24 июля 2015, 18:23

Заметка на полях

Я есть то, что происходит прямо сейчас. Если это не трогательная любовь ко всему миру, а раздражение, гнев, недостаточность… что ж, значит, миру не повезло. У меня нет никаких шансов перестать быть всем этим — поскольку сейчас есть только то, что сейчас есть.
21 июля 2015, 12:31

Ананда

Есть такое представление, что пробуждение связано с неким непреходящим блаженством, экстатическим состоянием счастья, удовлетворенности и тонкого наслаждения, которые придут на смену серым будням разделенности. Обнаруживая эти состояния, люди ищут постоянный доступ к ним с помощью практик. Многие думают, что таким образом реализуется Ананда — самая вкусная «конфета», вознаграждение за труды и муки поиска.

С моей точки зрения, это всего лишь мечта о «духовном наркотике», которая иногда сбывается. Ананда суть совершенно другое.

Недавно Бодх задавал вопрос: «Что мешает мне остановиться?» Отличный вопрос, и верный ответ может быть ключом. Что же мешает Земле остановиться в ее вращении вокруг Солнца? Что мешает мужскому взгляду не приклеиться к сладкой женской попке? Что мешает желудку для разнообразия перестать требовать пищи? Что мешает просто взять и перестать дышать, думать, чувствовать — и вообще быть?

Что-то мешает, не так ли? Есть некая сила во вселенной, в теле и в душе, которая поддерживает этот мир в постоянном движении. Эта сила называется Ананда.

Мы настолько любим жить, настолько влюблены в жизнь, что давно уже перестали обращать на это внимание. Ведь это более чем естественно: хотеть кушать, хотеть мыслить, переживать, действовать! Или: не хотеть, отвергать, избегать, желать остановиться. Это так обыденно, что просто неинтересно как факт. Точно так же, как факт своего собственного существования.

Это и есть Ананда. Базовый, абсолютный, непреходящий кайф от самой возможности БЫТЬ. Из этого кайфа мы любим, ненавидим, делаем карьеру, впадаем в депрессию, совершаем подвиги и глупости. Не для того, чтобы «почувствовать себя живым» — скорее, чтобы реализовать, воплотить изначальную живость, которая есть наша природа. Эта живость уже ЕСТЬ блаженство, которое не нужно искать в медитациях. Анандой можно только Быть.

Ананда — это и субъективная любовь/ненависть к себе, и захватывающие дух перипетии драмы «Жертва-Палач-Спаситель», и утонченное
Читать дальше →
20 июля 2015, 15:47

Письмо другу: День Плохих Новостей

Дорогой друг, от тебя пришли плохие вести. Ты пишешь, что «он» все еще жив. Этот ненавистный иллюзорный «персонаж», обитающий во времени и в своей собственной трагикомической истории. Этот лицемерный фантом, прикидывающийся тобой. Змея, заползшая к тебе за пазуху. Один непрекращающийся источник страдания — да, он все еще здесь.

Ты сделал все, что мог. Ты распознал его иллюзорность, ты разоблачил его в его жалких потугах выдать себя за нечто «реальное». Ты увидел его дешевенькие игры в Жертву, Палача и Спасателя. Затем ты принял его и даже полюбил. Но он не ушел, но стал только сильнее. Теперь он портит тебе всю картину и снова заставляет страдать.

Знаешь, почему он не уходит? Потому что «он» и есть ТЫ!

Это моя плохая новость для тебя. У нас сегодня День Плохих Новостей.

Знаешь, в чем дело? Ты ловко научился разотождествляться с „ним“. Ты усвоил Первый Урок: отождествление есть корень неведения. Но за первым уроком идет Второй, который тебе не объяснили как положено. Отождествление — неверно. Верно — абсолютное тождество! А знаешь, как оно звучит на практике? Ты Есть Он!

Ты все еще продолжаешь надеяться, что ты есть То? Некое «То» — волнующее, чистое и свободное? Но в День Плохих Новостей придется сказать тебе правду: То Есть «Он»!

Помнишь, ты где-то читал, что являешься Божественным Сознанием — чистым и абсолютно свободным? Знай: так оно и есть. Где же еще появляется «персонаж», как не в сознании? Но скажи: разве то, что появляется в сознании, отлично от самого сознания? Разве есть сознание, отдельное от мыслей? Разве не есть сознание что-либо иное, как не эта мысль, этот образ, это чувство, которые переживаются прямо сейчас?

