… хм… а что меняет)?
скорее, бывает :) это слово довольно популярно. Вот и захотелось разобраться и, может быть, внести ясность в суть вопроса…
менянет очень хорошо «проявляется» в созерцании, когда поток восприятия свободно проливается через органы чувств при молчащем уме. Происходящее просто знается без думания, какой-либо вовлеченности и окраски эмоциями. Никакого цепляния за ощущения и укоренившиеся идеи нет. Субъект и объект едины, никого не найти кроме самого потока.
Так что вы например под «тонким» понимаете… И материнским и отцовским?
Говоря о «тонком», я исхожу из общепринятого трехуровневого представления об уме как о грубом, тонком и очень тонком. Соответственно, тонкие отождествления происходят на тонком уровне, идей и представлений, а грубые — на грубом, телесном.
Материнский или пассивный аспект ума выражается в его способности знать. А отцовский или активный — действовать, реагировать на знание. Если о первом говорят в том или ином виде много, то о втором либо молчат либо отрицают его.
Еще раз напомню отрывок из ТКМ, который, как мне кажется, явно на это указывает…
«Твое сознание, лишённое формы и воистину пустое, и твой разум, сияющий и блаженный, — оба они неразделимы. Их единство и есть Дхарма-кайя Совершенного Просветления.
…
Отец — это Блаженство; Мать — Пустота, воспринимающая его; Отец — Сияние, Мать — Пустота, вбирающая его.
…
45
Тиб. р и г п а — «сознание», в отличие от познавательной способности, с помощью которой оно сознаёт себя. Обычно ригпа и шериг — синонимы, но в такой глубоко философской книге, как Бардо Тёдол, ригпа означает наиболее чистый и духовный (т. е. надмирный) аспект сознания, а шериг указывает на сознание в более грубом, но абсолютно духовном аспекте познания феноменов.
В этой части Бардо Тёдол, в которой психологический анализ сознания или ума особенно глубок, мы переводим ригпа — «сознание», а шериг — «разум» или же, в зависимости от контекста, ригпа — «сознание», а шериг —
Читать дальше →