8 августа 2021, 21:50
Майя, авидья и ложное я
Ма́йя (санскр. माया, IAST: māyā, букв. «иллюзия», «видимость») — понятие в индийской философии, особая сила, или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений[1].
… Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей.
Ави́дья (санскр. अविद्या, IAST: avidyā, букв. «отсутствие знания», «неведение») — в индийской философии — незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия»[1].
Наш мир состоит из форм и явлений, которые, как правило, имеют явные границы в пространстве или во времени: облако в небе, камень в земле, крик в воздухе или волна аромата цветущей сирени… Такие границы уже намекают на «отдельность» вещей или объектов, окружающих нас. Но кого волнует какое-то дерево в лесу? Никого. Но до тех пор, пока не появляется тот, для которого это дерево становится «моим». " Мое" — это другой тип границ, которые пролегают не по материальному миру, а по психическому. И проводит их воспринимающий окружающие объекты субъект (я-идея или «ложное я»), делящий мир по новым принципам: на «свой-чужой». Такое разделение становится для самого субъекта восприятия проблемой. Он оказывается в сетях ложных взглядов или неведения не только относительно «внешних» объектов как самосуществующих, но и «себя» как еще одного такого же отдельного и тленного существа, заключенного в форму тела и познающего этот разбитый на фрагменты мир с помощью своих органов чувств и ума, интерпретирующего первичные ощущения. Физические и психические границы переплетаются и накладываются друг на друга, что окончательно запутывает человека.
Следствием такого отношения к миру множественности являются страдания, обусловленные страхом как за свое существование, так и за судьбу всего, что дорого и формирует круг «я». В итоге человек пестует и преумножает
Читать дальше →