18 июня 2012, 17:37

Букко


Букко сказал:

«В начале вы должны проникнуть в коан.
Коан — это какое-то глубокое изречение патриархов.
Его воздействие в этом мире различий заставляет
человека смотреть пристальнее и прямее, дает ему силу,
когда он стоит на краю берега реки.

В последние два-три года я обсуждал в моих беседах
три коана: „Ваше истинное лицо до того, как родились
ваша мать и отец“, „Сердце, Будда“, и „Нет сердца, нет Будды“.
Для того, кто сталкивается с буйством жизни и смерти,
эти коаны уносят прочь песок связей с миром и открывают
золотое сокровище, которое было здесь с самого начала,
вечные корни всего существующего.

Однако если после трех или пяти лет попыток решить коан,
сатори все еще нет, тогда он должен быть отброшен, иначе
он может стать невидимой цепью вокруг вас.
Даже эти традиционные методы могут стать лекарством,
которое может отравить.

Вообще говоря, медитация необходима, но, если после трех
или пяти лет эта настоятельная необходимость
все еще поддерживается насильно,
напряжение становится вредным, и это серьезное
положение. Многие в такой ситуации падали духом
и в результате совсем бросали это».

Древние говорили: «Иногда быстро, иногда медленно,
иногда прямо идя по следу, иногда отдыхая в стороне».

Букко продолжал:

«Итак, этот возвышающийся над остальными Мастер
заставлял людей на такой стадии отбрасывать коан.
Когда он отброшен и напряжение спало, в должное время они
поражали цель и осознавали, что такое их истинная

Читать дальше →
18 июня 2012, 17:24

Дайо


Дайо говорил Генчу
«С древних времен просветленные предки, появляясь в мире, полагались просто на свои основные ощущения, для того, чтобы открыть то, что находится перед нами; поэтому мы видим их пинающими стулья и поднимающими метлу, грызущими землю и размахивающими палками, колотящими в барабан или катающими шары».
Дайо продолжал:
«Но хотя это и так, замечательный Генчу, ты путешествовал везде и провел много времени в монастырях. Не беспокойся об этих старых днях, о которых я упомянул, а просто иди дорогой жизни, которую ты видишь сам; иди на восток, иди на запад, как ястреб, который плавает в небесах. И в мгновение ока ты окажешься на другой стороне...»
В другой раз Дайо сказал Кушо:
«Причины и границы забот просветленных не так далеки от ваших ежедневных дел. Нет разницы между „там“ и „здесь“. Это распространяется на прошлое и настоящее, светит с небес, отражает землю. Поэтому говорят, что все в последних мириадах вечностей справедливо и сейчас.
Мы ценим великий дух героя только в этой связи. До того, как любые знаки станут различимыми, до того, как любая иллюстрация станет очевидной, концентрируйтесь по-настоящему, смотрите, приходя или уходя, до тех пор, пока ваши усилия полностью созреют.
В момент понимания вы достигаете согласия. Ум рождения и смерти разрушен, и неожиданно вы отчетливо видите ваше изначальное появление, пейзаж вашей родной земли, каждая черточка легко различима. Вы тогда видите и слышите как будды, знаете и действуете, как это делали

Читать дальше →
18 июня 2012, 12:19

Мирянин спросил, Банкей ответил:


Мирянин спросил Банкея:
«Хотя я благодарен тебе за учение о нерожденности,
но мысли, благодаря привычкам ума, все равно приходят,
а я теряюсь в них и испытываю трудности,
стараясь оставаться постоянно нерожденным.
К чему же я могу применить веру всего сердца?»
Банкей ответил:
«Если ты будешь стараться остановить
возникающие мысли, ум будет разделен на две части:
останавливающую и останавливаемую,
и ты никогда не достигнешь спокойствия ума.
Просто поверь, что мысли изначально
не существуют, но время от времени возникают
и прекращаются, в зависимости от того,
что ты видишь и слышишь, но не имеют
реальной сущности».
Другой мирянин спросил:
«Когда я стираю возникающие мысли,
они все равно продолжают приходить отовсюду,
не останавливаясь.
Как я могу их контролировать?»
Банкей ответил:
«Стирать возникающие мысли — все равно,
что пытаться смыть кровь кровью.
Хотя первоначальная кровь может быть удалена,
смывающая кровь все равно оставит следы;
сколько бы вы ни смывали, пятна останутся».
«Не-ум первоначально не рожден,
не умирает и существует без иллюзий.
Не осознавая этого, думая,
что мысли реально существуют,
вы скитаетесь в рутине рождений и смертей».
«Осознавая, что мысли возникают только временно,
вы должны позволить им начинаться и прекращаться,
не удерживая и не отвергая их.
Это как предметы, отражающиеся в зеркале;
если зеркало чистое и ясное,
оно отражает то, что проходит перед ним,
но не удерживает

Читать дальше →
17 июня 2012, 23:52

Принимай события легко, без усилий...


