Да, но не следует путать истинное и иллюзорное. Для этого нужен различающий интеллект.
«Это (младенческое тело) рождается, или лучше сказать, принимает определенные форму и название, и очищается посредством мантр в процессе различных ведических церемоний. Освященное церемонией введения в статус дваждырожденного, и инвестированное священным шнуром (яджнопавитой), это тело (как комплекс нама-рупы), получает название брахмачарина. Тот же самый комплекс нама-рупы (т.е. тело) обозначается как домохозяин-грихастха, когда он освящается свадебной церемонией и соединяется с женой (т.е. с телом противоположного пола). И то же самое тело называется отшельником-ванапрастхой, когда оно прошло определенные церемонии, имеющие отношение к удалению (человека от обязанностей домохозяина) в лес. И это же самое тело становится известным как блуждающий монах-санньясин, когда оно исполнит церемонии, ведущие к отказу (отречению) от всех действий. Таким образом, тело, которое порождается, происходит от определенных родителей и требует различные очистительные церемонии, совершенно кардинально отличается от тебя, т.е. от твоей истинной Само-Сущности, Атмана-Брахмана.
«Те имя и форма, хотя первоначально непроявленные, получают имя и форму эфира, поскольку они были проявлены из этого Атмана. Этот элемент, названный эфиром, таким образом произошел из высшего Атмана, подобно грязи, называемой пеной, происходящей из прозрачной воды. Пена не является ни водой, ни чем-то абсолютно отличным от нее. Ведь она никогда не наблюдается нигде, помимо воды. Но вода — чиста и отлична от пены, которая имеет характерную природу грязи. Точно так же, высший Атман, который является чистым и прозрачным, отличается от названия и формы, которые означают пену. Они — относящиеся к пене — первоначально бывшие непроявленными, принимают название и форму эфира, поскольку они были проявлены.
Ученик спрашивает: «Как может быть тело, обладающее различными признаками рождения (т.е. рожденное от определенных родителей), происхождения и очистительных церемоний, быть отличным от Само-Сущности, Атмана, и как это я (т.е. истинное Я) лишен их (т.е. различных признаков)?»; Учитель отвечает: «Слушай, мой дорогой, о том, как это тело отличается от тебя (т.е. от истинного Тебя), как оно подвержено рождению, определенному происхождению и очистительным церемониям, и как ты свободен от всего этого». И Он напоминает ученику: «Ты должен помнить, мой дорогой, как тебе было сказано относительно Самого внутреннего Атмана, Который является Само-Сущностью всего и всех, с Его характеристиками, как описывают Шрути: Это было Существованием, мой дорогой и т.д., а также Смрити, и ты должен помнить также и эти характеристики
18. Учитель должен сказать ученику, который вспомнил определение Само-Сущности, Атмана: „То, что называется Само-сияющей Сущностью, которая отлична от имен и форм, бестелесна и определена как не крупная, не тонкая, и т.д., как свободная от грехов и т.д., которая неподвержена всем сансарическим обусловленностям и кармическим состояниям; Брахман — это Сама непосредственная внутренняя Сущность любого живого существа, Сокровеннейшая Сущность, Невидимый провидец (зритель), неслышимый слушатель, непостижимый умом мыслитель, неузнанный знаток, и т.д., который обладает характерной природой вечного Знания, без внутренностей или внешних частей, состоящий только из сознания, всепроникающий подобно эфиру и бесконечно мощный, — это и есть Само-Сущность всего и всех, неподверженная голоду, жажде, холоду, жаре, и т.д., а также появлению и исчезновению, и, на основании Своей непостижимой энергии-силы, причина проявления непроявленного названия и формы (нама-рупы), которые пребывают в Само-Сущности, просто по причине Ее присутствия, но отличны от этой Само-Сущности, Атмана; эта сила (шакти) — материя (пракрити) Вселенной, не поддающаяся описанию ни как идентичная с Этим (Атманом), ни как отличная от Этого (Атмана), и постижимая только посредством Его одного.
— Шанкара
Убедительная речь, потоки слов, искусство доказывать теоремы и ученость ученых – все это доставляет удовольствие, но далеко еще не дает свободы.
Тому, кто не способен понять великой действительности, изучение писаний может помочь направить разум; кто же познает великую действительность, для того изучение писаний уже бесполезно.
— Шанкара
Убедительная речь, потоки слов, искусство доказывать теоремы и ученость ученых – все это доставляет удовольствие, но далеко еще не дает свободы.
Тому, кто не способен понять великой действительности, изучение писаний может помочь направить разум; кто же познает великую действительность, для того изучение писаний уже бесполезно.
Ничто другое, кроме собственной Самости — Атмана не способно развязать узла заблуждений, – следствия похоти и прежних поступков в мириадах жизней.
Свобода достигается пониманием единства Атмана с Вечным Брахманом, а не голыми рассуждениями о соединении с Ним и не числами, а также не формулами и не наукой.
Ничто другое, кроме собственной Самости — Атмана не способно развязать узла заблуждений, – следствия похоти и прежних поступков в мириадах жизней.
Свобода достигается пониманием единства Атмана с Вечным Брахманом, а не голыми рассуждениями о соединении с Ним и не числами, а также не формулами и не наукой.
Ничто другое, кроме собственной Самости — Атмана не способно развязать узла заблуждений, – следствия похоти и прежних поступков в мириадах жизней.
Свобода достигается пониманием единства Атмана с Вечным Брахманом, а не голыми рассуждениями о соединении с Ним и не числами, а также не формулами и не наукой.
18. Учитель должен сказать ученику, который вспомнил определение Само-Сущности, Атмана: „То, что называется Само-сияющей Сущностью, которая отлична от имен и форм, бестелесна и определена как не крупная, не тонкая, и т.д., как свободная от грехов и т.д., которая неподвержена всем сансарическим обусловленностям и кармическим состояниям; Брахман — это Сама непосредственная внутренняя Сущность любого живого существа, Сокровеннейшая Сущность, Невидимый провидец (зритель), неслышимый слушатель, непостижимый умом мыслитель, неузнанный знаток, и т.д., который обладает характерной природой вечного Знания, без внутренностей или внешних частей, состоящий только из сознания, всепроникающий подобно эфиру и бесконечно мощный, — это и есть Само-Сущность всего и всех, неподверженная голоду, жажде, холоду, жаре, и т.д., а также появлению и исчезновению, и, на основании Своей непостижимой энергии-силы, причина проявления непроявленного названия и формы (нама-рупы), которые пребывают в Само-Сущности, просто по причине Ее присутствия, но отличны от этой Само-Сущности, Атмана; эта сила (шакти) — материя (пракрити) Вселенной, не поддающаяся описанию ни как идентичная с Этим (Атманом), ни как отличная от Этого (Атмана), и постижимая только посредством Его одного.
— Шанкара
Тому, кто не способен понять великой действительности, изучение писаний может помочь направить разум; кто же познает великую действительность, для того изучение писаний уже бесполезно.
— Шанкара
advaitaworld.com/blog/58303.html#comment1406842