16 апреля 2014, 21:02

дзэнский священник Мугаку

Когда дзэнский священник Мугаку из Камакуры, находясь в Китае во время военных действий, попал в плен, вражеский воин приблизился к нему, намереваясь зарубить его. Мугаку произнес гатху:

С быстротой молнии
Меч рассекает весенний ветер.

Услышав эти слова, воин бросил меч на землю и убежал.

Этими словами Мугаку желал сказать, что когда воин занес над ним меч, в течение какого-то мгновения, длящегося не дольше, чем удар молнии, нет ни ума, ни мысли. У разящего меча нет ума. У меня, которого через миг зарубят мечом, нет ума. Атакующий есть Пустота. Меч есть Пустота. Я, которого через мгновение не будет, есть Пустота.

Если это так, тогда наносящий удар — это вовсе не человек, а разящий меч — это вовсе не меч. Тогда для меня, который в следующий миг погибнет, удар меча подобен рассеканию ветра в весеннем небе.

Полностью забудьте об уме, и тогда все ваши действия будут безупречны.

16 июня 2013, 00:21

Дзэнская притча. И едят несовершенно, и спят неспокойно.


Как-то чаньский наставник Ю-юань пришёл к чаньскому мастеру Хуэйхаю за наставлениями о сути Чань и спросил:
— Есть ли в пестовании Пути какие-то тайные наставления?
— Есть! — ответил Хуэйхай.
— А каковы эти тайные наставления?
— Проголодался — поешь, устал — поспи!
— А разве обычные люди не так поступают в своей жизни? Чем же тогда они отличаются от чаньских наставников? — не понял Ю-юань.
— Обычные люди, когда едят, всё время думают о чём-то другом. Когда они спят, мысли их в хаосе, и они всё время о чём-то беспокоятся, — ответил Хуэйхай…
17 апреля 2013, 17:11

Дзэнская притча. Молчание.


Четверо учеников дзэн, и близких друзей, обещали друг другу хранить молчание с целью углубления медитации. Первый день молчали. Их медитация началась благоприятно, но когда пришла ночь и керосиновые лампы стали совсем тусклыми, один из учеников не смог сдержаться и крикнул слуге: — Поправь эти лампы! Второй ученик удивился, услышав, что первый заговорил. — Мы договорились не говорить ни слова, — заметил он. — Вы, болваны, чего вы разговариваете? — спросил третий. — Один я молчу, — заключил четвёртый…
21 ноября 2012, 18:11

Чистота сердца



Как-то в общину дзэнского наставника Банкэя, великодушного наставника людей, пришли нищие, больные проказой. Банкэй принял их, а совершая обряд посвящения, омыл и обрил им головы своими собственными руками.

За всем этим наблюдал один господин, посланник даймё, который всецело доверял мудрости Банкэя и построил в своей провинции храм, чтобы наставник мог обучать учеников и выступать с проповедями перед людьми.

Ошарашенный видом того, как Банкэй бреет головы неприкасаемым, господин поспешил принести наставнику таз с водой, чтобы он вымыл руки.

Но наставник отказался, заметив: «Ваша неприязнь более отвратительна, чем их язвы».

7 ноября 2012, 17:26

Человек и его фотография не одинаковы



Дзэн-Мастер Фоюань родился в провинции Хунань в селении Таоцзян город Иян 27 февраля 1922 года. Мирская фамилия Мо. В 17 лет он постригся в монахи на горе Хуэйлун город Иян в монастыре Лоусясы. Досточтимый Чжихуэй при пострижении в монашество даровал ему имя Синьцзин («Чистое сердце») и прозвище Чжэнькун («Истинная пустота»).


Однажды, монах Минлан пришёл в покои настоятеля, чтобы увидеть Мастера Фоюаня.

Мастер Фоюань сказал: «Минлан, почему эти дни ты не приходил проведать меня?»

Минлан: «Очень занят гостями. У меня в келье есть Ваша фотография. Когда я о Вас вспоминаю, я смотрю на Вашу фотографию и делаю простирания»

Мастер Фоюань: «Человек и его фотография не одинаковы».

Монах Минлан: «Почему не одинаковы?»

Мастер Фоюань смотрел на него, но не отвечал.


