, музыканту историю поведал ветер, и случилось это на горе Фэнь, на которой ветер не стихает никогда и, следовательно, всё про всех знает.

Вот эта история.


Читать дальше →
30 декабря 2011, 02:44

Монах пустоты

Игра на сякухати для монаха является исключительно предметом медитации и называется суй-дзэн, а корзина на голове ограждает его от внешнего мира.

30 декабря 2011, 01:00

Ответ не каждому

Кузнец Иван спросил как-то Старчика:

— Любезный дедушка, почему вы отвечаете не на каждый вопрос и не каждому вопрошающему?

Седоглавый мудрец не спешил с ответом.

— Иван, вот возьми и отдай нищему побирушке свой молот, — предложил он.

— Зачем нищему молот? Ему нужна чаша для подаяний, а не молот.

— Вот и я говорю, — улыбка засияла на лице Старчика, — стоит ли отвечать человеку на вопрос, когда это не сделает его счастливым.
29 декабря 2011, 13:05

Мастер-фломастер:))))

Однажды происходило торжественное собрание искателей Истины. Они собрались, как они полагали, чтобы услышать о высших тайнах Вселенной. Они думали, что наконец-то оказались лицом к лицу с абсолютным, с Наивысшим, и что услышат перлы мудрости, за которыми с начала времён охотились и принц, и нищий.

Представьте себе всю величественность, всю торжественность обстановки и напряжённое ожидание, наполнявшие зал в тот момент, когда в него вошёл мастер. Воцарилось молчание. Зал превратился в храм. Все глаза были устремлены на мастера, и некоторым казалось, что они видят его ауру. Были и такие, кто видел даже ангелов, парящих над ним.

Мастер сел и приготовился говорить. Все присутствующие подались вперёд и, затаив дыхание, были готовы внимать каждому слову. Наконец, спустя, как казалось, целую вечность, Мастер Праведности открыл рот и изрёк: “Сегодня на мне надето ворсистое нижнее бельё”.

Это всё, что он сказал в тот день.
29 декабря 2011, 12:48

Мгновения Необъяснимого!

Не позволяй своей жизни быть просто мертвым ритуалом. Пусть будут мгновения необъяснимого. Пусть будут некоторые вещи, которые таинственны, для которых ты не можешь привести никаких причин. Пусть будут некоторые действия, из-за которых люди подумают, что ты немного с приветом. Человек, который на сто процентов нормален, мертв. Немного безумия рядом со здравомыслием – это всегда великая радость. Продолжай делать и безумные вещи тоже. И тогда смысл возможен.

29 декабря 2011, 12:02

Ум


Ум – это только процесс. Фактически, ум не существует – только мысли, мысли, движущиеся так быстро, что ты думаешь о них и ощущаешь их как нечто постоянно существующее. Приходит одна мысль, за нею другая, третья, и они продолжаются… промежуток так мал, что ты не можешь увидеть интервала между одной мыслью и другой. Две мысли объединяются, они становятся продолжительностью, и из-за этой продолжительности ты думаешь, что есть такая вещь, как ум.Есть мысли – но нет ничего, подобного «уму».