18 ноября 2023, 14:42

Дхьяна или самадхи? В чём разница?

Объясню такую ошибку, когда дхьяну выдают за самадхи. Так в чём же разница?
Для этого вспомним 8-ми ступенчатую Йогу Патанджали:
яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Яма-нияма — это «что такое хорошо, что такое плохо».
Асана — положение тела.
Пранаяма — управление энергией через дыхание.
Здесь остановимся. Подробнее объясню.
Дыхание состоит из вдоха, выдоха и задержки дыхания. Именно задержка дыхания очищает энергетические каналы. Задержка дыхания бывает двух видов: искусственная, с усилием и естественная, безусильная. Практика начинается с искусственной задержки дыхания. А конечный результат пранаямы — естественная, безусильная задержка дыхания (кевала кумбхака). Запомним это.
И продолжим объяснять ступени Йоги Патанджали.
Пратьяхара — это направление внимания от внешних объектов чувственного восприятия к внутренним.
Дхарана — это сосредоточение на объекте.
Дхьяна — медитативная поглощённость объектом.
В чём разница между дхараной и дхьяной?
Сосредоточение по-началу слабое и непродолжительное, а отвлечение сильное и длительное. Когда пройдёте 9 стадий сосредоточения, сосредоточение станет естественным, лёгким, безусильным, продолжительным, то оно перейдёт в медитативную поглощённость объектом. Если вы способны 1 минуту сосредоточиться без отвлечения, то это дхарана. А если 10-20 минут сосредоточения без отвлечений, то дхарана перерастёт в дхьяну.
Есть несколько стадий в дхьяне. Отличаются степенью поглощённости. На последней стадии дхьяны дыхание останавливается естественным образом. Это и есть кевала-кумбхака, только в результате контроля внимания. «Кевала» переводится как естественное или Абсолютное.
После естественной остановки дыхания праны входят в центральный канал и начинается самадхи.
Объясню подробнее, что это за праны и каналы. Раз мы изучаем и практикуем Йогу, то нужно знать йогическое устройство тонкого тела. Центральный энергетический канал расположен в позвоночнике и, кстати, называется «Абсолютный
Читать дальше →
16 ноября 2023, 19:57

Переживание на уровне эмоций и переживание на уровне пран. В чём разница?

Часто путают переживание на уровне эмоций и переживание на уровне пран.
Если накрывает (по нарастающей) покой, радость, счастье, любовь, эйфория,«кайф», но перед этим нет естественной остановки дыхания и йогических замков, то это переживание на уровне эмоций.
Переживание на уровне пран происходит в результате работы с пранами, в результате длительного, однонаправленного, без отвлечений сосредоточения; начинается с естественной остановки дыхания, йогических замков и выражается сначала как мистический жар во всём теле. Блаженное расширение намного позже происходит. Способны ли вы наслаждение объектами чувственного восприятия (в том числе страсть) преобразовать в Блаженное расширение? Это втягивание кармических пран в центральный (Абсолютный) канал и преображение их в Пробуждённые праны. Кармические праны — это не только страсть, но и гнев и другие яды ума. Всё, что называют «чистым» и «нечистым» нужно втянуть в Абсолютный канал и преобразовать в Пробуждённые праны. Если вы никогда не работали с пранами, если вы так не умеете, то скорее всего ваше переживание на уровне эмоций. Проверить легко — нужно делать йогу чакр, каналов, пран, капель. И если в результате этой практики ничего не происходит, то ваше переживание НЕ является Блаженством пран.


Читать дальше →
14 ноября 2023, 16:20

ПараАдвайта. Уровни Кундалини

В Адвайте Шиваитов выделяют уровни Кундалини:
1. ПранаКундалини:
Это когда в результате сосредоточения на объекте или субъекте праны входят в центральный канал. Это Блаженство пран и Блаженство Сознания.
2. ЧитКундалини:
Это когда в результате многократного подъёма ПранаКундалини в результате сосредоточения одновременно на субъекте и объекте в конечном итоге раскрывается Божественный Свет (Божественное Сознание).
3. ПараКундалини:
Это когда в Божественном Свете растворяется индивидуальное тонкое тело. Называется Единством Божественного Сознания и Божественной Энергии.

