22 ноября 2025, 00:46

Осознанность

Осознанность — достаточно запутанный термин.
Обычно осознанностью называют внимательность. Потом делают «финт ушами»: внимание на внимание [т.е. наблюдение за своим вниманием, куда оно направлено и чем захвачено, чтобы заметить, как отвлекаешься и вернуть внимание на выбранный объект] называют «осознанием осознания» и следующим шагом называют «самоосознанием». Что в корне неверно. Т.к. внимание на внимание — это обычная бдительность.
Осознание осознания на самом деле, это когда Свидетель исследует себя, самоисследование.
Самоосознание — это осознание Самостью (Атман) самого СЕБЯ.
Чистое-Недвойственное Осознание — это осознание Брахманом самого СЕБЯ, Чистое Видение.
Т.е. если использовать термин «осознанность», то нужно объяснять все эти уровни. Чтобы было понимание, о чём речь.
Вопрос в том, что в вашем случае осознаёт себя? Брахман? Атман? Свидетель? Или это просто банальная бдительность?
t.me/ajnayogasamadhi/492
19 ноября 2025, 18:47

Объяснение сущностных факторов процесса заблуждения. Лонгчен Рабджам

Объяснение сущностных факторов процесса заблуждения.
Когда возникает общая Основа заблуждения, осознавание переходит в статус заблуждения в силу загрязнений неосознания своей собственной сущности. Хотя осознавание и то, что оно познаёт, не имеет пятен, оно оказывается запятнанным. Осознавание с изначально чистой сущностью покрывается оболочкой обычного ума и загрязняется мыслями. В результате того, что (осознавание) сковывают шесть типов ментальной активности, тело попадает в сеть мельчайших частиц, а его ясный свет переходит в скрытое состояние.

Лонгчен Рабджам. Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла
19 ноября 2025, 12:50

Шесть аспектов неведения. Лонгчен Рабджам

Тройная классификация неведения была объяснена выше, но у
него ещё имеются шесть сущностных аспектов, как показано в тантре
«Самовозникшее Осознавание»:
«Неведение таково:
Его корень — отсутствие осознавания у ума.
Его заблуждение заключается в отсутствии (чистого) осознавания объектов.
Основание его заблуждения — неведение Основы бытия.
Его фиксация — концептуальное неведение.
Его фальсификация — неведение Пути.
Его непонимание — неведение (собственной) глупости.
Именно так проявляются шесть аспектов неведения. Это слепота в отношении собственных проявлений».

Лонгчен Рабджам. Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла
18 ноября 2025, 23:38

Самадхи - это преходящее состояние и не имеет ценности?

Вопрос:
«Самадхи/джаны — это транс (лучшие трансы, какие только есть),
И Самадхи и транс это изменённое состояние сознания. ( измененное относительно бодрствующего?)
В чем тогда разница?
Состояния сознания приходят и уходят,… Это не является вечным неизменным и следовательно не имеет особой ценности?»

Комментирую:
Очередное заблуждение нео-адвайтистов.
Обычное сансарическое существо не знает в опыте Изначальное-Чистое-Нерождённое-Вечное Сознание-Свет. Поэтому возникают нечистые тенденции ума: гнев, страсть, страх, обида, зависть, ревность, гордыня, жадность, тупость и т.д. Такое существо вечно страдает. Для него вечным, неизменным, естественным, непреходящим является двойственное-кармическое восприятие, яды ума, страдание. Такие люди не способны войти в самадхи, не знают его ценность, зачем оно вообще надо. Поэтому обесценивают, пренебрежительно называют «транс», «изменённое состояние сознания».
Те люди, кто 1 раз вошёл в самадхи на 5 минут 10 лет назад, не успели понять, что это даёт, в чём ценность. Они говорят, что «самадхи и попить кофе ничем не отличаются, это преходящее состояние».
Те Йоги, кто научился в момент проявления нечистых тенденций ума входить хотябы в начальное самадхи с остановкой дыхания и Блаженством, убедились в том, что яды ума, страдание растворяются в самадхи. Они понимают ценность самадхи и никогда не будут пренебрежительно относиться, обесценивать. Наоборот, будут возвращаться в самадхи снова и снова, т.к. видят в этом для себя «спасательный круг».
Самадхи иллюзорного тела при обычном дыхании и тоже очищает ум-энергию. В нём можно пребывать непрерывно часами. Для йога это станет естественным состоянием.
Когда грубые загрязнения ума-энергии будут растворены, Йог выходит на более тонкий уровень «самадхи Света». И продолжит растворять нечистые тенденции ума, но на более тонком уровне. Это самадхи может длиться часами, т.к. при обычном дыхании.
Самадхи Ясного Света — это Изначальное-Чистое-Нерождённое-Вечное Сознание-Свет. Со
Читать дальше →
18 ноября 2025, 22:53

