24 ноября 2025, 13:41

Двуличие

Я заметил, что люди живут двойной жизнью. В личной переписке они не стесняются задавать вопросы, не боятся признавать ошибки, не строят из себя мегапродвинутого, Просветлённого.
А публично ведут себя иначе. Это уже другой человек. Как подменили. Публично человек строит из себя всезнайку, мегапродвинутого, Просветлённого; боится задавать вопросы, признавать ошибки. Тщательно создаёт и оберегает образ себя для внешнего потребления. Возвышает себя в глазах окружающих. И как только ставишь вопрос ребром, показываешь реальное положение дел, человек воспринимает это как угрозу образу себя, защищается и нападает. И тут все средства хороши. Например, жалуется, что его унизили.
Не возвышай себя, тогда не будешь чувствовать себя униженным. Будь реалистом. Будь самим собой. Не надевай маску. И спи спокойно.
Вы наблюдаете эти игры ума, лицемерие, двуличие, ложь, хитрость?
24 ноября 2025, 13:18

Самопрезентация

Миларепа сказал: «Моя религия заключается в том, чтобы в момент смерти мне не было ни за что стыдно». Однако большинство людей не придают никакого значения подобным идеям. Мы делаем вид, что мы спокойны и держим всё под контролем, а речь наша полна сладких слов. В результате обычные люди, которые не знают, о чём мы на самом деле думаем, могут сказать про нас: «Вот это настоящий бодхисаттва». Однако они делают свой вывод, опираясь лишь на тот образ, что мы создаём себе вовне.

Самое важное – это не делать ничего такого, о чём мы позже будем сожалеть. Поэтому нам надо честно проверять и анализировать самих себя. К сожалению, наше цепляние за эго настолько сильно, что если мы действительно обладаем некими незначительными положительными качествами, то уже считаем себя удивительными людьми. И в то же время, если в нас есть какой-либо серьёзный изъян, мы даже не замечаем его. Есть такое изречение: «На горном пике гордыни негде удержаться влаге благих качеств». Таким образом, нам нужно быть очень осторожными. Если, после того как мы тщательно проанализировали собственный ум, у нас остаётся достаточно оснований положа руку на сердце сказать: «С моими действиями всё в порядке», это можно расценивать как знак того, что мы прогрессируем в практике тренировки ума. Тогда нам следует лишь порадоваться тому, что наша практика складывается благоприятно, и настроиться на то, что в будущем мы будем поступать ещё лучше, как это делали бодхисаттвы прошлого. Нам необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы лучше и лучше использовать противоядия и действовать таким образом, чтобы оставаться в мире с самим собой.

Дилго Кьенце
Читать дальше →
23 ноября 2025, 15:41

Учения Ваджраяны более действенны и работают быстрее во времена упадка

Все это может звучать как разочарование, словно в эту эпоху материализма, чрезмерной информации и скептицизма путь гуру-ученика невозможен.

Но сказано, что учения Будды и особенно Ваджраяны более действенны и работают быстрее во времена упадка, а не в другие времена.

Наши негативные эмоции могут зашкаливать, и мы можем совершать больше злодеяний, чем раньше — но именно поэтому учения Будды, и особенно те, что относятся к великой традиции тантры, резонируют с такой силой.

В учениях Чецун Ньингтиг сказано: “Во времена упадка существа мучаются от мощных эмоций, подобных огню. Если подлить масла в огонь, он разгорится всё больше".

И также все добродеяния, особенно тантрические учения и особенно учения дзогчен могут стать глубже и мощнее.

Дзонгсар Джамьян Кхьенце Ринпоче

«Гуру пьёт бурбон?»

Via Geoff Deering
22 ноября 2025, 19:17

Ошибочные представления о сострадании

Попытка порадовать важных людей приводит только к эмоциональным потрясениям.
Попытка помочь людям вещами этой жизни только разжигает огонь самсары.

В лучшем случае, какое бы удовлетворение вы ни приносили таким образом, будет только временным; оно никому не поможет в момент смерти.

Это, по сути, ошибочные представления о сострадании.

Истинное сострадание заключается в установлении существ в бессмертном блаженстве совершенного Будды.

Дилго Кхенце Ринпоче
22 ноября 2025, 14:02

Умирая, следует практиковать так

«Умирая, следует практиковать так.

Когда земля растворяется в воде, тело становится тяжелым и не может себя поддерживать. Когда вода растворяется в огне, рот и нос пересыхают. Когда огонь растворяется в ветре, исчезает телесное тепло. Когда ветер растворяется в сознании, человек может только хрипеть при выдохе и судорожно хватать воздух при вдохе.

В это время появляются ощущения, будто тебя придавила огромная гора, охватила тьма, или будто тебя сбросили в бездну. Все эти переживания сопровождаются громом и звоном. Все небо будет небывало ярким, как развернутая парча.

Кроме того, естественные образы твоего ума, мирные, гневные, полугневные божества и существа с разнообразными головами заполнят небо под сводом из радужных лучей. Размахивая оружием, они будут кричать «Бей! Бей!», «Убей! Убей!», «ХУМ! ХУМ!», «ПХАТ! ПХАТ!» и издавать другие свирепые звуки. К тому же там будет свет, подобный свету ста тысяч солнц, сияющих одновременно.