Ты спросишь: где же тут чистота и где свобода, если эго сочится из всех щелей? Но взгляни сам: что может «загрязнить» ум, если все, что в нем есть (даже чистота), — просто придумано? Разве мысль оставляет след, как ботинок? Разве она может завоняться, как рыба? Взгляни еще раз: разве есть что-то, что препятствует прийти
Читать дальше →
18 июля 2015, 16:57

Мое "поколение"

Сейчас наткнутся случайно не несколько своих старых комментов… пролил слезу. На редкость аррогантный и самоуверенный типчик (был). Хаха. Ну, горбатого, очевидно, могила исправит. Пришла в голову такая идея. Как дела у моего «поколения» — тех, кто пришел на сайт во второй половине 2013 года и «дожил» до сих пор? Я статистически не слежу, да и память слабая. Мое «поколение», отзовись! Интересно узнать, как у кого дела, кто что понял или не понял, какие случились изменения, озарения, омрачения? Где кого поносила судьба? Как там у классика: «Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.» Приглашаю всех, кому интересно, к такому что ли лирическому «вечеру воспоминаний». Ну, и вехи нашего общего пути, конечно: Формация «шариков», «молдовановский кризис», уход Мокши, страсти по Флорет, отмена «шариков», страсти по Юле и Мите, страсти по Рафу… Пишите кому интересно! Ни мистической ни общеобразовательной цели здесь нет — кроме как разве что взглянуть на свой собственный пройденный путь. Заранее спасибо всем!
17 июля 2015, 16:13

Шлоки

То восприятие, которое есть прямо сейчас в этом теле-уме, абсолютно недвойственно и никогда не было другим. Нет никакого специального не2-восприятия — нет даже тогда, когда вдруг кажется, что мир стал выглядеть «необычно». Обнаружить этот факт означает «просветлеть». Побочный эффект данного инсайта таков, что кажется, будто до этого спал, а потом проснулся. Однако в «пробуждении» как раз и обнаруживается, что никто никогда не «спал».

Ошибкой является «найти» некое «не2-состояние», а потом его культивировать через практику. Подлинная практика состоит в как можно более частом обращении внимания на тот факт, что это восприятие сейчас — недвойственно. Эта практика еще называется в переносном смысле «вспоминанием себя», но вспоминается при этом только то, что «искомые очки сидят на носу».

Поэтому в т.н. «пробуждении» невозможно что-либо достигнуть или утерять. Это «серединный путь», который никак не связан с позитивным или негативным результатом или отсутствием результата.

При этом мы также узнаем, что главной ошибкой и заблуждением было принятие двойственного характера восприятия за «подлинную» двойственность, которую якобы следует преодолеть через «подлинную» не2ственность. Из этой ошибки проистекает вызывающее страдание стремление к «правильному варианту», которого никогда нет в настоящем.

Двойственный характер восприятия — это как жар пламени и его свет. Есть различие, но нет разности. «Два» никогда не превратится «не2», поскольку «два» только кажется. От иллюзии избавляются не узнаванием «правды», но прозрением, что иллюзия есть иллюзия. Тогда не понадобится никакая «найденная правда».

«Просветление» не означает исчезновения или «разрушения» самого себя — т.е. конкретного человека Саши, который «пробудился». Это большое заблуждение. Человек-Саша узнает, что именно он есть, и для этого ничему исчезать не нужно. Потому что то, что есть, и так есть, — так, как выглядит это все вокруг нас и внутри нас прямо сейчас. Заблуждение лишь в том, чтобы этого не
Читать дальше →
16 июля 2015, 15:47

Повозка для императора

Фу Сянь, знаменитый своей мудростью, пришел к старому Фыну и сказал:

— Дорога из Ли в Бэйчжин широка и отлично вымощена. Отчего же император никогда ею не пользуется?

— Во всей Поднебесной не найти подходящей колесницы, — ответил Фын.

— Стало быть, дорога, ведущая в Бэйчжин, не ведет в Бэйчжин, — заключил Фу Сянь.

Комментарий То У-Жиня:

Дорога из Ли в Бэйчжин славится на всю Поднебесную. Так точно славится и учение о Пути-Дао. Некоторые полагают, что, следуя Пути-Дао, они придут к желанной цели и увидят врата Запретного Города. Однако император сам обитает в Запретном Городе. Ему нет нужды отправляться в путешествие. Потому и сказано: «Во всей Поднебесной не найти подходящей колесницы.» Колесница есть учение о Пути-Дао. Следующие Пути полагают, что сумеют на колеснице добраться до Бэйчжина. Но не так с императором. Ни одна колесница не может доставить его туда, где он уже находится. Потому и говорят: «Дорога, ведущая в Бэйчжин, не ведет в Бэйчжин.»

