27 апреля 2013, 09:52

Что такое Путь?

Дзёсю спросил у Нансэна:

— Что такое Путь?
— Твоё обычное сознание — это и есть Путь, — ответил Нансэн.
— Идёт ли он в каком-то определённом направлении? — спросил Дзёсю.
— Чем больше ты ищешь его, тем больше он уходит от тебя, — ответил Нансэн.
— Как же вы знаете, что это Путь?

— Путь не относится к известному или неизвестному. Знание — иллюзия. Незнание — слабость рассудка. Когда же ты постигаешь этот незамысловатый Путь, он подобен безграничности пространства, бездонной пустоте. Как он может быть этим или тем, быть или не быть?

Услышав эти слова, Дзёсю достиг внезапного просветления.
17 января 2012, 20:50

ДЗЕНСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ



Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду.

Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну.

В котле с кипящей водой нет холодного места.

Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты?
Читать дальше →
15 июня 2012, 20:05

Упражнение Коан


«Поистине очень немногие могут идти путем наших отцов. Путь крут, а под ним пропасть,
превосходящая преисподнюю. Тщетно я протягиваю руку, чтобы помочь ищущим: пусть же
мох в моем дворе растет и зеленеет, как ему вздумается». Именно такого взгляда на дзэн нам,
конечно, и следует ожидать от истинного учителя дзэна: но если на мох, растущий во дворе
дзэна, никогда не ступит нога человека, то что станет с дзэном? Дорога должна быть
расчищена хотя бы в какой-то мере: должны быть изобретены какие-нибудь искусственные
средства для привлечения отдельных умов, которые смогут когда-нибудь превратиться в
истинных носителей дзэна. (То, что дзэн в Китае казался с первого взгляда чем-то
недоступным, можно легко понять, читая легенду о том, как Бодхидхарма в течение девяти
лет предавался безмолвному размышлению в уединении.) Появление упражнения коан
представляло собой вполне естественное развитие истории дзэна. В связи с этим цель
первого коана, должно быть, состояла в том, чтобы воспроизвести, так сказать, искусственно
то же самое состояние сознания, которое испытывали древние учителя более или менее
спонтанно. Это означает доведение духа вопрошения до состояния концентрации или
«фиксации». Коан не имеет никакой логической зацепки, за которую мог бы ухватиться
аналитический ум, а поэтому непосвященный «йог» вынужден перейти от
Читать дальше →
15 июня 2012, 18:17

Пробуждения духа вопрошания


«Если вы намерены избежать рождения и смерти, то прежде всего нужно в сердце
своем пробудить огромную веру и дать суровую клятву. Пусть вашей молитвой будет
следующее: пока не будет решен коан, которым в данный момент занят мой ум, пока не узрю
я свой собственный лик, что имел я еще до рождения, пока утонченные кармические нити
перевоплощений не будут порваны, я буду самым решительным образом пытаться решить
данный мне коан, не стану пренебрегать помощью истинно мудрых учителей, не буду жадно
домогаться славы и богатства, а если умышленно нарушу эту клятву, то пусть меня
постигнет страшная кара. Покаявшись таким образом, следите неустанно за сердцем своим,
дабы стать достойным познания тайны коана. Если от вас требуется постичь значение „му“,
то самое главное в этом случае – сосредоточить мысль на „почему“ в утверждении, что
природа Будды отсутствует в собаке. Если коан имеет дело с единством вещей, то пусть
ваша мысль будет сосредоточена на „где“ этого единства. Если требуется найти смысл
нэмбуцу, то пусть ваше внимание будет сосредоточено в основном на „кто“ этого нэмбуцу.
Таким образом, направляя внимание внутрь, пытайтесь всецело отдаться духу вопрошения.
Если вы почувствуете, что вы не можете достичь успеха в этом упражнении, повторяйте весь
коан как одно законченное утверждение от начала до конца. Такая система поможет вам
Читать дальше →
16 февраля 2012, 12:03

Красное солнце восходит ввысь!



Красное солнце восходит из тьмы, дабы осветить вселенную, и становится видно, как танцуют радостные утесы.

