Внук пришёл навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
— Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжёлую жизнь, — заметил дед.
— Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего, — вздохнул внук.
— Я приготовил подарок, чтобы развеять твою грусть, — сказал дед. — Да положил его в ящик секретера и забыл, в какой.
Секретер у деда был старинный, с множеством дверок.
— Не беда, я быстро его найду, — усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой. Во время поиска, внук, успокоился и заметно повеселел. Вскоре подарок нашёлся, а под ним лежала записка: «В жизни много дверей, и за одной из них — подарок судьбы. Мудрые говорят: “Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась”».
Время означает движение от того, что есть, к тому, «что должно быть». Сейчас я боюсь, но однажды я освобожусь от страхов; поэтому время необходимо для того, чтобы быть свободным от страха, по крайней мере, именно так мы думаем. Чтобы изменить то, что есть, и привести к тому, «что должно быть», требуется время. Теперь нужно сказать, что время подразумевает усилие в интервале между тем, что есть сейчас и «что должно быть». Мне не нравится страх, и я собираюсь предпринять усилия, чтобы понять, проанализировать, рассеять его, или я собираюсь обнаружить его причину, или я собираюсь полностью уйти от него. Все это подразумевает усилие, а усилие — это то, к чему мы привыкли. Мы всегда находимся в состоянии конфликта между тем, что есть, и тем, «что должно быть». «То, чем я должен быть», — идея, а любая идея — это фикция, она не то, «каков я на самом деле», то есть не факт; и то, «чем я являюсь на самом деле», может быть изменено только тогда, когда я понимаю беспорядок, дисбаланс, создаваемый временем.
… Так, действительно ли возможно полностью избавиться от страха, немедленно? Если я позволяю страхам продолжать действовать, я все время создаю дисбаланс; поэтому каждый человек видят, что время — элемент беспорядка, не средство, позволяющее, в конечном счете, освободиться от страхов.
Джидду Кришнамурти «Книга жизни»
Возлюби Бога и поступай как хочешь.
В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всем — любовь.
Аврелий Августин
Перечитывая Блеза Паскаля («Мысли» и «Письма к провинциалу»), наткнулся на несколько интересных мыслей.
Познаем самих себя: пусть при этом мы не обретем истину, зато хотя бы наведем порядок в собственной жизни, а для нас это дело насущное.
Ибо в конечном счете что же он такое — человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, нечто среднее между всем и ничем. Бесконечно далекий от понимания этих крайностей — конца мироздания и его начала, вовеки скрытых от людского взора непроницаемой тайной, — он равно не способен постичь небытие, из которого был извлечен, и бесконечность, которая его поглотит.
Начни человек с изучения самого себя, он понял бы, что ему не дано выйти за собственные пределы. Мыслимо ли, чтобы часть познала целое? — Но, быть может, есть надежда познать хотя бы те части цело¬го, с которыми он соизмерим? — Но в мире все так переплетено и взаимосвязано, что познание одной части без другой и всего в целом мне кажется
Читать дальше →
Желание освободиться от зависимости только усугубляет эту самую зависимость. Если вместо того, чтобы пробовать подавить желание, человек понимает весь процесс желания, в этом самом понимании и приходит свобода от зависимости. Свобода от зависимости — не прямой результат. Вы понимаете? Если я преднамеренно изо всех сил стараюсь освободить себя от зависимости, то это желание создает свою собственную зависимость. Я могу уничтожить одну форму зависимости, но я тут же попадаю в сети другой. Тем не менее, если есть понимание желания вообще, которое включает желание быть свободным, тогда это самое понимание уничтожает любую зависимость. Свобода от зависимости — побочный продукт; она не важна сама по себе.
Дж. Кришнамурти «Книга жизни»
Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
(Мишель Монтень)
Не меняются только самые мудрые и самые глупые.
(Конфуций)
Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.
(Эсхил)
Неплохо дополняют друг друга.
Бурное обсуждение, что такое любовь и постоянное возникновение этой темы, привело меня к мысли сформулировать мое понимание, что это такое. Не буду изобретать, заумные конструкции и приведу два отрывка, которые на мой взгляд дополняют друг друга и показываю суть понимания Любви.
«Очевидно, что любовь — это не сентиментальное чувство. Быть сентиментальным, быть эмоциональным — это не любовь, ведь сентиментальность и эмоции — это просто ощущения… Мысль есть результат ощущения, так что тот, кто сентиментален, кто эмоционален, не имеет возможножности знать, что такое любовь.»
" О любви невозможно думать, любовь невозможно культивировать, любовь невозможно практиковать. Практика любви, практика братства — всё еще внутри поля ума, поэтому это не любовь.
Дж. Кришнамурти «Первая и последняя свобода»
Читать дальше →
Часто обсуждаем тему Учителей (Гуру), их взаимоотношений и возможности сравнения. Вспомнилась индийская притча на эту тему.
Во время своего паломничества Фарид должен был проходить через Магахар, где жил Кабир, великий Мастер и выдающийся поэт Индии. Его спутники уговаривали посетить Кабира.
— Давайте проведем день-два в ашраме Сага! — говорили они. — Мы многое получим, слушая вашу беседу. Это данная Богом возможность и мы не хотим упустить ее!
— Ну хорошо, мы посетим Кабира, раз вы так просите. Но вот беседы я не могу вам обещать, — отвечал Фарид.
Кабиру было известно о приближении Фарида. И ученики Кабира также настаивали на их встрече. Тогда Кабир послал приглашение Фариду посетить его ашрам и отдохнуть.
В назначенный день Кабир вышел на площадь деревни, чтобы приветствовать гостя.
Двое встретились! Они обнялись, долго смотрели в глаза друг другу и слезы текли у них по щекам. Они сели в тени под деревом. Их ученики расположились поблизости, чтобы не пропустить ни
Читать дальше →
Три лягушки сидели на кувшинке, одна решила прыгнуть. Сколько лягушек осталось сидеть на кувшинке?….
Правильно: три.
Решить и прыгнуть – разные вещи!
Хочу превести небольшой отрывок из работы знаменитого экзистенциального философа Мартина Бубера о понимании Я. Его книга «Я и Ты» стала настольной книгой для многих христианских теологов (протестанских, православных, католических). Известна любовь к этой книге современного папы Бенедикта XVI. Во многом её положения отражают философскую основу современного мистического христианства.
Мир двойствен для человека в силу двойственности его соотнесения с ним.
Соотнесенность человека двойственна в силу двойственности основных слов, которые он может сказать.
Основные слова суть не отдельные слова, но пары слов.
Одно основное слово — это сочетание Я-Ты.
Другое основное слово — это сочетание Я-Оно; причем, не меняя основного слова, на место Оно может встать одно из слов Он и Она.
Таким образом, двойственно также и Я человека.
Ибо Я основного слова Я-Ты отлично от Я основного слова Я-Оно.
* * *
Основные слова не выражают нечто такое, что могло бы быть вне их, но, будучи сказанными, они полагают существование.
Основные слова исходят от существа человека.
Когда говорится Ты, говорится и Я сочетания Я-Ты.
Когда говорится Оно, говорится и Я сочетания Я-Оно.
Основное слово Я-Ты может быть сказано только всем существом.
Основное слово Я-Оно никогда не может быть сказано всем существом.
Читать дальше →