11 ноября 2023, 16:36

Псевдодебильность и слабоумие общества

Как-то обсуждали эту тему. Что в наш информационный век переизбыток информации. Люди потребляют мегатонны информации, но не успевают обдумать, проверить на практике. По-этому эта информация в одно ухо влетела, а в другое вылетела, не усваивается, не становится навыком.
Именно об этом известная формула Адвайты «шравана-манана-нидидхьясана».
Шравана- изучение, потребление информации.
Манана — размышление, осмысление полученной информации.
Нидидхьясана — проверить на практике, получить результат и пребывать в результате (Плод) практики.
И на каждую стадию нужно потратить достаточно времени. А времени нынче у людей нет, торопятся неизвестно куда… Чтобы листать ленту в инстаграм время есть. А чтобы обдумать и проверить на практике, выработать навык, времени уже якобы нет…
Эту тему исследовали учёные. И выяснили, что мозг человека работает в разных режимах: потребление информации, размышление-осмысление и внимание. И чтобы переключиться из одного режима в другой нужно 24 минуты. А если не переключаться в другой режим, а всё время залипать только на потреблении информации, то мозг не приобретает, а может даже потеряет навык думать и быть внимательным.
Отсюда синдром дефицита внимания. Т.к. чтобы успокоить свой ум и сосредоточиться на чём-то одном нужно минимум 24 минуты.
По-этому, кстати, медитации должны быть длительные (2 часа). Т.к. 30 минут уходит только на то, чтобы переключить свой мозг в режим сосредоточения. А далее, нужно время, чтобы сосредоточение стало устойчивым, без отвлечения и перешло в медитативную поглощённость. Получается, если вы медитируете меньше 30 минут, это не имеет никакого смысла.
Ранее я снимал видео-ролик про состояния мышления. Объяснял, что беспокойный ум побеждается однонаправленным вниманием и мышлением. А ведь это древнее Учение о внутреннем инструменте (антахкарана панчака). Вот и учёные теперь изучают и подтверждают эту тему.


Читать дальше →
9 ноября 2023, 14:34

Сахаджа-стхити и сахаджа-самадхи НЕ одно и то же!

Сахаджа-стхити и сахаджа-самадхи НЕ одно и то же!
Объясняю ошибку нео-адвайты:
«Когда Сознание Свидетеля абсолютизируется и выдаётся за конечную реализацию».
Они это называют «естественное состояние». И в Дзогчен некоторые учителя допускают такую ошибку.
Сознание Свидетеля на санскрите это «сакши». Когда Сознание Свидетеля привносится в повседневную жизнь, в любую активность тела-речи-ума. И пребывание Свидетелем становится естественным, безусильным и спонтанным. Это называют «сахаджа-стхити» (естественное состояние). Но, это не Сахаджа-самадхи (не естественное самадхи)!
В тибетском буддизме тоже есть термин «естественное состояние». Они это называют «ригпа». В их терминологии это называется «единство пустоты и ясности».
«Ясность» — это более тонкий уровень Сознания(Сознание Свидетеля), это когда осознаётся пустота ума.
В нормальных школах это называют «лучезарное ригпа». Там делят ригпа на уровни. «Сознание Свидетеля» в Адвайте — это «лучезарное ригпа» в Дзогчен. И там и там оно называется «естественное состояние».
И всё бы ничего. Но, вот это «естественное состояние» — на самом деле это промежуточная стадия. Но, некоторые товарищи по Дхарме выдают её за конечную стадию.
И сахаджа-стхити путают с Сахаджа-самадхи.
Недостаточно пребывать в Сознании Свидетеля. Нужно этого Свидетеля исследовать при отсутствии объектов чувственного восприятия. Это называют «пратьяхара» (направить внимание от внешних объектов к внутренним).
И когда внутренние объекты исчезнут, в результате неподвижности тела-речи-ума, то останется только один субъект (Сознание Свидетеля). И Пустота ума будет как единственный объект. Вот это Сознание Свидетеля нужно исследовать. И в результате такого исследования распознаётся что этот центр ложный. И будет видно цепляние за «я» (за этот центр, за это «ахам-вритти»). И это цепляние нужно «отпустить». Вот такое переживание происходит перед кевала-нирвикальпа-самадхи.
Если вы отпустите это цепляние за «я», то праны входят центральный
Читать дальше →
6 ноября 2023, 20:11

Научное исследование посмертной медитации на Ясный Свет (тукдам)

Научное исследование тантрической медитации на Ясный Свет при жизни и посмертной медитации на Ясный Свет (тукдам). Досмотрите до конца.
С 2019 по 2023 года исследовано 24 случая тукдам. Зафиксировано «отсроченное разложение тела (плато)» от 5 до 39 дней. Это когда на протяжении этого периода тело практически не разлагается, а когда посмертная медитация заканчивается, то в течение часа тело разлагается лавинообразно. Научный доклад представлен на международной конференции по психофизиологии.

4 ноября 2023, 01:07

Джада-самадхи. Парамаханса Йогананда

Джада-самадхи (бессознательное каталептическое состояние) для духовных целей бесполезно: оно не может трансформировать материалистичное сознание в духовное и просто на время подавляет активность эго и его сознание. Джада-самадхи (бессознательный транс) вызывается методами физического контроля, или своего рода психической анестезией, поддерживающей ум в состоянии пустоты, или надавливанием на определенные точки тела. В этом состоянии порабощенный чувствами человек получает не более чем временную приостановку бесконечного потока желаний, привязанностей и кармических долгов. Он не может ни приобрести мудрость, ни устранить семена дурных привычек и кармы – последствий поступков, совершенных в этом воплощении или в прошлых жизнях.

