Люди спят наяву. Они живут в иллюзии и не хотят с ней расставаться. Им привычен этот выдуманный мир, в котором все не на своих местах, а на воображаемых. Потому что такой порядок вещей им кажется правильным, уютным и успокаивающим. Достойная семья, зарплата, карьера, машина и дом. Друзья, которых они выбирают, и враги, от которых они стараются держаться подальше. Добро и зло в такой картине мира тоже есть, но и их люди приспосабливают к своим взглядам на действительность. Все супер, вот только страдания портят идиллическую картину…
Страдания. Маркер реальности. Центр учений о духовном совершенствовании. Поворотная точка, разрушающая индивидуальный иллюзорный мир и выбрасывающая в мир реальный. Молния, возникающая от их столкновения. И гром, сопровождающий ее… От чего сразу хочется спрятаться в свою уютную раковину и плотно закрыть дверь.
Люди не понимают, что освобождение от страданий открывает им настоящий, реальный мир. Тот, который разворачивается перед ними и вместе с ними каждое мгновение. В котором все совершенно, потому что подчинено законам, по которым этот мир создан. И иным не может быть…
Через страдание реальность пытается достучаться до сердца человеческого…
Но люди не хотят страдать. И придумывают массу способов, как избежать этого. Например, убеждают себя, что страдания — это естественно. Что от них невозможно избавиться, а надо учиться с ними жить. И даже использовать в своих интересах. Гордиться, ненавидеть, завидовать себе во благо… Искать в слабости силу, в падении удовольствие… А еще можно фантазировать. Строить воздушные замки и пробовать в них жить… Или стараться страдания не замечать. Отворачиваться и убегать от страха, боли, правды. Менять страну, если жизнь пошла не так, друзей, работу, любимых… Время лечит. Прошлое уходит из памяти, покрывается трещинами, рассыпается в прах… Так, по-крайней мере, кажется… Еще один кирпич в стену иллюзии, которая уже почти закрыла свет…
Большинство из живущих на земле
Читать дальше →
«Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. (Ин.18:37-38)»
Пилат смотрел на Истину, но не видел ее… Слушал и не слышал… Что еще можно было бы добавить в таких условиях? Вот Он и промолчал…
Так и мы… Подобны Пилату… Не видим, не слышим, не знаем… А Истина рядом…
Это тяжелый недуг. Люди, подверженные ему, очень ревностно относятся к чужим «достижениям» в той области, которая их волнует. В данном случае — в духовной сфере. Корень этого заболевания спрятан все в том же «эго», отравляющем человеку жизнь. Маленьком я, которое стало большим.
Болезнь может прогрессировать, если больной, почувствовав некоторые улучшения своего состояния, решит, что это его заслуга. Вот тогда — все… Ну, или почти все. Потому что надежда умирает последней…
Довольно часто на этом форуме используется понятие «ноумен»… Но в каком смысле? Что это? Вот его одно из общепринятых определений…
НОУМЕН (греч. νοούμενον — мысленное, умопостигаемое), понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувств. созерцания.
А что под ним понимают участники форума? Как ноумен соотносится с феноменом, процессом восприятия и познания?
Мы все в одной лодке. Гребем в никуда. Братья и сестры, проживающие свою жизнь на земле. Кто весело, кто грустно. С песнями или плачем. С остановившемся взглядом или горящим.
Время от времени состав гребцов меняется. Вот исчез сосед слева. Вот — справа. Но это продолжается недолго. И на их местах появляются новые персонажи. Так и плывем. Спорим, ругаемся, деремся. Или наоборот, живем душа в душу до того момента, как что-нибудь не нарушит эту идиллию. Повздорим, помиримся — и снова гребем…
Иногда в голове возникает вопрос: а вот если бы мы все жили дружно, помогали друг другу, улыбались и любили? Но посмотришь вокруг и видишь, что это всего лишь несбыточная идея. Фантом, которому не суждено стать явью.
Спокойное море и яркое солнце — только эпизод в этой нескончаемой череде дней, наполненных не только светом и радостью, но и печалью и тьмой. Так было, так будет. Так есть. И все же хочется любви и тепла.
