В пути после пробуждения есть несколько измерений. Одно из них — это совершенство и так уже достигнутого прозрения. Этот процесс сопровождается тем что личность растворяется, а новая не образуется. Этот процесс можно разными практиками ускорить, но вообще говоря он уже происходит сам, вне зависимости от того что человек делает. Поэтому первый этап и называют вхождением в поток. Тут никаких этапов на самом деле нет, это весьма индивидуальный процесс.
Второе измерение пути после пробуждения — это более глубокие прозрения в природу воспринимаемой реальности. Это детальное рассмотрение других форм залипания в смыслах, других форм иллюзий и привязанностей. С точки зрения первого прозрения они вообще не видны — как бы находятся в другой плоскости. Это измерение можно делить или не делить на этапы. Но практика показывает что среди тех кто об этом не в курсе, и практикует без учителя который в курсе, исчезающе маленький процент людей проходит дальше второго этапа.
У меня два ответа.
Первый в том, что я ориентируюсь на опыт других людей, и на карты традиции Тхеравада. Согласно этим картам, та стадия, с которой написан этот пост — 6я ньяна 4го пути. Могу сказать, что до сих пор эти карты меня не подводили — всё сходится в точности. Так что я предполагаю, что то о чём карты говорят — может быть правдой.
Второй мой ответ в том, что этот страх не вернуться абсолютно иррационален. Что-то мне подсказывает, что реальное не-возвращение не так страшно, как «Я» его себе сейчас рисует. Я думаю, что этот страх — это то что Тхеравадинские карты называют привязанностью к материальному/нематериальному рождению.
Ещё одно измерение тут — это совершенствование прозрения. В Махаяне это называют открытием бхуми и совершенством бхуми. Вот тут как раз за счёт вхождения в различные двери снова и снова мы открываем как эти двери отражаются на нашей каждодневной жизни, и в итоге тоже начинаем видеть связь между ними. Это относится к пути после пробуждения. И это ещё одно измерение, помимо более глубоких прозрений в природу воспринимаемой реальности. В этом тексте оно похоже отражено вот этим фрагментом:
«И, конечно, в итоге, мы понимаем, что ВСЕ ЭТИ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАТСЯ В ЦЕЛОМ, ОДНОВРЕМЕННО: Ничто, Пробужденный Ум, Прекрасное Трансцендентное Пространство Сознание, Чистое Осознание, Пробужденный Простор, Великая Близость Бытия, Пробужденное Сердце, Великая Любовь – то, что позволяет вам воистину ЦЕНИТЬ БЫТИЕ, как таковое, Таковость Жизни, великолепие простых бытовых вещей, их СВЯЩЕННОСТЬ, СОКРАЛЬНОСТЬ.»
Три вида пробуждения, которые описывает автор, по описанию совпадают с тем что в Буддизме названо тремя дверями.
Пробуждение на уровне ума — характеристика пустотности, anatta.
Пробуждение на уровне сердце — характеристика непостоянства, anicca.
Пробуждение на уровне кишок — характеристика неудовлетворительности, dukha.
Далее автор пишет…
«И, как я говорил, можно пробудиться на любом из этих «уровней». Можно пробудиться на одном и спать на двух других. И здесь нет никакой логики и никакой последовательности. Никаких – сперва Ум, потом Сердце, потом Кишки… Или – Кишки, Сердце, Ум… Все это может чередоваться как угодно. И вы можете обретать ясность и утрачивать ее.»
По моим наблюданиям обычно видно как минимум два из этих аспектов. Один на переднем плане, и второй — в фоне.
«Но ОПАСНОСТЬ здесь состоит в том что когда вы находитель в «апогее» того или иного Пробуждения, оно ощущается абсолютно ЦЕЛЬНЫМ, совершенно ЗАВЕРШЕННЫМ. Однако они не совершенны БЕЗ остальных аспектов.»
Это вроде верно. Ну то есть оно действительно выглядит завершённым, но потом постепенно узнавая другие аспекты, начинает казаться что вообще-то это различные аспекты. А вот после 3го пути становится ясно, что на самом деле эти аспекты вообще не отделимы один от другого, и дело только в количестве доступного внимания, позволяющего это заметить.
