Гимн брату Солнцу
Всевышний, всемогущий, благой Господь, твои суть хвалы, слава, честь и всякое благословение.
Тебе единому, Всевышний, подобают, и никакой человек не достоин тебя называть.
Восхваляем Ты, мой Господи, со всем Твоим творением, начиная с господина брата солнца, который есть день и которым Ты освящаешь нас.
И сам он прекрасен и, излучая яркий свет, несет знак от тебя, Всевышний.
Восхваляем Ты, мой Господи, и за сестру луну и звезды, которые на небе Ты сотворил яркими, драгоценными и прекрасными.
Восхваляем Ты, мой Господи, за брата ветра и за воздух, и облака, и ясность, и всякую погоду, через которую даешь Ты пропитание своим созданиям.
Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру воду, которая полезна весьма и доступна и ценна и чиста.
Восхваляем Ты, мой Господи, за брата огня, которым Ты освещаешь ночь, который и сам прекрасен и приятен и мощен и силен.
Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру нашу мать землю, которая нас поддерживает и направляет, и производит различные плоды с яркими цветами и травой.
Восхваляем Ты, мой Господи, за тех, которые оставили все ради любви к Тебе, и приняли на себе уничижение и мучение.
Блаженны те, кто примет это в мире, потому что Тобой, Всевышний, увенчаются.
Восхваляем ты, мой Господи, за сестру смерть телесную, которой никто из людей живущих не может избежать.
Горе тем, которые умирают в смертных грехах; блаженны те, кого настигнет она в исполнении Твоей святой воли, кому смерть, настигнув, не причинит зла.
Восхваляйте и благословляйте Господа моего, Благодарите и служите Ему с великим смирением.
Сын, пять лет.
-«Папа, а ты знаешь, что у злого сердце грязное, а у доброго, чистое сердце!?»
Сын, пять лет, рассказывает бабушке, что ему удалили зуб, потому как на десне, над зубом, гнойный флюз был. Первоначально планировался обычный осмотр и лечение дырок.
Бабушка:
-«А ты что не заметил, что у тебя там во рту?»
-«У меня, что глаза кривые!?»
Сказка Вашика отцу, на следующий день, после умозаключения о «сердцах».
-«Папа давай я тебе сказку расскажу!?»
Я согласился, предварительно узнав, что он её выдумал сам, и сейчас.
-" У злого сердце грязное, а у доброго, чистое сердце!", начал он, и я вспомнил, что он вчера уже выдал это определение, но не сказал откуда выводы.
— «Жил был один человек. У него был домик. И было у него три собачки, собачка папа, собычка мама, и собачка сыночек. Пришел к нему человек, и сказал:
-Давай я буду дом твой охранять!?» У него было сердце доброе.
Тот человек согласился.
Ночью пришел злой человек, у него было сердце грязное, и пробрался в дом. И добрый человек начал с ним драться и победил его!
Вот такая сказка, немножко грустная!" закончил Вашик.
— «Грустная!? Почему?» спросил я Вашика.
-«Ведь победить злого, это добро!? А добро это много, его невозможно победить, даже если убить!»
— ??????????????
-«Даже если убить доброго, он побеждает, превращается в ангела, и улетает на Небо!»
И для убедительности сказанного, я потрогал его за руку:
— «Вот видишь, это у тебя все-голишь тело, но в нем жизнь, и она не умирает»
Он меня тут же спросил:
— А куда улетает злой ангел!?"
«Ничто так не мешает душе познавать Бога, как время и пространство!
Пространство и время всегда лишь части, а Бог един.
Итак, если надлежит душе познать Бога, она должна познавать Его вне времени и пространства. Ибо Бог не „то“ и не „это“, как множество вещей:
Бог есть одно!
Если надлежит душе видеть Бога, она не должна одновременно устремлять взоры на вещи, принадлежащие времени. Ибо покуда время и пространство или какие-либо другие подобные образы заполняют ее сознание, невозможно ей увидеть Бога.
Хочет ли глаз увидеть цвет, он должен раньше сам освободиться от всякого цвета.
Хочет ли душа видеть Бога, не должна она иметь ничего общего с „ничто“.
Кто видит Бога, тот также познает, что все творения „ничто“.
Если сравнивать одно творение с другим – оно кажется прекрасным и представляет собою нечто; по сравнению же с Богом, оно – „ничто“.
Я говорю далее:
хочет ли душа видеть Бога, она должна также забыть и потерять себя.
Ибо покуда она видит и знает себя, до тех пор не видит и не знает она Бога.
Если же ради Бога отдаст она свое „Я“ и откажется от всех вещей, то вновь найдет себя в Боге.
Познавая Бога, познает она в Боге совершеннее и самое себя, и все вещи, с которыми разлучилась.
Если я хочу воистину познать высшее благо, если хочу познать вечную благость, то должен познать ее там, где она в себе самой – в Боге, а не там, где ее осколки.
Должен ли я познать истинное бытие, я должен познать его там, где оно в себе самом – в Боге, а не в творениях, где оно разбито.»
Мейстер Экхарт (1260-1327)
«Духовные проповеди и рассуждения».
Перевод со средневерхненемецкого М. Сабашниковой, 1912 г.
Один человек спросил старца:
-Какое бы доброе дело мне сделать?
Авва отвечал ему:
-Не все ли дела равны? Писание говорит:
Авраам был страннолюбив, и Бог был с ним.Илия любил безмолвие,
и Бог был с ним.Давид был кроток, и Бог был с ним.