Краткое описание сущности заблуждения. Лонгчен Рабджам

1.1 Краткое описание сущности заблуждения
Заблуждение происходит в результате неосознания Проявленной Основы как собственной сущности.
В тантре «Пронзительный Звук» говорится:
«Не осознав единство в изначальной чистоте,
Природа явлений не распознаётся как своя собственная сущность,
В результате чего происходит присвоение, соответствующее причине.
Цвет становится опорой ориентации,
Тогда как причина и условие тонкого фактора двойственности
Превращаются в ориентиры самсары и кармы».
Как же возникает этот процесс? Когда восходит Проявленная Основа, её резонирующая энергия естественно выражается в ясном осознающем восприятии, способном отражать объекты. В случае
неосознавания своей сущности она возникает в сочетании с тремя типами неведения:
1) «причинное неведение единой тождественности» — это возникновение (разумной энергии) в виде (искажённой) ментальной активности, которая не осознаёт себя;
2) ««(возникающее неведение» — это ментальная активность, возникающая одновременно с этим неосознаванием собственной сущности;
3) «всеобъярлычивающее неведение» — это аспект (ментальной активности), оценивающий собственные проявления как нечто чужое.
Эти три аспекта являются различными фрагментами с одной сущностью в ментальной активности. Когда собственные проявления оцениваются (двойственным образом), то ни три измерения
Основы — сущность, природа, энергия, ни видения процесса возникновения спонтанного присутствия Проявленной Основы не осознаются в качестве природы Основы бытия и Проявления Основы. Они воспринимаются как нечто чужое, — в этой разнице и состоит заблуждение.
Более того, когда ментальная активность заблуждается в двойственном восприятии в результате нечистых факторов причины тройного неведения, и четырёх условий ориентации, в ней возникают шесть сознаний с непрерывными цепляниями. В результате этого активизируется латентный фактор шести негативных эмоций, который сковывает чистое осознавание и погружается в омрачённое восприятие
Читать дальше →
18 ноября 2025, 22:34

Осознавание вызревает в Каях. Лонгчен Рабджам

Если вы спросите: «Ну хорошо, тогда почему объясняется, что
осознавание наделено сферой света или является объектом бесконечного света?»

С этой точки зрения осознавание в несозревшем состоянии можно уподобить (невылупившемуся) птенцу павлина, тогда как пространство радужного света естественного излучения — это яйцо, в котором он(о) находится. Во время Четырёх Видений (Тогала), манифестации Пути, оно сияет подобно радуге. Когда же вы в конце концов прибываете к этапу очищения материальности, само осознавание вызревает в Каях, будто бы «вылупившись из (метафорического) «яйца» (проявленного измерения).

В тантре «Великое Совершенство Львиной Мощи» сказано:
«Осознавание, пребывающее в Основе бытия,
Совершенно в трёх Каях в пространстве изначальной пробуждённости.
Подобно яйцу павлина,
Оно обладает ясной пробуждённостью внутреннего света.
Осознавание, возникающее на Пути,
Показано аналогичным радуге.
Осознавание, достигшее конечной кульминации,
Подобно птенцу павлина, вылупившемуся из яйца».

