26 ноября 2025, 20:15

Не Важно!

(14) Не важно, свободны ли все явления изначально или нет.
Не важно, чиста ли природа естественного состояния или нет.
Не важно, свободен ли сам ум от комплексов или нет.
Не важно, существует ли что-то в исконной природе или нет.

(15) Не важно, двойственны ли самсара и нирвана или нет.
Не важно, запредельно ли это словам и мыслям или нет.
Не важно, разрушено ли заблуждение опровержений и утверждений или нет.
Не важно, постигнут ли взгляд медитации или нет.

(16) Не важно, медитируете ли вы над смыслом Дхарматы или нет.
Не важно, соблюдаете ли вы поведение или нет, ибо нечего принимать и отвергать.
Не важно, существует ли плод у естественного состояния или нет.
Не важно, продвигаетесь ли вы по путям и буми или нет.

(17) Не важно, свободны ли вы от омрачений или нет.
Не важно, совершенствуют ли стадии развития и завершения вашу природу или нет.
Не важно, достигли ли вы плода освобождения или нет.
Не важно, блуждаете ли вы по шести мирам самсары или нет.

(18) Не важно, присутствует ли природа бытия спонтанно или нет.
Не важно, скованы ли вы двойственными идеями
постоянства и нигилизма или нет.
Не важно, достигли ли вы реализации природы явлений или нет.
Не важно, следуете ли вы по стопам мастеров прошлого или нет.

(19) Что бы ни происходило, даже если земля с небом поменяются местами,
Просто расслабляйтесь в незаземлённой открытости.

Лонгчен Рабджам
Читать дальше →
21 ноября 2025, 21:55

Уже ТАК

Великое Совершенство означает, что наша природа уже полностью совершенна.

Нам не нужно делать нашу пустотную сущность чистой — она изначально чиста. Не нужно нам делать свою основную природу и осознающую — она уже спонтанно совершенна в своём познании.

Нет нужды создавать и всеобъемлющую энергию. Да и как вообще мы сможем создать пустотную сущность или осознающую природу? Они спонтанно присутствуют без усилий. Тренируйтесь без усилий. Тренируйтесь в этом отсутствии усилий!

Тулку Ургьен Ринпоче
16 ноября 2025, 20:32

○○○

В сущности полностью чистого пробуждённого ума — нет такого понятия как «воззрение», ибо там не на что взирать, нет ни малейшего объекта созерцания или самого созерцателя.

Там нет ни медитирующего рассудка, ни объекта медитации.

Поскольку в спонтанном присутствии нет двойственного разделения на действия и поведение, то нет ни малейшего результата, которого надо было бы достигать.

В свете такого несуществования отсутствуют уровни реализации, которые надо проходить,
а раз так, то никогда не было и путей практики, по которым надо продвигаться.

В силу того, что ясный свет уже совершенно присутствует в виде великого бинду бытия, нет ни мантр, ни рецитаций, ни посвящений, ни обетов, ни мандал, которые надо визуализировать, проецируя и концентрируя свои мысли, ни неконцептуальной стадии завершения с постепенным растворением и прочим.

Просветлённые Каи и мудрости, существующие в совершенстве испокон веков, лишены причинно-следственной связи, обусловленной временными образованиями.

Если бы они имели место, то эта пробуждённость уже не была бы самосуществующей, потому что всё сформированное подлежит разрушению.

И тогда какой был бы смысл называть её «несотворённой и спонтанно присутствующей»?

Лонгчен Рабджам — Драгоценная сокровищница устных наставлений
Читать дальше →
15 октября 2025, 15:23

Есть ли решение?

Если бы вы были Мастером, что бы вы могли сказать человеку с таким положением вещей:

«Зрелость на пути выражается в искреннем стремлении познания себя и может обозначать нечто самое прекрасное что может произойти в жизни.

При этом подобное желание является непреодолимой преградой для такого познания так как сразу создаёт разделение на того кто ищет и саму цель поиска. Как быть?»
7 февраля 2025, 18:51

Вопрос

По вашему мнению, какие качества характеризуют пробуждённого человека, и способен ли он по-прежнему испытывать негативные чувства?
7 февраля 2025, 10:40

Самоосвобождение

На языке Дзогчена «самоосвобождение» означает, что любые проявления, возникающие в сфере восприятия практикующего, следует оставить как есть, не давая оценок, хороши они или плохи, красивы или безобразны.

И тогда, если нет привязанности, все, что бы ни появилось, будь то мысль или кажущееся внешним событие, в самый момент своего возникновения автоматически, само освобождает и себя, и от себя.

Намкай Норбу Ринпоче
28 октября 2015, 18:20

***

«Когда вами завладевает лишь одна божественная мысль и вы забываете все остальное, даже ваше тело, за исключением лишь одной этой мысли, это называется савикальпа самадхи. Достигнуть этой ступени — великое достижение. На этой стадии остаются отличными эти двое: мысль и наблюдатель, который удерживает или питает эту мысль, исключая все другие образы, мысли и ощущения. Когда достигается эта стадия, вы перестаете фиксировать внимание на мысли и направляете его на того, кто смотрит. Как только вы сделаете это, мысль сама собой растворяется в наблюдателе, и достигается состояние недвойственности, при котором тот, кто видит, и то, что видится, полностью сливаются в одно — где больше нет пустоты. Это состояние превыше всех описаний. Оно называется нирвикальпа самадхи, в котором реализуется истинное божественное Я.»

Чандра Свами Удасин
«Песнь безмолвия»
26 октября 2015, 12:00

Исследование (психология)

Кто я? Где я? Какой я?


Природа и психология личности · 18 мая 2009 г.

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать — это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях — это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница — что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье — ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки — насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это — МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и
Читать дальше →