8 июня 2015, 00:26

Нельзя практиковать осознавание, потому что существует только осознавание

Отрывок из книги: Кен Уилбер. «Благодать и стойкость»

«Суть дзогчен (или маха-ати) предельно проста и находится в согласии с высшими учениями величайших мировых мистических традиций, в особенности с индуизмом Веданты и чань-буддизмом (ранним дзен).

Если Дух имеет хоть какой-то смысл, он должен быть вездесущим, всепроникающим и всеохватным. Не может быть такого места, где не было бы Духа, иначе он не был бы бесконечным. Следовательно, Дух должен полностью присутствовать в твоем осознавании прямо здесь, прямо сейчас. Это значит, что твое теперешнее осознавание, как оно есть, без каких-либо изменений, в совершенстве и полностью пронизано Духом.

Более того, нельзя считать, что Дух присутствует, но ты должен достичь просветления, чтобы увидеть его. Нельзя считать, что ты составляешь с Духом одно целое, просто пока не знаешь этого. Ведь из таких утверждений следует, что существуют такие места, в которых Дух отсутствует. Нет, согласно дзогчен, ты уже составляешь одно целое с Духом, и твое осознавание уже всегда полностью в настоящем, прямо сейчас. Ты смотришь прямо на Дух, вместе с Ним, каждым актом своего осознавания. Нет ничего, что бы не было Духом.

Далее, если Дух имеет хоть какой-то смысл, он должен быть вечным, то есть не иметь ни начала, ни конца. Если бы Дух имел начало, то он был бы четко ограничен во времени и не был бы вневременным и вечным. Относительно твоего осознавания это означает, что ты не можешь стать просветленным. Нельзя достичь просветления. Если бы можно было достичь просветления, этот процесс имел бы начало во времени, а значит, не был бы истинным просветлением.

Дух и просветление должны быть скорее чем-то таким, что ты полностью свидетельствуешь прямо сейчас. Чем-то таким, на что ты прямо сейчас смотришь. Когда я постигал это учение, то вспомнил о старых картинках-загадках из воскресных приложений к газетам, где нарисован пейзаж и написано: «В этом пейзаже спрятаны лица двадцати великих людей. Сможешь их отыскать?» Это были лица
Читать дальше →
9 мая 2015, 17:22

Про парад, стадии сознания и пробуждение

Утром по телевизору шёл парад, над головой проносились самолёты, а мне казалось, что страна готовится к войне.

Это так очевидно – найти внешнего врага, против него сплотиться, подтянуть все ресурсы, перейти на военный режим, чтобы укрепить свой режим и оправдать увеличение расходов армию, пропаганду и сокращение расходов на необязательные культурно-медицинские нужды… Азбучные истины.

Как будто экономический и общественно-политический кризис, наконец-то, оправдал всю ту паранойю, что до этого царила в головах на пустом месте. Сейчас, мол, не на пустом месте, есть повод.

А с этой юбилейно-празднично-военной риторикой проступило общее направление, что поздравляем не с миром, а с окончанием войны, что мы против кого-то воевали, а не за мир.

Враги известны — Америка, Германия, кто ещё — Украина? – не особо слежу за новостями.

Говорят, должно пройти 12 поколений, чтобы иссечь из тела боли народа память о травмах.

У нас была возможность, был шанс исцелиться — но через 70 лет машина самовоспоминания вновь запустилась. Во всех школах детям, которые родились уже в свободной стране, снова вдалбливаются рассказы и истории про героический подвиг народа против фашисткой германии – все подсчитывают, сколько уничтожено вражеских самолётов, сколько потоплено лайнеров, убито немцев, разыгрывают военные сценки, тренируются собирать автоматы и рыть окопы… маразм крепчает.

Раньше хотя бы говорилось о том, что это была наша общая беда – и германии и союзников, все гибли… То есть воспитательные рассуждения выруливали в сторону общечеловеческих ценностей, а не национально-патриотических.
Сейчас эту тему – общей беды – в пропаганде свернули, оставили только борьбу с фашизмом-нацизмом, с немцами.

И когда видишь такое развитие событий, то русской, российской и государственной части меня становится очень грустно… Сердце плачет видеть, как в стране подобной риторикой оправдывается укрепление авторитарного режима. Когда видишь, какие бюджеты тратятся на
Читать дальше →
7 мая 2015, 18:42

Исцеление тонкого (эмоционального) тела

Отрывки из книги Цокньи Нима Ринпоче «Открытое сердце. Открытый ум. Пробуждение силы сущностей любви».

Цокньи Ринпоче — мастер дзогчен, сын Ургьена Тулку Ринпоче и старший брат Йонге Мингьюра Ринпоче («Будда, мозг и нейрофизиология счастья»).

