Существуют два фундаментальных понятия, принципа, от понимания которых зависит наш духовный путь как садху, йогов на пути Освобождения, Мокша Дхармы, на недвойственном пути раджа, джняна и лайя-йоги и на пути «ниргуна-бхакти».
Это шунья (пустота) и сахаджа (естественная, врожденная мудрость).
На двойственных путях преданности и поклонения, на пути сагуна-бхакти и вайшнавачары пустота не считается важной и отрицается как Путь, поскольку приводит ум бхакты в замешательство, ибо он должен почитать форму.
Но для нас, следующих недвойственной традиции, понимание пустоты и не-пустоты (шунья-ашунья), понимание единства пустоты и формы (шунья-рупа), понимание Абсолюта как Пустоты и одновременно не-пустоты, понимание пустотности Ишвары, ишта-дэваты, своего я и всей сансары является очень-очень важным.
Ибо без них, как говорится, на пути Освобождения в джняна и лайя-йоге — делать нечего.
Пустота — синоним Брахмана без качеств, имени и формы (ниргуна).
Когда мы переживаем пустоту в медитации покоя, нас можно поздравить с первым просветлением.
Внутри нас растворяются наши шаблоны ума, кармические двойственные установки, держащие нас в оковах, и зачинается ребенок внутреннего осознавания.
Но истинное просветление приходит гораздо позже, когда мы, «вынашивая пустоту», способны пережить пустоту как естественное состояние во время не сидения и медитации с принудительной остановкой ума, а без усилий, обычного движения ума, речи и тела.
И это и есть пробуждение внутри нас истинного освобождающего недвойственного опыта осознанности — атмаджняна, брахма-видья.
ПУСТОТА
Пустота, шунья — это из имен и качеств Абсолюта в Веданте, в тантрическом шиваизме — это одно из имен и качеств Шивы.
Если мы стремимся понять «как все устроено на самом деле», нам необходимо и интеллектуальное понимание пустоты, и личный мистический опыт пустоты, испытанный в медитации.
Пустота — это постижение самого тонкого, недвойственного светоносного слоя ума.
Она постигается в сидячей
Читать дальше →