Когда вы сидите в молчании, медленно дыша, представьте, что вы камень, погружающийся в чистый поток. Во время погружения нет необходимости направлять свое движение. Погружайтесь к месту полного отдыха на мягком песке русла реки. Созерцайте камень до достижения полного покоя сознания и тела: камень покоится на песке. Сохраняйте этот покой и радость в течение получаса, в то же время созерцая дыхание. Ни одна мысль о прошлом или будущем не может вывести вас из состояния достигнутого покоя и радости. Вселенная существует в этот настоящий миг. Ни одно желание не может вас вывести из состояния достигнутого покоя, даже желание стать Буддой или желание спасти все существа. Помните, что стать Буддой или спасти все существа можно лишь опираясь на достигнутый полный покой в настоящий момент.
Из книги Тик Нат Хан «Чудо осознанности»
Как только вы засыпаете, в тот же момент вам начинают существа или виды трех миров. Несмотря на то, что все они предстают перед вашим умом, который воспринимает и цепляется за них, на самом деле все эти сновидения лишены существования, потому что вы просто спите в своей кровати. Точно также любые возникающие, проявляющиеся и воспринимаемые омраченные переживания самсары не покидают состояния осознавания в отведенный им промежуток времени. Они лишь кажущиеся переживания, которые вообще не существуют никоим образом. Поскольку у них с самого начала не было существования, то они никогда не были подвержены заблуждению, ибо заблуждение невозможно в несуществующем. А раз заблуждения не было в начале, то его не может быть как сейчас, так и в будущем. Вы можете это понять на следующем примере: поскольку бесплодная женщина не способна рожать, то ее ребенок теоретически невозможен с самого начала, следовательно, он не может вырасти и повзрослеть, и тем более состариться и в конце концов умереть.
(1) Основа всего возникающего из сферы спонтанного присутствия
Пустотна в своей сущности и непрерывна по природе, Она не является чем-либо вообще, выражаясь в чем угодно.
Хотя самсара и нирвана происходят из сферы трёх Кай, Они не покидают основного пространства, блаженного мира природы явлений.
(2) Природа ума — это неизменное небесное состояние великого пространства.
Её неопределённое проявление выражается в иллюзорной игре сострадательного резонанса, И всё это не чтоиное, как украшение основного пространства. Внешние и внутренние процессы эволюции и инволюции — это энергия пробуждённого ума.
Такое волшебство заслуживает восхищения и изумления, Потому что полное отсутствие чего-либо возникает в чёмугодно.
(3) Все внешние и внутренние явления и жизнеформы Возникают всфере просветлённого Тела, будучи украшением основного пространства.
Все звуки и голоса без исключения, сколько бы их ни было, Возникают в сфере просветлённой Речи, будучи украшением основного пространства. Все мысленные проекции и движения, а также невообразимые неконцептуальные состояния Возникают в сфере просветлённого Ума, будучи украшением основного пространства.
(4) Шесть типов существ, рождающихся четырьмя способами,
Не покидают Дхармадхатуни на миг.
Всевозможные переживания двойственного восприятия, проявляющегося в шести объектах чувств, Происходят в состоянии Дхармадхату в виде несуществующей иллюзии. Беспочвенные, прозрачные, изначально пустые и очень просторные, Они естественно ясны «так
Читать дальше →
Поскольку мы собираемся рассмотреть буддийский путь от начала до конца, от ума начинающего до ума просветленного, я думаю, что лучше всего будет начать с чего то очень конкретного и реалистического, что мы и будем взращивать. Было бы глупо изучать предметы для более продвинутых до того, как мы ознакомимся с исходными пунктами, с природой эго. У нас в Тибете есть пословица: До того, как голова будет подготовлена как следует, бесполезно хвататься за язык». Для всякой духовной практики необходимо глубинное понимание отправного пункта, материала, с которым мы работаем.
Если же мы не знаем материала, с которым работаем, наше исследование будет бесполезным, и рассуждения о цели становятся просто фантазией. Подобные спекуляции могут принять форму передовых идей и описаний духовных переживаний; но они только эксплуатируют слабые аспекты природы человека, наши желания увидеть и услышать нечто красочное, нечто необыкновенное. Если же мы начнем это исследование с мечтаний об экстраординарных, «просветляющих» и драматических переживаниях, тогда мы возведем целую стену из таких ожиданий и предварительных мнений, так что впоследствии, когда мы действительно будем заняты работой на пути, наш ум окажется большей частью занят тем, что будет, а не тем, что есть. Играть на человеческих слабостях, ожиданиях и мечтах вместо того, чтобы представить людям реальный отправной пункт — то, что они есть на самом деле, — будет по отношению к ним разрушительно и несправедливо.
Поэтому необходимо
Читать дальше →
Когда вы идете по дороге в деревню, то можете упражняться в осознанности. Пусть вы идете по грязной дороге, пролегающей среди клочков зеленой травы, но, упражняясь в осознанности, вы поймете главное — эта дорога ведет в деревню. Упражняйтесь, сохраняя в сознании мысль: «Я иду по дороге, ведущей в деревню». И в дождливую, и в солнечную погоду сохраняйте эту мысль, но не повторяйте ее как робот. Так вы утратите внимательность. Если, шагая по дороге в деревню, вы действительно внимательны, то всякий ваш шаг станет чудесным, радость раскроет цветок вашего сердца, и вы сможете вступить в мир реальности.
Тик Нат Хан Чудо осознанности
Ученику, чтобы по-настоящему получить высочайшее учение Дзогчен, необходимо иметь ВСЕ следующие качества:
1. Ученик никогда не должен иметь никаких сомнений относительно учителя или учений.