Цокньи Нима говорит о том, что для современного человека на Западе пробуждение тонкого тела едва ли не важнее, чем пробуждение ума.

Тонкое тело

Я был совсем молод, только на начальных курсах обучения, когда мой главный наставник Целванг Риндзин рассказал мне об аспекте человеческого существа, который объяснял чувство беспокойства, преследовавшее меня в Таши Джонге.
Несколько лет подряд я страдал от язв на слизистой оболочке желудка и рта, а также от нарывов на коже головы. Я плохо спал. Не мог есть. Я не знал, как быть: пойти на любое ухищрение, лишь бы избавится от болезней, или забиться в угол и тихо умереть.
В конце концов Целванг Риндзин объяснил, что трудности, которые я испытывал, связаны с аспектом человеческого существования, известным в буддийской традиции как тонкое тело. Для простоты понимания можно сказать, что тонкое тело — это место, где возникают и исчезают эмоции, зачастую оказывая ощутимый эффект на физическое тело.
Дело было ближе к вечеру, когда Целванг Риндзин усадил меня рядом с собой для беседы. Другие тулку, с которыми мы вместе жили в одном домике, разговаривали с монахами снаружи. Я отчётливо слышал их голоса, в то время как я и мой наставник сидели на кровати и через маленькое окошко смотрели, как сгущается золотой закат.
«Я пристально наблюдал за тобой, — начал он. — Может, я был с тобой немного жёстче, чем с другими учениками. Это потому, что ты приехал позже, и потому, что линия Цокньи очень важна».
Я стал покрываться пóтом в ожидании продолжения. Я был абсолютно уверен, что он собирается меня отругать. В конце концов, он ведь поймал меня с поличным, когда я удирал в соседнюю деревню смотреть фильмы, и знал о том, что я разговаривал с деревенскими девчонками.
«Но ты хорошо
Читать дальше →
4 мая 2015, 21:04

Простые вещи

«Простые вещи»

May 4th, 16:49
Иногда про присутствие эго говорят как про ощущение «я — делатель». А его исчезновение связывают с просветлением. Но ощущение «я — делатель» может отсутствовать и в другом случае — когда мы находимся в т. н. «чёрном растворении», то есть почти полностью подавлены кармическими отпечатками и действуем исключительно в силу множества привычек, когда мы автоматичны. Большинство людей находятся в этом состоянии постоянно.
Однако «чёрное растворение» исчезает с проявлением простого и хотя бы отчасти продолжительного внимания осознавания — что с нами происходит, хотя бы даже внешне. И только мы проявляем даже простое внимание и пытаемся сделать его постоянным, как довольно быстро начинаем замечать ощущение «я — делатель»)).
Все эти простые вещи, если вы стремитесь их замечать и совершать как можно чаще, дадут вам элементарное понятие о степени своего т. н. развития. А дальше… Дальше либо проявится гордость в виде упрёков себя (как будто вы при вашем состоянии должны были быть куда более совершенными:)), либо вы просто продолжаете работу без особых ожиданий.
В любом случае приготовиться нужно к очень и очень долгому пути. Вопрос смирения с такой длительностью — это тоже испытание.
Отказ от пути ошибочен по любой причине.

Автор
Читать дальше →
30 января 2015, 01:19

Как успокоить рябь в душе

Зеркало души следовало держать чистым и ясным – и делать все возможное, чтобы в нем не начиналась рябь. Поэтому я старался не причинять зла другим и следовал даже глупым социальным установлениям, если за их нарушение полагалась внутренняя кара.

Я помогал людям чем мог, не делая из этого, впрочем, фетиша – и вообще был покладистым и добрым: это позволяло быстро забывать встречных.
Разумеется, я не держал зла на сделавших мне дурное, принимая это просто как одно из свойственных жизни неудобств. Я не обижался даже на тех, кто сознательно стремился меня оскорбить и унизить, видя в этом трогательную попытку набиться мне в знакомые.

Помогало мне, в частности, то обстоятельство, что я отчетливо понимал: в России «восстановление поруганного достоинства и чести» быстро приводит на нары в небольшом вонючем помещении, где собралось много полных достоинства людей, чтобы теперь неспешно мериться им друг с дружкой. Мне никогда не хотелось составить им компанию из-за химеры, которую они же и пытались инсталлировать в мой ум.

При первой возможности я старался отойти от плюющихся подобными императивами граждан как можно дальше. Я научился различать конструкции, собранные ими в моей психике в мои бессознательные годы. Поэтому у меня без особого усилия получалось замечать в своей душе приступы ненависти, столь характерные для нашего века, и я почти никогда не позволял им обрести для себя рационализацию, превращающую людей в русофобов, либералов, националистов, политических борцов и прочих арестантов.