Прочитав эти строки, Сы сочинил гатху:

В колеснице без лошади и колес
Отправился в Бэйчжин повидать императора.
Царский был мне оказан
Читать дальше →
16 июля 2015, 00:18

Достижимо ли просветление?

Я предполагаю большое несогласие с описанным ниже, но написать это мне, разумеется, ничто не мешает.

Мы работаем в рамках Джняна-йоги — по этой причине рассматривать воззрения иных недвойственных систем я здесь считаю неуместным. «Джняна» означает «познание» — т.е. постижение, проникновение в содержание, овладение сутью, сущностью познаваемого предмета. Как подсказывает нам родной русский язык, «познание» принципиально отличается от «знания». Знание — это владение информацией, осведомленность о чем-то. Само по себе обладание знанием (или знаниями) необязательно ведет к каким бы то ни было изменениям, к праксису. Так можно владеть иностранным языком, но не говорить, не писать и не читать на нем. Можно иметь множество знаний в области философии или психологии, но не переживать никаких изменений в жизни.

Познание отличается от знания в первую очередь тем, что немедленно ведет к изменениям. Грубый пример: когда я познаю (т.е. мне становится ясно), что жена мне изменяет, мое самоощущение и поведение меняются совершенно естественным, хотя и болезненным образом. Точно так же когда я познаю предмет, изучаемый в рамках джняна-йоги, это неизбежно влечет изменения. Стоит вспомнить древних греков с их слоганом: «Человек, познай самого себя!» Речь шла о том, что познание приравнивалось к мистическому акту, к радикальной трансформации. Другой греческий термин для этого — «гнозис», означающий ничто иное, как «познание».

Именно это предлагает и джняна-йога — познать самое себя. Путем формирования правильного воззрения, исходящего из него самоисследования и завершающего процесс когнитивного акта. Насколько мне известно, «чистая» джняна не предполагает никаких иных спиритуальных дисциплин, кроме само-познания. Акт само-постижения, вследствие которого искателем-джняни распознается его собственная истинная природа, не является актом оккультным — то есть, тайным, неописуемым и неизъяснимым. Если я правильно понимаю суть джняны, речь идет о том, чтобы, обретя правильное
Читать дальше →
15 июля 2015, 18:16

Самозабвение

Бывают такие моменты, когда внимание полностью поглощено чем-то, и из пространства восприятия напрочь улетучивается все, что связано с «я» и «мое». Это бывает в творчестве, в работе, в сексе, просто на улице — короче говоря, это сравнительно краткие миги самозабвения, забвения себя. Я давно обращал внимание на эти счастливые моменты, казавшиеся мне загадкой, — и превозносил их как некие мистические «прорехи» в унылой ткани повседневного эго-бытия. Мое восторженное отношение к паузам самозабвения подкрепляли также высказывания уважаемых лиц, согласно которым самозабвение равно просветлению.

А потом я понял. Самозабвение — это отнюдь не пробуждение. Самозабвение — это в буквальном смысле перерождение, опыт реинкарнации, имеющий место еще при жизни тела. Когда появляется некий интенсивный раздражитель, притягивающий на себя все внимание, я буквально становлюсь этим. Привычные «я» и «мое» перестают думаться-чувствоваться-переживаться — они попросту забываются или, точнее, вытесняются из «кадра» новой живой картинкой. И я — много времени ушло на то, чтобы отследить всю процедуру — становлюсь на время чем-то другим… ну, достаточно просто посмотреть телевизор, чтобы получить этот привычный ежедневный опыт.

Т.е.: прямо здесь и прямо сейчас, в моей родной квартире и в моем родном кресле переживается отважный вратарь, которому сейчас будут бить одиннадцатиметровый и, скорее всего, таки забьют. Присутствует вратарь, болельщики и все такое. Об отсутствии «меня» как зрителя я узнаю только тогда, когда исчезает вратарь. Притом нет никакого «отсутствия вратаря» — есть именно постоянное присутствие чего-то. А именно меня — сперва как телезрителя, потом как вратаря, потом снова как телезрителя. Это и есть маленький опыт реинкарнации — притом без всякой мистики.

Пока живо тело, внимание кондиционировано большей частью на привычного «меня». Это вопрос обычной каждодневной тренировки, где огромную роль играет память. Потом тело умирает… — пауза, о которой я ничего
Читать дальше →
15 июля 2015, 13:25

Доктор, у меня "это"...

