17 февраля 2020, 09:03

Недавно обнаружил...



Недавно обнаружил — к своему стыду — что внятно не понимаю, чем гордость отличается от тщеславия, а печаль от уныния. А ведь и то, и другое — четыре — из главных страстей (причин смертных грехов). Всего их (главных страстей) в православном варианте восемь.

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.

Да уж… если я базовых понятий не знаю, то в какие дебри могу зайти сатанинские, невозворатимые… Слава Богу, что Он меня в этом обличил и я хоть как-то в этом разобрался…

Конечно, это понимание прежде всего внутреннее, но я приведу краткое и словесное описание. Итак…

Разница между унынием и печалью, гордостью и тщеславием (смертными грехами)

Уныние – душа человека страдает без явной причины, отсутствие смысла жизни, от отсутствие связи с Источником Жизни, с Богом.

Печаль – душа человека чрезмерно страдает из-за какой-то причины, из-за происходящих с ней неприятностей.

Гордость – душа человека опьянена чувством превосходства над другими от того, что у него есть.

Тщеславие – душа человека опьянена стремлением – во что бы то ни стало – добиться чего-либо
Читать дальше →
15 февраля 2020, 10:37

... Читала Лествичника "О гордости"... (из записок игумении Арсении (Сребряковой))


Читала Лествичника «О гордости» и остановилась на словах: «Наказание гордому – падение его». Это наказание Господь премудро употребляет и как врачество гордости. Но все действия Промысла Божия и попущений Его наказательных служат только тогда в пользу человеку, когда он стремится к достижению неземных целей. Если он поставил целью своей жизни единое спасение – Единого Бога, то всё случающееся с ним послужит к его преуспеянию. При лишении всех благ земных, при нанесении и принятии удара всем чувствам своим, при перенесении бесчестия и прочее, там, где сокрушилась бы душа самая сильная, но поставившая целью своих исканий какое-нибудь земное благо, там душа Боголюбивая получает крепость, мудрость, свободу, и если чего лишается в этих прилучающихся скорбях, то лишается единственно той связи со страстями, в которых была заключена и с которыми не могла сама о себе разорвать связь одним своим произволением, а только разрушилась она действием Божиим, по причине страстей. Великое благо не быть порабощенным ничему земному хоть произволением души; тогда всякое действие Божие, направленное ко спасению, правильно действует, убивая только страсть, но не душу, а в противном случае вместе со страстью убивается и душа. Душа, отрекшаяся страстей, получает ощущение добродетелей. Отрекшись сластолюбия, она познаёт опытно смирение, и так далее. Отрекшись своих хотений, своей грехолюбивой воли, своих разумений, она вводится в познание воли Божией. В деятельном исполнении воли Божией, которая является ей в спасительной пользе ближнего, она просвещается Божественными откровениями и, просвещенная ими, входит не только в чистоту, но и в
Читать дальше →
12 февраля 2020, 10:38

Анекдот



— Ребе, у меня такая проблема, такая проблема… Я никак не могу с ней справиться Что мне делать?
— Хаим, Бог посылает проблемы каждому по его силам. так что тут одно из двух: либо ты можешь справиться с этой проблемой, либо – это не твоя проблема…