Я ни разу не испытывал искушения гордо посмотреть в глаза идущему мимо гостю столицы или укусить добермана за обрубок хвоста. У меня не было ни политической программы, ни травматического пистолета. Я позорно уклонялся от революционной работы и не видел в показываемом мне водевиле ни своих, ни чужих, ни даже волосатой руки мирового кагала. Куски распадающегося мяса, борющиеся за свою и мою свободу в лучах телевизионных софитов, не вызывали во мне ни сочувствия, ни презрения –
Читать дальше →
14 января 2015, 16:49

СЛИЯНИЕ, ТРЕВОГА И АЛЕКСИТИМИЯ

Как известно, помимо иерархии потребностей, реализация которых обеспечивает рост и организма и личности, у человек есть набор мета-потребностей, которые отвечают за то, каким образом будет происходить развитие и будет ли оно происходить вообще. Одной из наиболее важных связок, на мой взгляд, является следующая пара: это потребность в безопасности и потребность в изменении. От качества их баланса сильно зависит протекание самого процесса развития: либо изменения в нем вообще невозможны, либо они происходят так стремительно, что теряют связь с внутренней логикой предшествующих состояний. Давайте рассмотрим некоторые способы организации процесса изменений в пределах представленной пары мета-потребностей.

Нарциссически организованная личность отказывается эмпатически присутствовать в контакте, поскольку усилия, которые она вынуждена затрачивать на ассимиляцию подобного опыта, чересчур велики. Гораздо проще выстраивать контакт таким образом, чтобы его не происходило. Чтобы текст общался с текстом. Например, когда встречаются люди и рассказывают о себе истории, которые уже были рассказаны много раз. Встреча необходима, для того, чтобы просто оживить память и дополнить рассказ новыми экспрессивными средствами. А затем провести ревизию случившегося и, поправив сдвинувшиеся с привычных мест понятия, отправиться к новым монологам.

Что является непереносимым для такого типа личности? Например, плохое понимание того, где будут проходить границы после того, как контакт состоялся. Как будто диалог это долгий путь к некой нейтральной территории, после пребывания на которой невозможно вернуться обратно, поскольку хлебные крошки давно съедены птицами. И тогда отношения возможны только в двух форматах – холодное дистанцирование или слияние, из которого невозможно выбраться, не растеряв свою идентичность. Либо же другой представляется настолько хрупким, что забота о его безопасности целиком ложиться на плечи партнера и делает вину за любую оплошность неисчерпаемой.
Читать дальше →
19 ноября 2014, 21:29

Неведение и Мудрость

В одном тибетском тексте излагается диспут между Неведением и Мудростью, познающей пустоту.

Неведение говорит Мудрости: «Вот ты, Мудрость, утверждаешь, что я, Неведение, не имею под собой основы, и поэтому когда-нибудь живые существа от меня избавятся. Но кто на это способен? Большинство людей, занимающихся медитацией, выбирают именно меня в качестве основного объекта созерцания. Те, кто практикует йогу божества, воображают, что я — божество. Они представляют божеством своё невежественное, самосущее «я». По сути, они медитируют на неведение в божественном облике».

Затем Неведение говорит: «Некоторые люди, которые считают, что занимаются медитацией на Махамудру и Дзогчен, в действительности просто созерцают свой ум. Просто ясное и познающее сознание — не противоядие от меня, ведь это тоже, по сути, я. Это состояние ума, ясное познающее, тоже воспринимается ими как конкретное и самосущее, а это и есть неведение. И эти практики медитируют на меня!»

Неведение продолжает: «Некоторые исследуют свой ум, пытаясь выяснить, есть ли у него форма и цвет. Они воображают, что занимаются медитацией высшего уровня. У меня, Неведения, нет ни формы, ни цвета. Так что их медитация также мне ничем не угрожает — и они медитируют именно на меня.
Иногда люди, исследуя свой ум, выясняют, что прошедший ум — это не ум, будущий ум — не ум, и настоящий — тоже. Но в результате этого анализа они могут разве что постичь непостоянство ума, а это тоже — не противоядие от меня. Я, Неведение, так же непостоянно, и они тоже всего лишь медитируют на меня».

Далее Неведение говорит: «Истинное противоядие, которое может меня уничтожить, содержится в толстых ксилографах, которые люди благоговейно хранят на алтаре. Это великие учения, данные Буддой, Нагарджуной и Чандракирти — в их трудах можно найти лекарство, которое меня победит. Но эти книги пылятся на алтаре. Те же, кто садится в медитацию, руководствуются лишь краткими наставлениями, где написано, что этих инструкций достаточно для
Читать дальше →
17 сентября 2014, 02:18

Бойфренд из будущего

About Time, 2013





Жанр: Фантастика, Драма, Комедия.
Страна: Великобритания.

