Пунджаджи обладает репутацией человека, очень точно разбирающегося в переживаниях людей. Является ли это ценным качеством — давать точные характеристики человеческим ощущениям?
Когда я отвечаю, то я абсолютно пуст. Я не ищу ответа на вопрос. Я просто пуст, без всякой мысли. Меня не волнует происходящее. Ответ приходит из пустоты, а не от Пунджи. Следовательно, Пунджа не имеет субстанции. Этот ученик меня не интересует. Вопрос задан не Пундже. Кому адресован этот вопрос? Пунджа никому не может даровать свободу. Вопрос задан неизвестному.
Таково учение не-учения?
Да, это учение не-учения. Остальное — это проповеди. Учитель не имеет своего собственного учения. Учителя побуждают говорить, и он не несет ответственности за то, что говорится. Просто-напросто, вы живете, как свободный человек, как незапятнанный, пустотный человек. Это наилучшее учение, которое только может один человек передать другому. Сядьте в абсолютной тишине. Ни одной мысли. Это учение — наилучшее учение, от которого никто не сможет отказаться и из которого никто не сумеет извлечь прибыль.
Когда я выполняю свою практику Дзэн, я становлюсь безмолвным, но затем, когда я начинаю осознавать происходящее внутри и вокруг меня, у меня в голове и в сердце возникает болезненное давление.
А как насчет наблюдающего в практике Дзэн?
Я ГОВОРЮ, ЧТОБЫ ТЫ НАБЛЮДАЛ ЗА НАБЛЮДАЮЩИМ! Наблюдающий должен быть под наблюдением. Я говорю, чтобы ты наблюдал за наблюдающим, — и какие усилия тебе для этого нужны? И если ты сделаешь это, какова будет награда и каковы последствия?
Для того чтобы сделать это, обрати свое лицо внутрь и позволь наблюдающему стать объектом и позволь Высшему Сознанию смотреть на этого наблюдающего. Даже если ты попытаешься понять, твое понимание не затронет это. Ты никогда это не поймешь. Понимание будет отношением между субъектом и объектом. Что ты можешь понять, если ты стираешь объект из своего ума? Что ты сделаешь?
Так что при любом методе обучения ты всегда имеешь дело с объектами, и это не приносит тебе никаких плодов. Поэтому я говорю тебе сохранять Безмолвие, и все позаботится о себе само. Ты должен лишь видеть, что мысли проходят, и ты должен видеть, откуда они возникают и куда уходят. Ты остаешься Свидетелем, Просто Свидетелем, что бы ни было этим Свидетелем. Любые обстоятельства — хорошие или плохие — приходят и уходят. Ничего не остается.
Просто Наблюдай! Что-то хорошее происходит, а затем уходит. СВИДЕТЕЛЬ — ЭТО ТО, ЧТО НЕ ПРИХОДИТ И НЕ УХОДИТ! Позаботься об этом, и тогда этот свидетель будет появляться и исчезать перед кем-то другим! Пусть
Читать дальше →
Насколько я понимаю, все мы просветленные, и мы должны избавиться от своего представления о том, что мы не просветленные. Так ли это?
Ты уже частично понял это. «Я не просветленный» — это одна концепция. «Я просветленный» представляет собой другую концепцию. Ты понял? Отбрось обе эти концепции. Что ты видишь?
(Какое-то время задававший вопрос сидит молча)
Ага. Эта улыбка на твоем лице не выражает ни просветления, ни порабощенности.
Продолжай улыбаться и хранить молчание. Какая мысль приходит тебе в голову, когда ты улыбаешься? Кто ты? Кто улыбается? Если отбросить как рабство, так и свободу, то появляется улыбка. И вот она на твоем лице — не связанная ни с порабощенностью, ни с просветленностью.
Как я могу избавиться от страха?