В это время твое врожденное божество напомнит тебе об осознавании, говоря: «Не отвлекайся! Не отвлекайся!» Твой врожденный демон взбудоражит все твои переживания, уничтожит их, станет издавать пронзительные и свирепые звуки и приведет тебя в замешательство.

В этот миг знай следующее: Ощущение навалившейся тяжести не означает, что тебя придавила гора. Это растворяются твои элементы. Не бойся этого! Ощущение замкнутости во тьме — не тьма. Это растворяются твои пять чувственных способностей. Ощущение падения в бездну — не падение. Это твой ум без опоры, потому что тело и ум разделились, а дыхание прекратилось.

Все переживания радужных светов — это естественные проявления твоего ума. Все мирные и гневные образы — естественные образы твоего ума. Все звуки — твои собственные звуки. Все света — твои собственные света. Не сомневайся в этом. Если почувствуешь сомнение, будешь ввергнута в сансару. Если же останешься полностью пробужденной в светоносной пустоте, решив, что это проявление тебя самой, то одним лишь этим
Читать дальше →
22 ноября 2025, 01:44

Дхарма - это не терапия

Патрул Ринпоче сказал, что не существует человека, который усовершенствовал бы и практику дхармы, и мирскую жизнь, и если мы когда-нибудь встретим кого-то, кто выглядит хорошо в обоих случаях, то вероятность того, что его навыки основаны на мирских ценностях.

Ошибочно полагать, что практика дхармы поможет нам успокоиться и жить без проблем; ничто не может быть дальше от истины. Дхарма — это не терапия. Наоборот, на самом деле, дхарма создана специально для того, чтобы перевернуть вашу жизнь с ног на голову — это то, на что вы подписываетесь. Так когда твоя жизнь идёт грушеобразной, почему ты жалуешься? Если вы тренируетесь, а ваша жизнь не перевернулась, это признак того, что вы делаете, не работает. Вот что отличает дхарму от методов Нью-Эйдж, включающих ауры, отношения, общение, благополучие, Внутреннее дитя, единое целое со вселенной и объятиями дерева. С точки зрения дхармы, такие интересы являются игрушками самсарических существ — игрушками, которые быстро наскучили до бессмысленности.

— Дзонгсар Кхенце Ринпоче, Махаяна и Ваджраяна мастер

— Не для счастья: Руководство по так называемым предварительным
Читать дальше →
22 ноября 2025, 00:46

Осознанность

Осознанность — достаточно запутанный термин.
Обычно осознанностью называют внимательность. Потом делают «финт ушами»: внимание на внимание [т.е. наблюдение за своим вниманием, куда оно направлено и чем захвачено, чтобы заметить, как отвлекаешься и вернуть внимание на выбранный объект] называют «осознанием осознания» и следующим шагом называют «самоосознанием». Что в корне неверно. Т.к. внимание на внимание — это обычная бдительность.
Осознание осознания на самом деле, это когда Свидетель исследует себя, самоисследование.
Самоосознание — это осознание Самостью (Атман) самого СЕБЯ.
Чистое-Недвойственное Осознание — это осознание Брахманом самого СЕБЯ, Чистое Видение.
Т.е. если использовать термин «осознанность», то нужно объяснять все эти уровни. Чтобы было понимание, о чём речь.
Вопрос в том, что в вашем случае осознаёт себя? Брахман? Атман? Свидетель? Или это просто банальная бдительность?
t.me/ajnayogasamadhi/492
19 ноября 2025, 18:47

Объяснение сущностных факторов процесса заблуждения. Лонгчен Рабджам

Объяснение сущностных факторов процесса заблуждения.
Когда возникает общая Основа заблуждения, осознавание переходит в статус заблуждения в силу загрязнений неосознания своей собственной сущности. Хотя осознавание и то, что оно познаёт, не имеет пятен, оно оказывается запятнанным. Осознавание с изначально чистой сущностью покрывается оболочкой обычного ума и загрязняется мыслями. В результате того, что (осознавание) сковывают шесть типов ментальной активности, тело попадает в сеть мельчайших частиц, а его ясный свет переходит в скрытое состояние.

Лонгчен Рабджам. Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла
19 ноября 2025, 12:50

Шесть аспектов неведения. Лонгчен Рабджам

Тройная классификация неведения была объяснена выше, но у
него ещё имеются шесть сущностных аспектов, как показано в тантре
«Самовозникшее Осознавание»:
«Неведение таково:
Его корень — отсутствие осознавания у ума.
Его заблуждение заключается в отсутствии (чистого) осознавания объектов.
Основание его заблуждения — неведение Основы бытия.
Его фиксация — концептуальное неведение.
Его фальсификация — неведение Пути.
Его непонимание — неведение (собственной) глупости.
Именно так проявляются шесть аспектов неведения. Это слепота в отношении собственных проявлений».

Лонгчен Рабджам. Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла