29 мая 2016, 21:57

И узреть истину собственной природы, Собственной природы, которая есть не-природа

Хакуин почитаемый в Дзэн как«величайший мудрец пяти столетий», в «Песни» написал:
«Если обратить взор внутрь самого себя
И узреть истину собственной природы,
Собственной природы, которая есть
не-природа,
Тогда выйдешь за пределы круга логических
ухищрений.»

Особенно важны первые две строки:

« Но если обратить взор внутрь самого себя и узреть истину
собственной природы». В этом состоит дух и жизнь
дзэн. Сначала возьмем фразу «обратить взор внутрь
самого себя». Один старый мастер дзэн сказал: «Че­
ловек должен быть обращен не к окружающему миру,
а непосредственно к своей собственной природе. Это
есть „обращение к себе и отражение самого себя"».
Истину следует искать внутри, в самом себе. Не
нужно смотреть наружу, разыскивая истину в относи­
тельном, внешнем мире.

То, что последователь дзэн всегда ищет фунда­
ментальную истину в самом себе и никогда — вовне,
является основной чертой дзэн. Почему же следует
искать истину внутри, в самом себе? Да потому, что
«все существа изначально будды», как говорит Хаку-
ин в начале «Песни». Учение дзэн целиком и полно­
стью основывается на осознании этой истины. В этом
аспекте дзэн указывает путь к окончательному реше­
нию проблемы самости.
Использованное словосочетание «собственная
природа» означает сущностную природу,
..., она пребывает в самой
глубине его личности. Это истинное «Я», в противо­
положность поверхностному «я». Это «изначальная
природа будды», которую имеет в виду Хакуин в на­
чале «Песни», когда говорит, что «все существа из­
начально будды». «Узреть истину собственной при­
роды» — значит пробудиться к изначальной природе
будды, которая сокрыта в глубинах нашего «я»,
… Здесь наше внимание привлечено словом «узреть».
Хакуин не говорит о «знании собственной природы»
или о «понимании собственной природы». Вместо та­
ких заумных выражений он употребляет эмпирический
термин «узреть». Узреть — значит испытать что-ли­
бо всем своим существом как действительный
Читать дальше →
13 июня 2012, 17:47

Формула


Если мускулы не упражняются с целью конкретного
воплощения духовных истин, если ум и тело не подвергаются практическому испытанию,
результат, как правило, носит отрицательный характер. Поскольку философия дзэна
сводится к преодолению дуалистического понятия плоти и духа, ее практическим
приложением, естественно, будет, выражаясь дуалистически, превращение нервов и
мускулов в покорнейших слуг духа. Формула «Дух могуч, плоть слаба» здесь не годится.
Какая бы религиозная истина ни заключаясь в этом утверждении, психологически оно
обусловлено отсутствием надежных коммуникаций между разумом и мускулами. Если руки
не будут приучены к тому, чтобы выполнять работу, диктуемую мозгом, кровь перестает
равномерно распределяться в теле и начнет скапливаться в мозге, в результате чего будет не
только нарушено общее физическое здоровье, но появится также состояние умственной
вялости, в котором идеи будут проплывать подобно облакам. Даже в состоянии
бодрствования разум человека будет наполнен дикими мечтами и видениями, не имеющими
ничего общего с реальной действительностью. Фантазии пагубны для дзэна, и те, кто,
практикуя дзэн, считают его определенным родом медитации, слишком часто склонны
впустить в дом этого коварного врага. Настаивая на необходимости физического

Читать дальше →
2 июня 2012, 19:56

Утверждение

Утверждение. То, что неоспоримо и совершенно, никогда не может быть
негативным, так как отрицание не имеет никакой ценности в нашей жизни. Оно не ведет нас
ни к чему, не является ни побудительной силой, ни успокаивающим средством. Хотя
состояние сатори иногда бывает выражено негативными терминами, в основном это
утверждающее отношение ко всем существующим вещам: оно принимает их такими, как они
есть, независимо от их моральной ценности. Буддисты называют его «кшанти»,
«терпимостью» или более точно – «непротивлением», что означает принятие вещей в их
высшем или трансцендентальном аспекте, где всякий дуализм отсутствует.
Некоторые могут сказать, что это пантеистично. Этот термин, однако, имеет
определенное философское значение, и я думаю, что в данном случае он неуместен.
При таком толковании дзэн рискует стать предметом бесконечного непонимания и
Читать дальше →
6 октября 2011, 09:42

Дайсэцу Судзуки: всё о сатори

Сатори имеет другое название – «кэнсе» («постижение своей собственной природы»). Это может натолкнуть на мысль, что существует то, что известно как «природа» или «субстанция», составляющая существо, и что эта «природа» постигается кем-то, находящимся вне ее. Другими словами, это подразумевает существование того, кто постигает и того, что постигается: субъект и объект, хозяин и гость. Такой точки зрения обычно придерживается большинство из нас, ибо наш мир является рациональной реконструкцией, которая всегда противопоставляет одну вещь другой, и посредством этого противопоставления мы мыслим, и наше мышление, в свою очередь, проецируется в каждую область нашего опыта, отсюда этот мир действительности, бесконечно умножающийся.