Какого рода этот страх? Это может быть страх разрушения всего того, к чему вы привыкли. Страх того, что вы потеряете все то, чего держался ваш ум. Вы ни здесь и ни там. На одной стороне вы можете наблюдать, как гибнет все, за что цеплялся ваш ум, все его привязанности. На другой стороне — вечность зовет вас. Вам не хотелось бы возвращаться, и все-таки вы колеблетесь и не можете обнять вечность. Вы — транзитный пассажир. Вы — в зале ожидания. Ваш рейс будет объявлен. Вы не можете вернуться назад. Самолет, на котором вы прибыли, улетел, и вы ожидаете следующий. Ждите объявления; вот все, что вам остается.
Поскольку вам известно, что вы сидите в зале ожидания, не следует ни к чему привязываться. Это всего лишь зал ожидания. Здесь никого не было и здесь никого не будет. Не стоит привязываться в этом месте. Оставьте все с тем, чтобы вы могли путешествовать с комфортом.
Вся самсара — это зал ожидания; нет ничего постоянного. Все сменяет друг друга. Одни приходят, а другие ждут объявления. Вам выпало большое счастье узнать, что вы находитесь в зале ожидания. Будьте готовы. И не привязывайтесь ни к чему. Вы должны вернуться домой.
Задавая вопрос «Кто я?», я чувствую, что вовлечен в какой-то процесс; я словно выполняю какое-то упражнение.
Слушай внимательно. Всё совсем не так. Когда ты спрашиваешь: «Кто я?», «Я» никуда тебя не уводит. Если я велю тебе сделать два шага в сторону, это уже будет процессом. Но если я прошу тебя оставаться на месте, тебе надо оставаться здесь. Разве же это процесс?
Просто посмотри, откуда исходит этот вопрос. Не думай о нем, не делай ни шага, никуда не уходи и не предпринимай никаких усилий. Просто сознавай.
Разве, задавая этот вопрос, ты не находишься в сознании?
Нахожусь.
До того, как возник вопрос, ты сознавал, что в уме его не было?
Да. Но что означает сознавать...
Ты не понял. Разве ты не сознаешь все вопросы, все действия? Разве ты не осознаешь всё, что делаешь? Принимая пищу, ты сознаешь, что ешь. Танцуя, ты сознаешь, что танцуешь.
А когда ты не принимаешь пищу и не танцуешь, разве ты не сознаешь, что не делаешь этого?
Сознаю.
Это сознание — твое «Я». Независимо от того, делаешь ты что-нибудь или нет, сознание остается твоей природой.
Да, я знаю это.
Тебе не следует это «знать»! Знание — нечто иное. Я же прошу тебя просто быть там.
Это называется сознанием. Все действия и бездеятельность, любая садхана и все упражнения начинаются в сознании. И если ты сознаёшь наличие сознания в сознании, то, что бы ты ни делал, у тебя не будет проблем. Но этого никто не знает, и поэтому все страдают.
Можно ли по собственному желанию в любое время войти в ум или выйти за его пределы?
НЕТ НИКАКОГО ВХОДА И ВЫХОДА, И ВЫБОРА НЕТ. Тебе не нужно делать выбор — входить или выходить. Если ты не делаешь выбор
Где берет свое начало Сознание?
Попытка понять или описать Сознание, которое осознает Сознание, задающее вопрос: «Где берет свое начало Сознание?» — является шуткой. Ты не можешь этого понять!
Как я могу устранить сомнения?
Когда ты пожелаешь познать себя, все сомнения улетучатся. Сохраняй Безмолвие. Просто сохраняй Безмолвие. Ни на одну секунду не позволяй мыслям возникать в твоем уме. Не порождай ни единой мысли и не прилагай усилий, всего в течение одной секунды. Если ты понимаешь, о чем я говорю, ответь мне, что произойдет, когда ты не будешь порождать ни единой мысли в уме и не будешь совершать никаких усилий. Только эти две вещи: НИКАКИХ УСИЛИЙ, НИКАКИХ МЫСЛЕЙ В УМЕ! Всего на одно мгновение. Что произойдет?
Я полагаю, единственное, что может произойти, — это существование!
И все же ты испытываешь сомнения. Если есть только существование, что это за сомнения? Если все есть существование, то где здесь сомнения, и к кому они относятся? Кто сомневается, и о ком сомнения? Нереальность. Существование и несуществование. Это все станет ясным для тебя, если ты не будешь совершать усилий.