Прохладные чистые воды вытекают из кипящей печи, наполняя небо и землю и утоляя жаждущие деревья, распускающие красочные цветы. Лао-цзы и Конфуций пожимают руки, Будда и Иисус идут рядом, и песни покоя текут со всех сторон.

Благое и злое исчезают, и нет и следа небес или преисподней. «Аминь» — распевается в великолепных храмах в то время, как «Ом» течет из прекрасных церквей. В таком мире невообразимы доводы «черного» и «белого», «истинного» и «ложного».

Великая Китайская стена — не более, чем мыльный пузырь, а великое объединение мира, искомое историческими завоевателями, — лишь детская безделушка.

Те из вас, кто так наполнен собственной важностью, кто непрестанно рыщет всюду в поисках все большего и большего, пожалуйста, слушайте! Вы танцуете на острие ножа!

Изначальное единство превосходит существующее н несуществующее. Поглощая разум и материю, оно сливает себя с другими. Даже если мир, тот, каким мы его знаем, придет к завершению, изначальная действительность останется недвижимой, покоящейся и свободной. Как сокрушает сердце, что бесконечная личная алчность запирает видение
людей от этой сияющей сцены; как трагично, что люди продолжают терзаться в наполненном тьмой мире.


Читать дальше →
26 января 2012, 20:16

Застава без ворот. Умэнь Хуэйкай.

47. Три испытания Доушо
Наставник Доушо, испытывая учеников, задавал им три вопроса. Первый был таков: «Взявшись искать сокровенную истину, вы хотите лишь увидеть свою природу. Где же ваша природа?»
Второе испытание было таким: «Когда вы постигли вашу природу, вы становитесь свободны от жизни и смерти. Но если вы держите глаза закрытыми, как можете вы освободиться?»
Третье испытание было таким: «Если вы освободились от жизни и смерти, вы знаете, куда вы попали. Но если все четыре элемента вашего тела распались, куда вы можете попасть?»
Умэнь заметит: Тот, кто ответит на эти три вопроса, будет повелителем всего мира. А тот, кто не ответит, пусть глотает побыстрее, чтобы наесться досыта, и жует помедленнее, чтобы побороть голод.
В одном мнгновении прозреваешь вечность всех кальп,
Вечность всех кальп — как одно мнгновение.
Если прозреешь бездну одного мнгновения,
Постигнешь и того, кто видит ее.
22 декабря 2011, 12:21

Энсо

Созерцая аватарку Nobody я задумался...«а что это за кружок такой?» и вот влекомый любопытством набрел на статью с которой и решил вас ознакомить, возможно кто-то также задавал себе вопрос «ачто же этоза кружок такой?»))))

voskresenye.beon.ru/14693-704-net-nu-kak-vam-jeto-nikneim-kotor.zhtml

"… Продолжая тематику работ мастеров Дзен, первым делом я коснусь важного момента. Почти во всех картинах и каллиграфических работах просматривается этот, можно сказать, ключевой аспект, идея. Речь идет об Энсо (яп. «круг») — это каллиграфический символ в виде окружности, обычно и ассоциируемый с дзен. Считается, что энсо символизирует просветление, силу, Вселенную, его еще называют кругом просветления.
Энсо является, пожалуй, одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — считается, что характер и мастерство художника проявляется в том, как он рисует энсо. Только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо.

В поэме Синдзинмэй (SHINJINMEI) мастера дзен Созана (Sozan) есть слова:


Если мы останемся на двух концах, то как сможем понять целое?
Если не сконцентрироваться на первоначальном, то достоинства двух концов будут потеряны.
Не останавливайтесь на обоих предрассудках и не ищите дуализма.


В тексте идет глубокое понятие, что круг — словно громадное пространство, не испытывая недостаток ни в чем, и ничто не держа в избытке — всё уравновешенно. Это утверждение часто и используется на картинах с энсо.
Самое раннее упоминание энсо в живописи Дзен берет свое начало приблизительно в восьмом столетии.