Причём после первого пути это в пиковый момент тоже видно, а потом ясность проходит. А после 3го эта ясность уже не проходит. И исходя из этого, я бы сказал что автор написал этот текст с уровня понимания доступного после 1го или 2го этапа пробуждения, но не после 3го.
И второй и третий этап так же заканчивались тем что внимания становилось больше, оно становилось более устойчивым и объёмным, общая ясность пространство ощущений сильно и резко увеличивалась, и массово теряли силу какие-то привычные реакции. Похоже на пробуждение внутри пробуждения, хотя и не так ярко как самое первое…
В конце второго этапа стал хорошо виден механизм возникновения желания или отвращения. Потом он перестал работать, какой-то его аспект. На третьем этапе стал виден механизм возникновения привязанности и сопротивления. И потом он тоже перестал работать. После этого того как закончился третий этап, стало хорошо видно как возникает противопоставление я/не-я через идею о том, что «я» должно быть чем-то лучше. Дальше я пока не знаю, смотрю на тщеславие, вижу много неожиданно знакомого…
Прочитал твою историю. По описанию похоже что в 2012м у тебя случилось вхождение в поток, закончился первый этап пробуждения с точки зрения традиции Тхеравада, первый опыт естественного состояния с точки зрения Дзогчен.
Мой опыт говорит о том, что пробуждение о котором пишет Нисаргадатта — это вхождение в поток. Всё что написано в его книге совпадает с пониманием которое становится доступно после вхождения в поток.
После этого пробуждения окончен первый путь. И это ни с чем не спутаешь. Страдания становится меньше процентов на 95%, и становится легко поверить в то что его больше нет. Однако, корень страдания по прежнему там же, где и был. Если кто-то видит выход из колеса страдания в свободе от Я-субъекта, то он может считать законченным свой путь. Мои учителя сразу же предупредили меня, что это не конец. И я шел в это с намерением дойти до конца. И поэтому когда первый путь закончился, вместо того чтобы почивать на лаврах и рассказывать всем как устроен мир, я занялся вторым путём.
Я кстати не знаю, начался бы второй путь или нет, если бы я не искал его начала намерено.
Идея этапов относительна, но она является указателем. Любые проверки важны только если кто-то хочет этими указателями пользоваться. Для меня они работают, причём удивительно быстро. Но я думаю тут дело ещё и в практике Ваджраяны… Это как бы скоростная колесница :)
Я слышал, что это может произойти в один момент. Но никогда не общался об этом достаточно детально ни с одним человеком, который утверждает что с ним это случилось именно так. Обычно они отказываются вместе детально в этом разобраться — их это не интересует.
Однако, то что ты описываешь с моей точки зрения больше похоже на первый этап пробуждения, чем на то что Буддизм считает окончательным просветлением. То что в Тхераваде называют вхождением в поток. Я так же встречал порядочное число людей (некоторые из них были Адвайтистами), которые принимают это за конец пути. Именно поэтому я вижу ценность в том, чтобы проверять друг друга на буллшит через описание прямого опыта / субъективной воспринимаемой реальности.
Второе измерение пути после пробуждения — это более глубокие прозрения в природу воспринимаемой реальности. Это детальное рассмотрение других форм залипания в смыслах, других форм иллюзий и привязанностей. С точки зрения первого прозрения они вообще не видны — как бы находятся в другой плоскости. Это измерение можно делить или не делить на этапы. Но практика показывает что среди тех кто об этом не в курсе, и практикует без учителя который в курсе, исчезающе маленький процент людей проходит дальше второго этапа.
Первый в том, что я ориентируюсь на опыт других людей, и на карты традиции Тхеравада. Согласно этим картам, та стадия, с которой написан этот пост — 6я ньяна 4го пути. Могу сказать, что до сих пор эти карты меня не подводили — всё сходится в точности. Так что я предполагаю, что то о чём карты говорят — может быть правдой.