Стадии медитативного самоуглубления_Парамаханса Йогананда
3 ноября 2023, 23:50

Джада и Нирвикальпа самадхи_Шивананда Свами

Самадхи — это единение с Богом. Это сверхсознательный опыт. Это ощущение собственного «Я». Существует две разновидности самадхи — джада и чайтанья.
Хатха-йог благодаря практике кхечари мудры может заключить себя в ящик, который затем будет закопан в землю на несколько месяцев. В такого рода самадхи нет высшего сверхчувственного знания. Несомненно, это сложная йогическая практика, но она не приносит знания души. Она не способна разрушить тонкие и грубые впечатления ума. В джада самадхи человек бессознателен. Оно более или менее походит на глубокий сон. Хатха-йоги такого типа в конечном счете становятся коммерсантами и вообще сходят с духовного пути. Они начинают погоню за именем, славой и деньгами, и таким образом приходят к безнадежной духовной деградации. В чайтанья самадхи сохраняется совершенное осознавание. Йог встречается с новой для него сверхчувственной мудростью.
Самадхи, мукти, турийя — все это синонимы. Самадхи — это сверхсознание. Мукти — это освобождение от всех видов страданий. Мокша — это растворение индивидуальности в Божественном.
Состояние самадхи не поддается описанию. Оно вне досягаемости ума и речи. Необходимо самому пережить его. Говорится, что в самадхи, или в сверхсознательном состоянии, медитирующий утрачивает свою индивидуальность и становится тождественным с высшим «Я». Он становится воплощением блаженства, покоя и знания.
Нирвикальпа — это состояние сверхсознания. В нем нет места никакой викальпе (воображению, сомнению). Оно — цель жизни. В нем вся ментальная деятельность прекращается. Функции интеллекта и десяти чувств полностью исчезают. Стремящийся покоится в Атмане. Не остается различия между субъектом и объектом. Мир и пары противоположностей исчезают полностью. Это состояние вне всякой относительности, это не инерция. Это условие совершенного осознавания. Стремящийся обретает знание «Я», высший покой, бесконечное, неописуемое блаженство и радость. Это состояние нельзя передать.
Читать дальше →
2 ноября 2023, 16:27

Уровни самадхи

Самадхи — это когда праны входят в центральный канал в результате сосредоточения.
Сосредоточение бывает на объекте, субъекте, на субъекте и объекте одновременно. Отсюда разные уровни самадхи:
1. Савикальпа — в результате сосредоточения на объекте.
2. Джада — в результате сосредоточения на субъекте, но с потерей осознанности. Сознание комы.
3. Кевала-нирвикальпа — в результате сосредоточения на субъекте, но с сохранением осознанности. Сознание-Блаженство (Чит-Ананда)
4. Сахаджа-нирвикальпа — в результате сосредоточения на субъекте и объекте одновременно. Сознание-Блаженство привносится в любую активность тела-речи-ума, в любой акт чувственного восприятия.
5. Самадхи Ясного Света — в результате переживания Сознания-Блаженства (Чит-Ананда) в любом акте чувственного восприятия раскрывается самый тонкий уровень Сознания, Божественное Сознание (Божественный Свет).
6. Самадхи Иллюзорного тела Союза — индивидуальное тонкое тело (начальное иллюзорное тело) растворяется в Чистом-Ясном-Божественном Свете. Мир переживается, как проявление Божественного тонкого тела (иллюзорное тело Союза)[тело Блаженства].
7. Сварупа-самадхи. Это когда физическое тело растворяется в Ясном Свете. Это происходит, когда растворяется вся карма. Освобождение от перерождений.


Читать дальше →
23 октября 2023, 17:26

Уровни Ананды (Блаженство)

Если перевести на язык Адвайты, то сначала от работы с энергией раскрывается Ананда — Блаженство пран (от входа пран в центральный канал).
Пребывая в Блаженстве пран (Ананда) раскрывается Блаженство Сознания (Чит-Ананда). Также раскрывается индивидуальное тонкое тело.
Пребывая в Блаженстве Сознания и индивидуальном тонком теле, раскрывается Сат-Чит-Ананда(Пустота-Блаженство-ЧистыйСвет)[Блаженство Брахмана-Брахмананда]
Пребывая в Блаженстве Брахмана и инд. тонком теле раскрывается Блаженство мира-Вселенной(Джагадананда)[Божественное тонкое тело]


Источник статьи