«Принимай события легко, без усилий,
и через некоторое время напор мыслей,
внешних и внутренних, спадает сам собой,
и истинное лицо проявит себя.

Тело и ум, свободные от всех мотиваций,
всегда появляются как пустота и абсолютное тождество,
сияя, как яркость небес, в центре широкого
пространства существующих вещей,
не требуя полировки или очистки.
Это за пределами всех концепций,
за пределами бытия и не-бытия.

Оставь свои бесчисленные знания,
впечатления, понимания и иди в эту
необъятность пространства.
Когда ты пришел в эту протяженность,
в твоем сердце нет и пятнышка буддизма,
а когда в тебе нет ни пятнышка знаний,
ты обретаешь истинное видение Будд и патриархов.

Истинная правда похожа на необъятное пространство,
которое содержит все явления.
Когда ты можешь приходить и идти
во всех религиях одинаково,
когда нет ничего специфически твоего
ни внутри, ни снаружи,
когда ты соответствуешь высокому
и соответствуешь низкому,
соответствуешь квадратному и соответствуешь круглому, —
тогда это То.

Пустота моря позволяет волнам подниматься;
пустота горных долин производит эхо,
пустота сердца рождает Будду.
Когда твое сердце пусто, вещи отражаются в нем,
как в зеркале, сияя там без всякого различия между ними.
Жизнь и смерть — это иллюзия,
все Будды — в одном твоем теле.

Дзен — это не что-то таинственное,
это просто попадание в цель и пронзание событий.
Если ты отбросишь все сомнения,
течение жизни и смерти прервется само.
Я спрашиваю

Читать дальше →
15 июня 2012, 20:05

Упражнение Коан


«Поистине очень немногие могут идти путем наших отцов. Путь крут, а под ним пропасть,
превосходящая преисподнюю. Тщетно я протягиваю руку, чтобы помочь ищущим: пусть же
мох в моем дворе растет и зеленеет, как ему вздумается». Именно такого взгляда на дзэн нам,
конечно, и следует ожидать от истинного учителя дзэна: но если на мох, растущий во дворе
дзэна, никогда не ступит нога человека, то что станет с дзэном? Дорога должна быть
расчищена хотя бы в какой-то мере: должны быть изобретены какие-нибудь искусственные
средства для привлечения отдельных умов, которые смогут когда-нибудь превратиться в
истинных носителей дзэна. (То, что дзэн в Китае казался с первого взгляда чем-то
недоступным, можно легко понять, читая легенду о том, как Бодхидхарма в течение девяти
лет предавался безмолвному размышлению в уединении.) Появление упражнения коан
представляло собой вполне естественное развитие истории дзэна. В связи с этим цель
первого коана, должно быть, состояла в том, чтобы воспроизвести, так сказать, искусственно
то же самое состояние сознания, которое испытывали древние учителя более или менее
спонтанно. Это означает доведение духа вопрошения до состояния концентрации или
«фиксации». Коан не имеет никакой логической зацепки, за которую мог бы ухватиться
аналитический ум, а поэтому непосвященный «йог» вынужден перейти от
Читать дальше →
15 июня 2012, 18:17

Пробуждения духа вопрошания


«Если вы намерены избежать рождения и смерти, то прежде всего нужно в сердце
своем пробудить огромную веру и дать суровую клятву. Пусть вашей молитвой будет
следующее: пока не будет решен коан, которым в данный момент занят мой ум, пока не узрю
я свой собственный лик, что имел я еще до рождения, пока утонченные кармические нити
перевоплощений не будут порваны, я буду самым решительным образом пытаться решить
данный мне коан, не стану пренебрегать помощью истинно мудрых учителей, не буду жадно
домогаться славы и богатства, а если умышленно нарушу эту клятву, то пусть меня
постигнет страшная кара. Покаявшись таким образом, следите неустанно за сердцем своим,
дабы стать достойным познания тайны коана. Если от вас требуется постичь значение „му“,
то самое главное в этом случае – сосредоточить мысль на „почему“ в утверждении, что
природа Будды отсутствует в собаке. Если коан имеет дело с единством вещей, то пусть
ваша мысль будет сосредоточена на „где“ этого единства. Если требуется найти смысл
нэмбуцу, то пусть ваше внимание будет сосредоточено в основном на „кто“ этого нэмбуцу.
Таким образом, направляя внимание внутрь, пытайтесь всецело отдаться духу вопрошения.
Если вы почувствуете, что вы не можете достичь успеха в этом упражнении, повторяйте весь
коан как одно законченное утверждение от начала до конца. Такая система поможет вам
Читать дальше →
15 июня 2012, 17:30

Что же тогда это?