Тим по наследству от родственников по мужской линии получает способность путешествовать в собственное прошлое и менять его. Пользуясь этой способностью, он исправляет ошибки в отношениях, женится, заводит детей… Несмотря на счастливую семейную жизнь и удачную профессиональную карьеру, время от времени Тиму приходится нырять в машину времени-шкаф – ведь всегда найдётся, что поправить… До тех пор, пока отец перед смертью не открывает парню маленький секрет счастья.
9 сентября 2014, 23:32

Практика Тонглен

Текст подготовлен на основе наставлений Согьялa Римпоче и Рингу Тулку Римпоче в надежде, что он принесёт благо всем, кто с ними ознакомится. Центр Kaгью Москва Сaмье Дзонг.
Перевёл с английского буддийский монах Kaрмa Джигa.

Hекоторые методы порождения любви и сострадания.

В буддизме в целом и в Мaхaяне в частности простой факт осознaвaния чужих страданий и трудностей считается очень благотворным внутренним отношением поскольку это позволяет любви и состраданию естественным образом рождаться в нас. Объединение сострадания с постижением пустоты является главной практикой Мaхaяны, пути, который развивает бодхичитту или просветлённое отношение. Это основополагающее не обусловленное устремление приносить другим благо состоит из четырёх установок: Любви, Сострадания, Радости и Беспристрастности.
Любовь – это пожелaние всем существaм быть счастливыми кaк сейчaс, тaк и в будущем. Kaрмические причины счaстья – это блaгие действия телa, речи и умa. Поэтому любовь не только желaет другим счaстья в этой жизни, но тaкже того, чтобы другие создaли основу для будущего счaстья блaгодaря тaкому блaгому поведению.
Сострадание, с другой стороны, принимaет стрaдaние кaк точку опоры. Это пожелaние всем существaм безотлaгaтельно избaвиться от стрaдaния, которое является последствием прошлых дурных действий, a тaкже не создaвaть причины будущих стрaдaний своим нынешним неблaгим поведением.
Радость. Счaстье других, нынешнее и будущее, a тaкже прекрaщение чужих стрaдaний, нынешних и будущих, должно быть источником великой рaдости.
Беспристрастность – это ещё один вaжный пункт. Обычно мы делим нaши взaимоотношения с другими нa три кaтегории: те, к кому мы испытывaем приязнь и симпaтию, те, по отношению к кому мы чувствуем ненaвисть и неприязнь, и те, к кому мы безрaзличны. Две последние кaтегории нaиболее вaжны. Мы должны избaвиться от этой привычки и воспитывaть в себе тaкую же любовь, кaкую мы испытывaем к своей мaтери или к лучшему другу. Мы не должны делaть ни рaзличий, ни
Читать дальше →
2 сентября 2014, 15:45

Опыт и проживание

Ира вдохновила на написание, когда обсуждали с ней свои опыты в комментах к посту advaitaworld.com/blog/36070.html

Многие держатся за этот опыт, потому что никак не могут переработать его. Когда в опыте один из аспектов основы открывается, он переживается существом как полноценная реализация. Уму как бы даётся сигнал – реализация произошла. А потом, когда автор возвращается, то ум теряется в догадках, почему до сих пор колбасит. И никак не может примирить одно с другим. Некоторые начинают доказывать свою правоту, вступать в конфронтацию, некоторые возвращаются опять и опять в опыт, пытаясь переварить, как-то себе объяснить его, ищут ответы в книжках, некоторые затаиваются и молча переживают своё «пробуждение», никому не говоря, но имея ввиду, и таинственно-скромная улыбка блуждает на их лице ))
Особенно, когда нео-адвайтисты говорят «да достаточно один раз увидеть и всё»… это вообще тушите свет, ум нараскоряку ) Ум прочитывает, что, мол, отрицается его переживание недвойственности и начинает омрачённые стратегии – присваивать опыт и раздувать его – «а вот что со мной было и это было оно!», нивелировать опыт – «мол, фигня какая случилась», или вообще пытаться забыть. Да было оно! И совсем не фигня, а условно значимое событие в жизни персонажа, способствующее развороту внимания. Или неспособствующее — недвойственные опыты, вовремя не объяснённые, не понятые остаются отпечатками в существе и питают тему авторства.
Но опыт остаётся опытом, то есть чем-то отдельным от тебя – есть опыт, а есть ты, пока он не интегрирован всем существом, пока переживание, недвойственное видение не затронуло все стороны психофизики – клм, образ-чувств-ощущенческий, абстрактный, энергетический, физический аспекты, короче 5 скандх.
И тогда опыт превращается в проживание, которое не отдельно от тебя. Очень хорошо эту разницу между опытом и проживанием описал Дэвид Керс в «Вечном сиянии недвижимости», хотя мне кажется, что он завис в каком-то романтизме недвойственности, как и
Читать дальше →