Лонгчен Рабджам. Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла
18 ноября 2025, 21:11

Врата пробуждённости. Лонгчен Рабджам

Идентификация действительных врат (пробуждённости)
Два глаза — это реальные врата, через которые видения пробуждённости ясно возникают вовне. Более того, в пупочном узле каналов из квинтэссенции четырёх элементов формируются два Глаза (ламп и элементов), которые связаны с сердцем из пупка посредством трёх каналов. Потом они связываются с горлом, затем они (связываются) с мозгом в черепе, где четвёртый канал («хрустальной трубки») вьётся в правую сторону. Таким образом, канал, который осуществляет высвечивание в сфере органов чувств, представляет собой единый канал, разветвляющийся на пять верхних окончаний, служащих опорами для соответствующих пяти врат (чувств). В частности, канал, который служит опорой видения форм, называется «проясняющим органом суждения». По форме своей он напоминает рога горного козла, ибо два его канала с узким основанием и широкими концами подходят к прозрачным яблокам двух глаз. На его основе осуществляются два аспекта зрения: нечистый аспект — это видение омрачённых проявлений самсарного измерения, а именно:
камней, земли, гор, скал и т.д.; а чистый аспект — это видение проявлений ясного света, пустотных форм измерения нирваны. Как сказано (в тантре):
«Постижение двух измерений показывает самсару и нирвану».

Лонгчен Рабджам. Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла
Читать дальше →
18 ноября 2025, 19:23

Лонгчен Рабджам про тантру, неведение, эн. каналы

Из тантры «Сердечное Зеркало Ваджрасаттвы»:

«Во всех рождающихся и передвигающихся существах, в которых собрана жизнь, доминирует так называемое эмоциональное неведение». Оно располагается между сердцем и лёгкими, базируясь на опорной совокупности (скандхе) формы. Неведение не одиноко: оно украшено так называемым умом, в котором собраны все кармические тенденции. То, что называется менталитетом, присутствует одновременно с мышлением. Объединение этих трёх даёт так называемое неведение, что представляет собой чистой воды самсару. Из него возникают пять (эмоциональных) ядов вместе с шестым — злостью.
Из них возникают 60 000 негативных эмоций.
По какому пути проходит неведение? Оно движется вверх по так называемому «красному жизненному каналу» типа соломинки, соединяющему лёгкие с сердцем. Затем поднимается вверх рядом с позвоночником и соединяется с левым маленьким окончанием. Потом оно движется, взобравшись на «коня» дыхания, и выходит через рот и нос. В результате этого возникает разнообразная карма и эмоции».
Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла Лонгчена Рабджама
18 ноября 2025, 16:05

В опыте Пустого ума не наблюдаю

Вопрос:
«В опыте, пустого ума не наблюдаю, как будто бы ни какого пустого ума нет, как бы я ни старалась наблюдать „пустой ум“, там все равно что то есть»
Ответ:
Значит слишком рано перешли к наблюдению ума. Не прошли 9 стадий сосредоточения на объекте. Это стандартная проблема начинающих ищущих. Торопятся.
Сначала должен быть внешний обьект чувственного восприятия. Одновременно наблюдайте за своим вниманием. Замечайте, как быстро и легко вы отвлекаетесь и насколько сложно быть сосредоточенным на выбранном объекте.
Со временем и практикой отвлечений будет меньше, а сосредоточение будет легче, более длительное. На последней стадии сосредоточения отвлечений нет совсем, а сосредоточение непрерывное, длительное, легко, безусильно. Пустой-спокойный ум становится нормой, фоном. Эта стадия в буддизме называется «шине». Вы воспринимаете внешние объекты с пустым-спокойным умом длительное время, в идеале непрерывно днём.
И только после этого, вы можете приступать к медитации на пустой-спокойный ум при выключенном восприятии.
Как я уже говорил, следующим шагом, лучше реализовать иллюзорное тело. Тогда проще медитировать на Пустоту. Т.к. нет отождествления с телом.
В методе Данга (который я передаю) мы начинаем с посвящения. Происходит активизация чакр, передача способностей чакры 6. Человек принимает-передаёт энергию. Энергия очищает, успокаивает, замедляет и в конечном итоге останавливает ум. Практик входит в промежуточное состояние между бодрствованием и сном. С этого момента начинается медитация, наблюдение за умом.
Далее, мы реализуем иллюзорное тело и продолжаем медитировать на Пустоту ума.
Такой подход быстрее,
Читать дальше →