Откажись от всего, что непостоянно, непрочно.
И тогда останется единственная вещь.
Миры и боги — все исчезнет, но Это не исчезнет никогда.
Наблюдай за этим,
не для того чтобы
Читать дальше →
Тебе не надо ничего искать. Всего-навсего откажись от поиска посторонних вещей. Кем ты будешь, перестав искать что-то иное? Откажись от себя.
Момент откровения настанет сам по себе, внутри твоего «Я»!
Единственное усилие, которое тебе требуется, — отбросить все усилия, которыми ты загрузил свою голову. Усилие может понадобиться лишь для то¬го, чтобы отбросить все свои усилия.
Не делай никаких усилий по отношению к своему «Я». Откровение придет. Посредством усилий ты накопил целую кучу хлама. Поэтому сделай контр-усилие и откажись от всех своих усилий.
Ведь для того, чтобы оставаться самим собой, усилий не требуется.
Это и есть откровение. Оно придет к тебе само, даже если ты его и не хотел. Выбрось все зависимости. Освободись от уз. Положи конец своему рабству. Не делай усилий.
Это само откровение.Оно здесь.Просто взгляни внутрь себя, прими твердо решение.
Каковы условия устремленности к высшей обители Бытия-сознания-блаженства?
Пападжи. Ум, дыхание и интеллект — вот эти условия. Это все, что у тебя есть. Каждый разумный человек знает, что это условия либо покоя, либо страдания. Стремясь к чему-либо нереальному — объектам, которые преходящи, непостоянны, нереальны, — ты получаешь страдания. Но в каком бы направлении эти «условия» ни двигались, в конце концов будет обнаружено Бытие-Сознание-Блаженство. Привязываясь к какому-либо внешнему объекту, ты пытаешься найти блаженство и покой. Но
тебе их не найти, поскольку этот объект является порождением, отражением твоего ума В действительности объекта нет..
Представь, что ты увидел свою тень и влюбился в нее. Твоя жизнь от этого лучше никак не станет. Должен быть Некто реальный, пробуждающий в тебе чувства, которые надо направить на Него же. И тогда ты обретешь покой, блаженство и осознание.
Как нарисованное на стене солнце не может дать света, так отражения твоего ума, проявляющиеся в виде внешних объектов, никогда не при¬несут тебе покоя. В поисках света ты должен обратиться к его источнику, а не к картинке с изображением солнца или свечи.
Ум, дыхание и интеллект следует направить к их источнику. И лишь тогда придут умиротворение и покой. Затем Бытие-сознание-блаженство примет форму гуру, учителя, который может дать тебе знания о «Я». Помимо Бытия-сознания-блаженства нет и не может быть иного учителя. Отказавшись от него, ты обязательно выберешь себе объект. Устремляясь к объектам, ты не можешь обрести ни покоя, ни любви, ни свободы.Что же делать?
Читать дальше →
В Истине нет движения,
ничто не приходит и не уходит.
Движение мысли «я» создает всю Вселенную,
но Истина никогда не движется.
Будь бдителен, следи, где и как это «я» возникает.
Это — Сатсанг, и это твоя собственная природа.
Ты есть Истина, в которой нет движения.
Позвольте мне рассказать вам, что означает сатсанг. Сангха — это соединение. Сат означает Истинное Я. Таким образом, сатсанг — это соединение с Истинным Я. Ваше соединение с Истинным Я — это конечный сатсанг.
Если же вы не поняли, где в этом соединении находится Истинное Я, то найдите учителя, который реализовал Истинное Я. Чем раньше вы сделаете это, тем лучше будет для вас самих.
Сохраняйте тишину. Не думайте ни о чем. Безмолвствуйте. Просто будьте тихими. В тишине, в молчании Истинное Я возникает само по себе. Это наилучший сатсанг. Если же вы не доверяете своему собственному Истинному Я, тогда найдите кого-нибудь. Может случится и так, что если вы честны, искренни и серьезны, то это Истинное Я приведет вас в какое-нибудь другое место, где вы встретите то же самое Истинное Я, которое скажет вам: «Я твое собственное Истинное Я».