Так что чего желает душа твоя, то и делай, главное-береги своё сердце в чистоте.
Сокращенная беседа Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича
…- Я уже сказал Вам, что это очень просто, и подробно рассказал Вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас… Что же вам, батюшка, надобно?
Читать дальше →
Серафим Саровский (Прохор Машнин)
Святой Христианской Православной Церкви
Место рождения: – Россия, город Курск
Основное место деятельности и жительства:
Россия, город Саров
Читать дальше →
130
О Господи, Ты милостив и строг.
И потому Ты мне даруешь милость,
Что ни пред кем душа не возносилась
И что к тому, чего достичь не мог,
Мое в гордыне сердце не стремилось.
Меня, о Господи, не осуди,
Хоть грех велик и долг мой неоплатен,
Но сам себя смирял я, как дитятю,
Что отрывают силой от груди.
Во мне душа моя, Ты погляди,
И впрямь с младенцем схожа, с тем, что матерь
Насильно отлучает от груди.
Да уповает всякий человек
На Господа отныне и вовек!
перевод Наума Гребнева
Благодарю Тебя, что Ты — Сущий над всеми Бог — сделался со мной единым духом неслитно, непреложно, неизменно, и Сам стал для меня всем во всем…Итак, ныне вселись в меня, о, Владыко, и обитай и пребывай во мне, рабе Твоем, неразлучно и нераздельно до смерти, о, Благой, чтобы я и во время исхода моего из жизни и после исхода пребывал в Тебе, о, Добрый, и царствовал с Тобой — Сущим над всеми Богом.
Слова преподобного Симеона Нового Богослова о молитве.
Не может быть, чтобы плод земной созрел без теплоты солнечной. Пусть семя прозябнет во время зимы и весною прорастет и даст ствол, но если все время будет стоять пасмурное и холодное, то никак не созреет плод его. Это будет произрастание ни к чему негожее и безполезное, лучше бы ему совсем не прорастать. Таким же образом и тот, кто не согревается теплотою умного Солнца – Христа Господа, посредством молитвы, как должно совершаемой, не может получить зрелого плода духовного, то есть сладости и пользы от чтения своего.
Много потребно времени и труда, более мысленного, чем телесного, на то, чтобы сначала научиться молиться как должно, а потом, научившись, продолжать молиться. Почему и Апостол заповедует нам воспевать и петь Богу, всегда сердцем, и не устами одними (Еф.5,19). Поелику уста говорят от избытка сердца, о надобно так устроиться, чтоб и молитва устами произносимая, произносима была от избытка сердца. А это бывает, когда в нас сердце чистое созидается, божественный дух правый обновляется, и восприемлется радость спасения Божия, каковая радость рождается от общения и причастия Христу, а утверждается потом благодатию Духа Владычного, по слову пророка, который сперва сказал: сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей, а потом: воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя, чтоб духи злые ни с какой стороны не могли своими искушениями и прилогами колебать движений и помышлений душевных. Когда душа будет в состоянии молиться показанным способом, тогда возможно, чтобы от таинственных лучей божественного просвещения, нисходящих в молящегося во время молитвы и ради молитвы, созревало, то есть было в сладость приемлемо и пользу приносило то, что он вычитывает и понимает.
Как для тела необходимо потребен воздух, чтоб дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, то есть молитва.
Итак, прежде всего надлежит сделаться верным и с Богом примириться и содружиться, испросив у Него отпущение всех прежних грехов, словом, делом и помышлением соделанных. Душа, с Богом примирившаяся и содружившаяся, бывает кроткою, смиренною и сокрушенною. Это и служит признаком примирения и содружения с Богом. Ибо Бог обыкновенно эти первые дает дарования верующим, то есть кротость и смирение. Душу же кроткую и смиренную уже не борют демоны, как прежде, ни сластолюбием, ни сребролюбием, ни славолюбием, и таким образом чрез эти два дарования Христовы душа обретает покой и не бывает смущаема никакими чуждыми и неуместными помыслами. Таковая душа и молится как подобает, то есть со страхом, благоговением и вниманием, а не одними устами. И это невозможно ни для какого человека, ни для мирянина, ни для монаха, ни для отшельника, ни для клирика, ни для диакона, ни для священника, ни для архиерея, если душа каждого из них не соделается причастницею Святого Духа, по мере веры их во Христа: ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор.12,3).
Истинно кланяющиеся Богу Духом кланяются и Духом молятся. А где Дух Господень, там свобода
Читать дальше →
О том, почему неправо судим мы о вещах и как стяжать правые о них суждения
Причина, почему неправо судим мы о вещах, о коих сказано пред сим, та, что не всматриваемся в глубь их, чтоб видеть, что они суть, а воспринимаем любовь к ним или отвращение тотчас с первого на них взгляда и по их видимости. Это полюбление их или отвращение к ним предзаемлют ум наш и омрачают его, посему он и не может право судить о них, как они есть воистину. Итак, брате мой, если желаешь, чтобы такая прелесть не находила места в уме твоем, внимай себе добре; и когда или видишь очами своими, или в уме представляешь какую вещь, держи сколько можешь желания свои и не позволяй себе с первого раза ни любовно расположиться к сей вещи, ни отвращение к ней возыметь, но рассматривай ее отрешенно одним умом. В таком случае ум, не будучи омрачен страстью, бывает в своем естестве свободен и чист и имеет возможность познать истину, проникнуть в глубь вещи, где нередко зло укрывается под лживо-привлекательною наружностью и где сокрываемо бывает добро под недоброю видимостью.
Читать дальше →