Читать дальше →
24 июня 2011, 10:42

Сунг Сан:Что такое Дзэн?



Дзэн — это очень просто. Кто ты?

Во всем этом мире каждый ищет счастья вовне, но никто не понимает своей истинной природы внутри.

Все говорят «Я» — «Я хочу это, мне нравится то». Но никто не понимает этого «Я». До того как ты родился, откуда пришло твое «Я»? Когда ты умрешь, куда твое «Я» уйдет? Если ты искренне спрашиваешь: Что такое «Я», то рано или поздно придешь к прекращению всякого мышления. Мы называем это «не знаю».

Когда ходишь, стоишь, сидишь, лежишь, говоришь, будучи в тишине, в движении, будучи неподвижен.

Во всякое время, в любом месте, беспрерывно — что это «я»?

Единый ум — это нескончаемые кальпы.

Дзэн-медитация означает сохранение ума «не знаю» когда делаешь поклоны, поешь или сидишь на подушке. Это формальная практика Дзэн. И когда делаешь что-нибудь, просто делай это. Когда ведешь машину — просто веди машину, когда ешь — просто ешь, когда работаешь — просто работай.

В конце концов твой «не знаю» ум станет чистым. Тогда ты сможешь увидеть, что небо—синее. Ты сможешь увидеть, что дерево — зеленое. Твой ум подобен чистому зеркалу. Приходит красное — зеркало красное, приходит белое — зеркало белое. Приходит тот, кто голоден, — ты можешь дать ему еды, приходит та, что испытывает жажду, — ты можешь дать ей напиться. Нет желаний для самого себя, только для всего живущего. Этот ум уже и есть просветление, то, что мы называем Великой Любовью, Великим Состраданием, Великим Путем Бодхисаттвы. Это Очень просто! Это Не трудно!

Поэтому Будда сказал, что все живущее обладает природой Будды просветленной природой. Но Дзэн Мастер Джо-джу сказал, что собака не обладает природой Будды. Что же из двух правильно? Что же из двух неверно? Если ты отыщешь ответ, ты найдешь верный путь.
15 февраля 2016, 22:39

Дзен - это познание самого себя

Однажды в Провиденс Дзен Центр пришёл ученик из Чикаго и спросил Сунг Сан Соен-са: «Что такое Дзен?»

Соен-са поднял Дзен палку и сказал: «Понимаете?» Ученик ответил: «Не знаю».

Соен-са сказал: «Этот не-знаю-ум и есть вы. Дзен — это познание самого себя».

«Понимаете ли вы меня?»

«Учите меня».
Соен-са «Посыпание Будды пеплом»

1 августа 2014, 01:50

Нет надобности

Физическая поза не есть средство достиже­ния правильного состояния сознания.
Принять такое положение тела — уже само по себе значит иметь правильное состояние сознания.
Нет надобности добиваться какого-то особого со­стояния сознания.
17 января 2013, 12:24

Тайтаро Судзуки: введение в дзен-буддизм


… Не спрашивайте, возможно ли это, так как возможность такого опытавсе время демонстрировалась дзэном. Мы должны помнить, что царство дзэна там, где бессильно всякое рациональное мышление. Фактически именно дзэн выделяет емутерриторию: мы можем сказать, что с опытом дзэна закладывается прочный фундамент рационалистического сооружения. Между прочим, мы можем отметить, что мировоззрение христиан начинается с «древа познания», в то время как мир буддистов – это продукт неведения (авидья). Поэтому буддисты отрицают мир как самое необходимое для достижения конечногомирного убежища. Неведение побеждается только тогда, когда постигается состояние, предшествующее неведению, – сатори, или постижение своего собственного естества, незапятнанного неведением. Неведение – это начало знания, и истина не может быть постигнута при помощи умножения знания, которое представляет собой не что иное, как умноженное неведение.
С точки зрения буддистов, христиане постоянно умножают неведение, думая, что они увеличивают запас знанияпри помощи принципиальной логики и утонченного анализа. Буддисты хотят, чтобы мы увидели свой«первозданный лик», который мы имели еще до рождения, услышали карканье вороны еще до того, как она откроет рот, увидели Бога, который существовал еще до того, как он сказал: «Да будет свет». Христиане принимают Бога и его светкак нечто безоговорочное, императивно возложенноена них, и начинают свою работу по спасению в пределах этих ограничений. Их «знание» всегда сковывает их, они не могут сбросить этого ярма: они становятся жертвами логики и рационализма. Логика и рационализм – неплохие вещи, говорят буддисты, но действительное духовное убежище, по их мнению, можно найти только там, где логика и рационализм еще не появились на свет, где еще не существует субъекта, который утверждает себя, не существует объекта, на котором можно было бы сосредоточить свое внимание, где нет ни того, кто видит, ни того, на что смотрят, что означает«постижение своей собственной
Читать дальше →