Монах cпросил Мастера Исана (Isan) показать что представляет собой просветление, пробуждение, каким образом это можно изобразить? На что Мастер с недоумением ответил: «Это — прямо перед твоим носом, почему я должен пытаться выразить это посредством кисти и чернил?»
Тогда монах обратился к другому мастеру — Киозану (Kyozan) для разъяснения. Киозан на куске пергамента нарисовал круг и сказал: «Думая, размышляя над этим и поняв это — лучшее второе; не думая, не размышляя над этим и поняв это — лучшее третье»* (но он не сказал, что является лучшим первым).

После того круги Дзен стали центральной темой искусства Дзен. Энсо изображают в разнообразнейших формах: от ровного симметричного круга к целиком кривому и смазанному (порой в несколько мазков), от тонкого и деликатного к толстому и массивному. У большинства картин есть сопровождающая надпись, которая дает зрителю «намек» относительно окончательного значения специфического круга Дзен.

Можно выделить некоторые первичные типы Энсо:

1. Зеркало Энсо: простой круг, без сопроводительной надписи, опираясь только на интуицию зрителя. Я так понимаю, что наблюдающий сможет увидеть в этом свою суть, свое отражение, от того и название — зеркало.

2. Вселенское Энсо: круг, который представляет собой космос, воплощение абсолюта.

3. Лунный Энсо: полнолуние, яркое и ясное, молча иллюминируя все существования без дискриминации, символизирует просвещение человека, пробуждение Будды — своего естества.

4. Нулевой Энсо: все есть одно (а точнее не-два) и все есть ничто, время и пространство «пусты», и в то же время они порождают все существование.

5. Колесо Энсо: все меняется, ничто не постоянно, вся жизнь вращается подобно колесу.

6. Сладкий кекс Энсо: круги дзена глубоки но они не абстрактны: быть просветленным, и проживание повседневной жизни, — «попивание чая со сладким кексом», — это есть одно и тоже, это есть истинный дзен.

7. «Что является этим?» Энсо («What is this?» enso): чаще всего в живописи Дзен использовалась надпись рядом с Энсо, значение которой было приблизительно таковым: «Не позволяй другим наполнить вашу голову теориями о Дзен; обнаружьте значение для себя!»..."©

30 июля 2012, 00:28

БЕСЕДЫ О ДХАРМЕ МАСТЕРА ДЗЭН БАНКЭЯ

Когда мастер пришел и воссел на трон Дхармы, он сказал, обращаясь к собравшимся перед ним монахам и мирянам, такие слова:

— Будучи еще довольно молодым человеком, я постиг Нерожденное [сознание будды] и распознал его отношение к мысли. «Мыслью» мы называем то, что уже отдалилось на несколько шагов от живой реальности Нерожденного. О монахи, если бы вы просто жили в Нерожденном, мне нечего было бы рассказать вам о нем, а вы бы и не пришли сюда слушать меня. Однако в своей нерожденности и чудесной всеосвещаюшей силе, присущей сознанию будды, оно с готовностью отражает все проходящие перед ним вещи и превращается в них; так сознание будды обращается в мысль. Сейчас я расскажу присутствующим здесь мирянам все об этом сознании будды и хочу, чтобы и монахи тоже прислушались.

Читать дальше →
3 июня 2012, 12:12

Дзен это вообще не духовное явление...


Дзен это вообще не духовное явление, потому что он движется за пределы духа и за пределы личности. Он уходит в ничто. Это растворение в голубом небе.
Например, джайнизм это великая духовность. Он останавливается на реализации личности. Как только вы реализовали вашу индивидуальность, он останавливается. Вы становитесь замерзшим айсбергом, вы не таете. Гаутама Будда идет дальше, чем Махавира. Айсберг должен растаять, и когда айсберг тает, вас нет больше.
Это даже не духовность. Безусловно, это делает его более мистическим, но не более мистической духовностью. Основной подход Гаутамы Будды в том, что вас нет, и вы должны заглянуть в это ничто. Это ничто является началом вашей универсальной синхронности с самим сердцем существования. Этому растворению в океане жизни никогда не учил никто другой, кроме Гаутамы Будды. А после Гаутамы Будды мастера дзен взяли на себя эту задачу.
Это не духовность, поскольку там нет личности. Это чрезвычайно таинственно, потому что вам предлагается
Читать дальше →