Второй мой ответ в том, что этот страх не вернуться абсолютно иррационален. Что-то мне подсказывает, что реальное не-возвращение не так страшно, как «Я» его себе сейчас рисует. Я думаю, что этот страх — это то что Тхеравадинские карты называют привязанностью к материальному/нематериальному рождению.
«И, конечно, в итоге, мы понимаем, что ВСЕ ЭТИ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАТСЯ В ЦЕЛОМ, ОДНОВРЕМЕННО: Ничто, Пробужденный Ум, Прекрасное Трансцендентное Пространство Сознание, Чистое Осознание, Пробужденный Простор, Великая Близость Бытия, Пробужденное Сердце, Великая Любовь – то, что позволяет вам воистину ЦЕНИТЬ БЫТИЕ, как таковое, Таковость Жизни, великолепие простых бытовых вещей, их СВЯЩЕННОСТЬ, СОКРАЛЬНОСТЬ.»
Пробуждение на уровне ума — характеристика пустотности, anatta.
Пробуждение на уровне сердце — характеристика непостоянства, anicca.
Пробуждение на уровне кишок — характеристика неудовлетворительности, dukha.
Далее автор пишет…
«И, как я говорил, можно пробудиться на любом из этих «уровней». Можно пробудиться на одном и спать на двух других. И здесь нет никакой логики и никакой последовательности. Никаких – сперва Ум, потом Сердце, потом Кишки… Или – Кишки, Сердце, Ум… Все это может чередоваться как угодно. И вы можете обретать ясность и утрачивать ее.»
По моим наблюданиям обычно видно как минимум два из этих аспектов. Один на переднем плане, и второй — в фоне.
«Но ОПАСНОСТЬ здесь состоит в том что когда вы находитель в «апогее» того или иного Пробуждения, оно ощущается абсолютно ЦЕЛЬНЫМ, совершенно ЗАВЕРШЕННЫМ. Однако они не совершенны БЕЗ остальных аспектов.»
Это вроде верно. Ну то есть оно действительно выглядит завершённым, но потом постепенно узнавая другие аспекты, начинает казаться что вообще-то это различные аспекты. А вот после 3го пути становится ясно, что на самом деле эти аспекты вообще не отделимы один от другого, и дело только в количестве доступного внимания, позволяющего это заметить.
Причём после первого пути это в пиковый момент тоже видно, а потом ясность проходит. А после 3го эта ясность уже не проходит. И исходя из этого, я бы сказал что автор написал этот текст с уровня понимания доступного после 1го или 2го этапа пробуждения, но не после 3го.
Прочитал твою историю. По описанию похоже что в 2012м у тебя случилось вхождение в поток, закончился первый этап пробуждения с точки зрения традиции Тхеравада, первый опыт естественного состояния с точки зрения Дзогчен.
После этого пробуждения окончен первый путь. И это ни с чем не спутаешь. Страдания становится меньше процентов на 95%, и становится легко поверить в то что его больше нет. Однако, корень страдания по прежнему там же, где и был. Если кто-то видит выход из колеса страдания в свободе от Я-субъекта, то он может считать законченным свой путь. Мои учителя сразу же предупредили меня, что это не конец. И я шел в это с намерением дойти до конца. И поэтому когда первый путь закончился, вместо того чтобы почивать на лаврах и рассказывать всем как устроен мир, я занялся вторым путём.
Я кстати не знаю, начался бы второй путь или нет, если бы я не искал его начала намерено.
Идея этапов относительна, но она является указателем. Любые проверки важны только если кто-то хочет этими указателями пользоваться. Для меня они работают, причём удивительно быстро. Но я думаю тут дело ещё и в практике Ваджраяны… Это как бы скоростная колесница :)
Однако, то что ты описываешь с моей точки зрения больше похоже на первый этап пробуждения, чем на то что Буддизм считает окончательным просветлением. То что в Тхераваде называют вхождением в поток. Я так же встречал порядочное число людей (некоторые из них были Адвайтистами), которые принимают это за конец пути. Именно поэтому я вижу ценность в том, чтобы проверять друг друга на буллшит через описание прямого опыта / субъективной воспринимаемой реальности.
Что думаешь по этому поводу?
А ты сколько раз исчезал прежде чем исчезнуть окончательно?