Но что-то мешает…
Монахи говорят о грехах… Святые говорят о Боге… А миряне говорят о себе… Даже тогда, когда рассуждают о том же, что и монахи и святые…
Другими словами, наш мир… не существует. Он каждый миг рождается и сразу умирает, рождаясь снова. Бесконечная череда «здесь и сейчас» нулевой длительности. Цепь неуловимых превращений. Непрерывное движение, которое никогда не останавливается. И которое никто не в состоянии остановить.
А то, что мир кажется таким реальным и постоянным — иллюзия, скрывающая истинное положение вещей. Мы выдаем желаемое за действительное и крепко в это верим.
Исходя из такого понимания, правильно — не цепляться за происходящее, тогда как поступать наоборот — ошибка, подпитывающая заблуждение. Мы застряли в темноте, потерялись в ней, будучи не в состоянии найти выход из мрака неведения на свет знания…
У буддистов есть такая традиция, символизирующая непостоянство мира — создание и разрушение мандалы. Но такое его качество — это внешнее измерение, тогда как внутреннее — вечность…
Исторгнуть себя… Это невозможно. Как нельзя вытянуть себя за волосы из болота. Или увидеть свой лик без зеркала. Или…
Исторгнуть тьму из сердца человеческого можно. Потому что она — это не ты. И с ней есть шанс справиться. Если освободиться от неведения, искажающего свет и превращающего солнечный день в темную ночь.
Истинное Я, надевая очки эго, превращается в маленькое, не-истинное я и начинает видеть мир не таким, каким он является на самом деле. Порядок в беспорядке, чистоту в грязи. И если произойдет чудо и этот уродец вдруг начнет понимать, что у него проблема, которую надо решить, то методы, которые он зачастую выбирает для этого, не всегда отвечают поставленной цели. Или могут оказаться не эффективными.
Например, я может решить исторгнуть себя, чтобы освободиться от внутреннего мрака, отравляющего ему жизнь… Выплеснуть с водой и ребенка… Умереть… И так и остаться в темноте… Или пробовать исправить искажения за счет хитроумных приспособлений или технологий, меняющих взгляд на мир. Или, наконец, пытаться приспособиться к своему видению, называя его естественным и не требующим никакого вмешательства. Или…
А всего-то надо — снять
Читать дальше →
Путь к полноте лежит через пустоту… И это тяжелый этап… Когда Бог оставляет тебя… Путь мертвеца… Глаза смотрят и не видят, уши слушают и не слышат… И лекарства от этого нет. Оказавшийся там человек часто пытается по привычке заполнить пустоту. Работой, развлечениями, спиртным… Но тщетно. Все бесследно исчезает в этой темной дыре. Но надо продолжать идти. Терпение… Долготерпение… Если выдержишь — смирение. А там и помощь придет. И во тьме забрежжит свет. Сначала слабый, а дальше — все сильнее и сильнее. И хотя тени по-прежнему будут тянуть свои щупальца к путнику, дорога уже не покажется столь мрачной и безнадежной. А потом вдруг окажется, что свет горит внутри. И пусть робко, но освещает тропу. И двигается вместе с тобой, давая силы и согревая. Оживляя хладный труп, начавший разлагаться. И в свинцовых беспросветных тучах появится брешь, края которой позолочены солнцем. И пусть нога над пропастью, как у дурака из колоды таро… Этот шаг все равно будет сделан. А за ним следующий… И еще… Сколько? Да какая разница. Каждый может быть последним… На лицевой стороне карты. И первым на ее
Читать дальше →
Поток бесстрастно несет свои воды сквозь вечность… И в нем спрятано все: и горе и радость, и победы и поражения, и добро и зло, и свет и тьма… А мы смотрим на него и видим то, что привыкли видеть. А если замечаем, что что-то пошло не так, как нам хочется, то злимся или смеемся, негодуем или завидуем… Мы не можем вместить его и оттого страдаем. И кажется, что нет этому страданию конца. Еще одно заблуждение, сводящее нас с ума…
Счастлив тот, кто сможет вместить невмещаемое, постигнуть непостигаемое, достичь недостижимое… Перешагнуть границу, которой нет… И стать… Потоком…