18 июня 2012, 12:19

Мирянин спросил, Банкей ответил:


Мирянин спросил Банкея:
«Хотя я благодарен тебе за учение о нерожденности,
но мысли, благодаря привычкам ума, все равно приходят,
а я теряюсь в них и испытываю трудности,
стараясь оставаться постоянно нерожденным.
К чему же я могу применить веру всего сердца?»
Банкей ответил:
«Если ты будешь стараться остановить
возникающие мысли, ум будет разделен на две части:
останавливающую и останавливаемую,
и ты никогда не достигнешь спокойствия ума.
Просто поверь, что мысли изначально
не существуют, но время от времени возникают
и прекращаются, в зависимости от того,
что ты видишь и слышишь, но не имеют
реальной сущности».
Другой мирянин спросил:
«Когда я стираю возникающие мысли,
они все равно продолжают приходить отовсюду,
не останавливаясь.
Как я могу их контролировать?»
Банкей ответил:
«Стирать возникающие мысли — все равно,
что пытаться смыть кровь кровью.
Хотя первоначальная кровь может быть удалена,
смывающая кровь все равно оставит следы;
сколько бы вы ни смывали, пятна останутся».
«Не-ум первоначально не рожден,
не умирает и существует без иллюзий.
Не осознавая этого, думая,
что мысли реально существуют,
вы скитаетесь в рутине рождений и смертей».
«Осознавая, что мысли возникают только временно,
вы должны позволить им начинаться и прекращаться,
не удерживая и не отвергая их.
Это как предметы, отражающиеся в зеркале;
если зеркало чистое и ясное,
оно отражает то, что проходит перед ним,
но не удерживает

Читать дальше →
8 февраля 2012, 20:50

Мастер дзен Кайсен - СОКРОВИЩА ДУХА. ВНИМАНИЕ

СОКРОВИЩА ДУХА
(Стансы)
Внимание
1
Внимание подобно алмазному скипетру.
Когда мы внимательны, мы разрушаем в себе зло.
2
По отношению к чему мы должны быть внимательны?
По отношению к тому, что снаружи нас —
окружающим нас существам и предметам,-
и к тому, что внутри нас — нашим мыслям.
Пусть наши мысли контролируются нашим вниманием.

Читать дальше →
3 августа 2012, 17:01

Пустая лодка

Оригинал уже имеется на нашем сайте. Здесь стихотворное переложение известной притчи, найденное в блоге автора (Алексей С. Железнов — Гримнир Татхагата, под редакцией поэта С..)



На озере тихом, в безлунной ночи,
На старенькой лодке качался Лин-чи.
Закрывши глаза, в окружении волн,
Под шелест цикад медитировал он.

Вдруг лодку толкнуло, как будто у скал.
Лин-чи покачнулся — едва не упал.
Проснулся в нем ярости огненный пыл:
Кто чуть меня в озере не утопил"!?

Уж крикнуть хотел: «Ах, негодник, постой...»
… Но лодка врага оказалась пустой.
Подумал Лин-чи, от стыда покраснев:
«Куда же излить накопившийся гнев»?

«Ведь лодка пустая — она ни при чем,
Не стану ж я с ветром сражаться мечом?
В себе я найти должен гнева исток,
Не зря же был послан мне этот урок.»

С тех пор было много обид и опал,
Но лишь на кого-то в нем гнев закипал,
Со смехом его повторяли уста:
«Еще одна лодка, и так же пуста».
2 июля 2012, 20:08

"Основы дзэн-буддизма"

Дайсэцу Тайтаро Судзуки
«Основы дзэн-буддизма»



Когда Сосан счел, что настало время сделать его своим преемником, он передал ему
как символ духа и истины рясу, которую некогда носил Бодхидхарма, Первый патриарх
дзэна в Китае. Умер он в 606 г. В то время как о жизни его в основном ничего не известно,
его мысли отражены в стихотворном сочинении, известном под названием «Синдзинмэй
[3]», или «Девиз верного ума». Это произведение является самым ценным вкладом учителей,
проповедовавших учение дзэна. Далее последует вольный перевод этой поэмы:

Девиз верного ума



Совершенный путь не знает трудностей,
Кроме тех, что не могут ничему отдать предпочтения;
Только освободившись от ненависти и любви,
Он раскрывается перед нами, как есть.
Отдавая чему-либо предпочтение,
Вы рискуете все потерять,
Если вы хотите его узреть,
Не имейте мыслей ни «за», ни «против».
Сравнение неприятного с приятным –
Это болезнь ума:
Если глубокий смысл (путь) неясен,
Нет покоя уму и нет достижений.
Совершенный путь подобен бездне

Читать дальше →
25 декабря 2011, 13:38

100 лет чань-буддийского Мастера Сюй Юня (художественный фильм-сериал 2007,КНР)




20-серийный художественный фильм о самом знаменитом чань-буддийском Мастере современности Сюй Юне. Консультантами фильма выступили известные буддийские монахи-старцы Китая Фоюань, Бэнхуань, Ичэн и другие. Фильм снят по заказу Всекитайской ассоциации буддизма КНР в 2007 году.
( скачать сериал можно по ссылке asiafilm.tv/project/m100-let-chan-buddijskogo-mastera-syujyunya/)