26 февраля 2012, 11:13

Бамбуковые занавески



Заняв высокое место для проповеди перед собравшимися, Фа-йен поднял руку и указал на бамбуковые занавески.
Два монаха встали и подняли занавески, скрутив их одинаково. «У одного получилось, у другого – нет», — произнес Фа-йен.


2 февраля 2012, 22:44

Тит Нат Хан "Ключи дзен"


Подлинный ум это лучистая природа бытия, тогда как ложный ум это способность постигать и разграничивать. Когда мы познаем подлинный ум, живая реальность проявляется во всей своей полноте, ведь это и есть просветленная жизнь дзен. Мир, построенных на неких рассудочных представлениях, отличается от живой реальности. Мир, в котором имеется противопоставление между рождением и смертью, добром и злом, бытием и небытием, существует только для тех людей, которые не пробудились в своей жизни. Превратности судьбы уже не господствуют над сознанием «пробужденного» человека, потому что он уже проник в мир реальности и не делает различия между рождением и смертью, добром и злом, бытием и небытием.
Мы должны позволить уму проявиться. Он теряется в тот миг, когда мы пытаемся логически объяснить его. Это значит, что для его познания мы должны пойти по некому пути, отличному от пути рассудочных представлений. Единственный способ познать ум единства и таковости, который также называют подлинным умом, это возвратиться к себе и увидеть собственную истинную природу.
Подлинный ум рождается в миг пробуждения, потому что он ни создается, ни разрушается. Пробуждение просто проявляет его.
Следовательно, практикующему не нужно ждать, когда к нему извне явится пробуждение, передача или дар мудрости. Никто не в силах заполучить мудрость со стороны. Ум не может передать самого себя.
Что касается мира явлений, то здесь мы склонны верить в то, что он иллюзорен и отделен от реальности. И мы полагаем, будто избавившись от него, попадем в мир подлинного ума. Это тоже ошибка. Этот мир рождения и смерти, мир лимонников и кленов, есть мир самой реальности. Нет реальности, существующей вне лимонников и кленов. Море или спокойно или бурливо. Если вы хотите, чтобы море было спокойным, вы ничего не добьетесь, начав подавлять бурливое море. Вы должны подождать, когда успокоится то же самое море. Мир реальности включает в себя лимонники и клены, горы и реки. Если вы видите мир, он предстает в своей совершенной реальности. Если же вы не видите его, тогда он остается миром призраков и рассудочных представлений, миром рождения и смерти.
26 января 2012, 17:38

Три вида учеников

Дзэнский Мастер по имени Геттан жил в последней части эры Токугава. Он говорил: «Существует три вида учеников: те, кто передают дзэн другим, те, кто поддерживают храмы и святыни, а также существуют сумки для риса и вешалки для одежды».

Гадзан высказывал ту же мысль.
Когда он учился у Текесуна, его учитель был очень суров. Иногда он даже бил учеников. Другие ученики не хотели переносить такое учение и уходили. Гадзан же остался, говоря:

«Плохой ученик использует влияние учителя. Средний ученик восхищается добротой учителя. Хороший ученик растет сильным под давлением дисциплины учителя».
12 января 2012, 19:34

Открылось полностью


Ежиха пришла к Ворону специально для беседы и сказала:
— Прошлым вечером, когда я укладывала своего малыша, я вдруг поняла, что все полностью открылось и стало ясным до самого дна.
— А ты? — спросил Ворон. Ежиха промолчала.
29 декабря 2011, 23:39

Вопрос

К дзэнскому Мастеру пришел ученик и спросил:

– Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о карме, что все это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого еще не было?

Мастер повел его в сад и сказал:
– Вот это дерево большое, а это – маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это – маленькое. Нет никакой проблемы!

24 апреля 2013, 14:26

Дзэнская притча. Я живу обычной жизнью.


Кто-то спросил Бокудзю:
— Что вы делаете? Какова ваша религиозная дисциплина?
Он ответил: — Я живу обычной жизнью — это моя дисциплина. Когда я чувствую голод, я ем. Когда я чувствую, что хочу спать, я сплю.
Спрашивающий был озадачен. Он сказал: — Но я не вижу в этом ничего особенного.
Бокудзю сказал: — В этом вся суть. Нет ничего особенного. Все, жаждущие чего-то особенного, являются эгоистами.
Спрашивающий всё ещё был озадачен. Он сказал: — Но это делают все: когда голодны — едят; когда хотят спать — спят.
Бокудзю рассмеялся и сказал: — Нет. Когда вы едите, то вы делаете тысячу и одну вещь: вы думаете, мечтаете, воображаете, вспоминаете. Вы не только едите. Когда я ем, то я просто ем: тогда существует только еда и ничего больше. Когда вы спите, вы видите сны, боретесь, имеете кошмары. Когда я сплю, то я просто сплю, не существует больше ничего. Когда есть сон, то есть только сон. Нет даже Бокудзю. Когда я гуляю, то существует только прогулка, не существует никакого Бокудзю: просто прогулка…
21 февраля 2012, 19:26

О чем размышляешь, друг мой?

Сидел как-то у дороги толстый монах. Мимо проходил воин, лицо которого было изрезано многими шрамами. Взглянул воин на монаха и сказал:
— Ты уродлив, как толстая свинья!
— А ты прекрасен, как сын Божий!
— Насмехаешься надо мной? — рассердился воин.
— Что ты! В людях видишь прежде всего то, что живет в твоей собственной душе — то, о чем
размышляешь день и ночь. Я провожу время в раздумьях о Боге. А очем твои помыслы?
8 ноября 2011, 10:41

Совершенный путь



Совершенный путь не труден
Исключая отказ от того, чтобы делать предпочтения:
Только если освобожден от привязанности и отвращения,
Откроется тебе само полностью и без чего-либо оставшегося скрытым.

Разница в десятую часть волоска,
И небо уже отделено от земли:
Если ты хочешь это обнаружить,
Не порождай ни одной мысли «за» или «против».

Сэньцань