«Непосвященным необходимо вооружиться инструментом,
посредством которого они могли бы ухватиться за дзэн, и именно по этой причине им
говорят практиковать нэмбуцу, то есть размышлять о Будде. Будда – это не что иное, как
Разум, или, пожалуй, то, что желает видеть этот Разум. Где появляются этот Разум, желание
и эта мысль? В Разуме, – говорим мы все. А этот Разум – это не разум, не Будда, не нечто.
Что же тогда это? Чтобы это выяснить, они должны оставить все, что они накопили за счет
изучения, размышления и знания, и посвятить себя исключительно решению одного вопроса:
„Кто есть тот, кто практикует нэмбуцу (наму-амида-буцу)?“ Пусть этот дух вопрошения
достигнет своего высшего предела. Не пытайтесь решить это разумом: не позволяйте
утверждаться идеям различия. Если ваша попытка и поиск постоянны, неослабны и
непрерывны, ваша дхьяна естественно созреет, и дух вопрошения достигнет неизбежного
кризиса. Тогда вы увидите, что нирвана и самсара, Земля чистая и Земля порочная – это не
что иное, как праздный разговор и что с самого начала не существует ничего такого, что бы
требовало объяснения или комментария, а также что разум не есть нечто, принадлежащее
сфере эмпирического сознания, а потому он не может быть объектом рассудочного
сознания».
15 июня 2012, 17:08

Песня Хакуина о медитации


С самого начала все живые существа являются Буддами;
Это может сравниться со льдом и водой:
Без воды лед существовать не может,
Вне живых существ где мы найдем Будд?
Не зная, что истина близко,
Люди ищут ее далеко. Как жаль.
Они уподобляются тому, кто, стоя в воде,
Умоляет, чтобы ему дали напиться;
Они походят на сыновей богатых родителей, блуждающих среди бедняков.
Причиной наших странностей через шесть миров
Является то, что мы заблудились во тьме неведения:
Если мы уходим все дальше и дальше в темные дебри,
Как мы можем избавиться от рождения и смерти?
Говоря о медитации, практикуемой в махаяне,
Мы не можем подобрать слов, чтобы выразить свое восхищение ею.
Добродетели совершенства такие, как щедрость и добрый нрав,
Произнесение имени Будды, покаяние и аскетическая дисциплина
И многие другие добродетельные

Читать дальше →
15 июня 2012, 16:42

«облако незнания»


Уммон в течение двадцати лет задавал своим ученикам один вопрос, на который никто не
мог ответить: «Каждый из нас наделен „Светом“. Когда вы пытаетесь взглянуть на него,
абсолютная темнота окружает вас. Каким „Светом“ вы обладаете?» Поскольку никто
никогда не осмеливался сказать ни слова, Корэн в конце концов попросил учителя изложить
свою собственную точку зрения. Уммон сказал: «Трапезная, монастырские ворота. – И далее
добавил: – Пусть лучше даже хорошее не случается».

Можно считать, что «абсолютная темнота» Уммона несколько походит на «облако
незнания» или «божественную тьму», хотя мы должны быть осторожны, чтобы не спутать
буддийские термины с христианскими, так как между ними имеется существенная разница.
Свет, о котором говорит Уммон (считаем его достоянием каждого), изливается через органы
чувств и озаряет наше сознание, но это не есть нечто отдельное от этих органов, посредством
которых мы его видим, а также нельзя сказать, что он и они – одно. Он по-своему и
трансцендентален и имманентен, потому что он «поглощает» все веши, не пребывая, однако,
ни в них, ни вне них. Человеческий язык не имеет адекватного термина, определяющего
место этого Света, которое он занимает в наших переживаниях, по той причине, что все
наши переживания возможны только благодаря ему. Его нельзя извлечь наружу, как это
делает химик
Читать дальше →