Врач пациенту:

— Голубчик, это не «биение Жизни». Это у вас мерцательная аритмия.

Труднее всего увидеть, осмыслить, что природа будды проявляется во всем без исключения. Она именно есть то, что имеет место прямо сейчас, но у этого объекта присутствуют также его обыденное, мирское имя и содержание. Мерцательная аритмия из шутки и есть вне всякого сомнения «биение Жизни» — динамическое, физиологическое проявление просветленности, но… Она не перестает при этом быть аритмией, болезнью, проблемой, которая требует посещения врачей, питья лекарств и которая, конечно, связана с неудобством, беспокойством, страхом. Эти неудобство, беспокойство и страх — та же самая природа будды, но выраженная в такой форме, которая причиняет неприятности. То же самое с избеганием, то же самое с «жертвой», то же самое со всем. Так и тянет как-нибудь по-хитрому скосить глаз, чтобы «увидеть» во всем этом нечто «иное», некую позитивную «подложку», которая пронизывает все и оправдывает все. Но принцип тождества поистине железен и нерушим-неразрушим: природа будды абсолютно тождественна мерцательной аритмии, избеганию, ощущению себя жертвой и попыткам, скося глаз, «отжать» для себя из всего возникающего чуток неразбавленной сансарой амриты.

Сейчас удивила мысль: отражения в зеркале ни в коей мере не «заинтересованы» в том, чтобы быть узнанными (как мои). Я не так давно придумал себе концепцию «узнавания», но это тоже очередная беспомощная попытка «отжать». Будет ли мое отражение в зеркале «узнанным» или нет — ничто здесь не скажется ни на отражении, ни на отражающемся. Зеркало будет отражать, и в нем будет появляться только то, что появляется, — от просветления до мерцательной аритмии.

На самом деле это довольно жесткая и бескомпромиссная игра. Она в том, что нельзя стать пробужденным второй раз. Изначальная пробужденность, присуствующая во всем, завершена и безупречна. Она, повторюсь, ни капли не зависит от того, будет ли она распознана как таковая или нет. Любое распознавание и
Читать дальше →
13 июля 2015, 12:26

МеждуСОБОЙчик

Я могу себя любить.
Я могу себя ненавидеть.
Я могу себя избегать.
Я могу вытеснять себя в подсознание.
Я могу быть «внутренним ребенком» и его же исцелять.
Я могу быть жертвой, палачом, спасателем.
Я могу даже сделать расстановку по Хеллингеру и разделить себя на всех моих предков и родственников вплоть до волосатого кроманьонца.
А потом выяснять между нами отношения.
Я могу быть одним-единственным и неделимым на части.
Я могу быть даже несуществующим, хотя это и трудно.

Короче говоря: ничто не мешает мне встречаться с собой самим во всех мыслимых и немыслимых констелляциях (на ум приходит Камасутра).
Так что же мешает мне понять, что любая встреча происходит исключительно между мной и мною же?
Глядя в зеркало, я вижу себя. И тот, кто глядится в зеркало, — тоже я.
Разве нас от этого становится двое?
Впрочем, один без второго — это даже не один…

Есть такая каббалистическая притча:
Четверо вошли в Пардес (аналог Царствия Небесного). Один ослеп. Другой онемел. Третий обезумел. А Рабби Акива встретил самого себя.
Всего-то навсего. Как он, наверное, был разочаровн! Ведь даже там — все то же самое.

Я принимаю свое собственное отражение в зеркале за кого-то другого. И начинаю думать, что этот «другой» и есть я. Собственно, я не грешу против истины. Я просто тычу пальцем в зеркало и говорю: «Это я.» Как будто тот, кто тычет, — это кто-то еще. Я не могу быть тем, что я вижу, — так подсказывает мне рассудок. А кто в зеркале? Мне объясняют: это «персонаж», который мне «снится». Я должен «проснуться» от «персонажа», и я буду свободен (от него). Или: я должен прекратить попытки «разбудить» свое отражение в зеркале, ибо это крайне смешно и нелепо.

Так ведь самое смешное и самое нелепое — это полагать, что в зеркале — не я!

Здесь нет никакого коана, никакой загадки. Здесь нет даже реально существующего «зеркала», на которое можно в случае чего пенять. Перефразируя песню: «Гляжусь в себя, как зеркало...» И при этом вступаю с собой в отношения.
Читать дальше →