2. Ученик должен всегда верить учителю, и что всё что учитель говорит, это для блага ученика. Не важно что сказал учитель, в любом случае, хотел ученик это слышать или нет, ученик должен иметь доверие к тому что говорит учитель и сохранить в своём сердце то, что было сказано.
3. Ученик должен иметь безусловную преданность к Учителю и Учению.
4. Ученик должен видеть учителя как своего окончательного Коренного Ламу в этой и во всех последующих жизнях.
5. Намерение ученика должно быть направлено не только на пользу для себя, но на принесение пользы всем живым существам. Ученик должен получать учения с устремлением. чтобы все существа смогли получить пользу от этих учений.
6. Ученик должен обладать великим вниманием к закону причин и следствий, карме, а так же понимать связи между причиной и следствием.
7. Ученик должен быть тем, кто понимает значение непостоянства и осознавать непостоянство в своей жизни.
8. Ученик должен всё время размышлять о значении кармы и непостоянства, а так же постоянно осознавать воздействие кармы и непостоянства.
9. Ум ученика должен быть полностью посвящён Дхарме.
10. Ученик должен иметь очень малую привязанность к сансаре.
11. Ученик должен иметь великое усердие в изучении Дхармы.
12. Ученик должен иметь великое сострадание ко всем живым существам.
13. Ученик должен быть очень добрым и обладать заботливым умом.
14. Ученик должен иметь острый ум, который обладает мудростью, но острый не в смысле мышления о вещах.
15. Ученик должен обладать великим вниманием к хранению своих самайя (обязательств практики).
16. Ученик должен быть тем, кто не много говорит, сдержан в речах и не искажает слов других.
17. Ученик не должен отвлекаться на игру словами, а полностью сосредоточиться на Дхарме.
18. Ученик должен хотеть практиковать Дхарму.
19. Ученик должен быть тем, кто контролирует неблагие действия и знает что подобные действия — яд.
20. Ученик должен быть тем, кто обладает открытым и смелым умом, как необходимым условием для получения высших учений.
21. Ученик должен быть тем, кто окончательно понял, что цель жизни и Дхармы это достижение пробуждения.
Если некто имеет все эти качества, то он является подходящим и превосходным сосудом для получения высочайших учений Дзогчен.
И в завешение, в целом чтобы понастоящему получить учения Дзогчен, ученик должен обладать полным доверием и верой в учителя.
Учитель-нирманакая сказал: Усваивая подлинные устные наставления своего учителя с помощью практики, важно всегда хранить безмолвие речи — уединение своего голоса.
Благородная Цогял спросила: Что это означает?
Учитель ответил: Из всего, что отвлекает внимание, самое сильное — бесполезная болтовня.
Поэтому пустые бессвязные разговоры губительны для духовной практики. Уметь хранить безмолвие — наилучшее отшельничество: благодаря ему ты пребываешь в покое, даже находясь на рыночной площади.
Независимо от того, насколько строгое самовоспитание ты практикуешь, хранить безмолвие, несомненно, лучше всего. Если ты не способна на это, следует хранить безмолвие, по меньшей мере, до завершения периода практики. Храня безмолвие и не прерывая духовную практику обычными разговорами, ты обретешь <сверхъестественные> способности Речи и быстро добьешься свершения.
Вообще, много говорить о том, что не является практикой Дхармы или не касается Дхармы, бессмысленно. В этом нет надобности. Если не стремишься к непревзойденному просветлению, занимая голос повторением мантр и чтением священных текстов, после того как закончишь обычные разговоры, ты все равно что немая. Помни об
Читать дальше →
Ваша семья, ваши друзья и родственники напрямую зависят от вас. Поэтому в первую очередь вы должны брать на себя ответственность за них. Но не надо привязываться к ним. Без привязанности возьмите на себя ответственность за то, чтобы помогать им.
© Досточтимый Геше Джампа Тинлей
… Дампа Сангье тогда сказал [Миларепе],… Наконец-то в Тибете нашёлся практик, которому не нужно больше практиковать и нечего больше совершенствовать. Очень сложно, даже в Индии, найти одного или нескольких реализованных буддистов, которые сравнятся с тобой. Мне не нужен ты, а тебе не нужен я.
Сказав эти слова в очень приятной манере, он повернулся и был уже готов уходить. Миларепа же тотчас же схватил полу его одежды, — Я знаю, у тебя есть Учение, называемое «Освобождение всех печалей». Практикуя его, можно повернуть ум вспять и так реализовать Суть Ума Будды. Прошу тебя, объясни мне это в песне!
Дампа Сангье сказал, — До сегодняшнего дня ещё никто не слышал меня поющим и никто не услышит.
Однако Миларепа просил так настойчиво, что Дампа Сангье наконец спел:
Это Дхарма, называемая «Освобождение Всех Печалей»:
Когда к тебе пришли демоны — это время
Применить Оккультные Силы.
Когда боль и болезни ударили по тебе — это время
Дать им слиться со своим изначальным Осознаванием.
Как только возникли тончайшие намтог — Это время встряхнуть страсти
И превзойти их.
Когда лежишь один в скрытом месте — Это время покоиться в обнажённом Осознавании.
Когда смешиваешься с толпой — Это время привести всех к [правильному] Воззрению.
Когда подкрадывается сонливость — Это время использовать биджу «Пхей!»
Когда возникают беспокоящие мысли — Это время направить их на Реальность.
Когда ум преследует мирские вещи — Время наблюдать истину
Читать дальше →
Когда грифы, жадные до плоти,
Таскают по земле и рвут на куски это тело,
Ты, о, ум, не ведаешь горя.
Отчего же тогда ты так печешься о нем теперь?
Считая это тело “своим”,
Отчего, о ум, ты так его бережешь?
Раз тело и ум отделены друг от друга,
Что за польза тебе от него?
Читать дальше →