14. Я никогда не связан непрерывно продолжающимися рождением и смертью. Во Мне нет ни огромной радости удовлетворённости, ни неволи невежества. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.
15. Непрерывно происходящие в этом мире перемены вызваны раджасом, а не Мною. Непрерывно происходящие в этом мире страдания вызваны тамасом, а не Мною. Счастье и благость порождается саттвой, а не Мною. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.
16. Я никогда не выполнял никаких действий, которые могли порождать муки и страдания. У Меня никогда не было ума, который бы мог действовать через контакт с болью и удовольствием. Во Мне нет никакого источника эго. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.
12. Комментарий: согласно философии Веданты, когда индивидуальная душа сливается с Ниргуна Брахманом (Брахман без признаков), тогда она оказывается за пределами мысли и ума; и снова, когда она пребывает в Сагуна Брахмане (Брахман с признаками, или именем и формой), тогда она обладает умом и способностью мыслить.
Итак, высшим состоянием является просто существо, и если бы могли просто быть им, то увидели бы собственную Безграничность, что мы есть Все. Мы пребывали бы в насыщенном, непрерывном, неизменном состоянии. И это состояние — не пустота, не скука, нет! Вами охвачено Абсолютно Все, Все вами Объемлемо, полная насыщенность, которая к тому же бесконечна. Вы никогда ни на минуту не потеряете собственной индивидуальности. Ощущение собственного «я», для нас суть всего. После того как вы поняли, кто вы есть, вы начинаете видеть, что другие люди — тоже вы, что вы — это я и что есть только Одно, что всегда было тем единственным Безграничным Существом.
Теперь давайте взглянем на эту так называемую очевидность: мир. Мир — фикция, созданная в нашей голове. Это не нечто внешнее, мир на самом деле внутри нас, внутри нашего разума. Наступит день, когда вы поймете, что создали в своем мозгу всю вселенную, которую видите вокруг себя. Творение началось с создания того, что мы называем разумом. Разум представил себе мир вокруг него. Таким образом, мы создали наш разум, который — лишь совокупность наших мыслей и эмоций, а они, в свою очередь, те кирпичики, из которых состоит мир вокруг нас.
Любое, даже самое ничтожное событие, произошедшее с нами, создается в нашей голове. Своим разумом мы создали время, которое еще более осложняет процесс творения, поскольку мы помыслили, скажем, сейчас, а результат нашей мысли проявляется позднее. И единственный существующий творец — ваш разум. Бог ли творец? Да, потому что вы и есть Бог. Ты есть Он! Вы задаете рамки своего разума и с его помощью творите.
Необходимо и полезно обнаружить и понять, что первопричина всего происходящего с нами — наши мысли и эмоции. Все, что бы ни приключалось, прежде творится в мыслях. Когда вы осознаете, что сами создаете свои проблемы, тогда поймете, что можете создать все, что только пожелаете, и отныне будете творить только хорошее.
За гранью мира ищут и за пределом дней
Скрижаль, калем и небо, и бездну злых огней.
Но мой наставник мудрый шепнул однажды мне:
«Скрижаль, калем и небо, и ад в душе твоей».
— Хайям
Пока добрый путник раздавал удары по очереди каждому из десятерых, получивший удар громко считал себя. «Десять», — сказал последний после получения последнего по очереди удара.
В замешательстве они смотрели друг на друга. «Нас — десять», — сказали они в один голос и по-благодарили путника за избавление от горя.
Это притча. Откуда появился десятый человек? Был ли он вообще потерян? Познанием того, что он был здесь все время, обрели они что-нибудь новое? Причина их горя состояла не в реальной утрате одного человека из десяти, а в их собственном заблуждении, ибо они предположили, что один из них потерян, хотя и не поняли, кто именно, по¬тому что каждый раз насчитывали девятерых.
Вы находитесь точно в такой же ситуации. Воистину у вас нет причин быть недовольным и несчастным. Вы сами налагаете ограничения на свою истинную природу бесконечного Бытия, а затем плачетесь, что вы всего лишь ограниченное создание. Поэтому вы избираете эту или ту садхану, чтобы превзойти несуществующие ограничения. Но если сама ваша садхана предполагает существование этих огра¬ничений, то как же она поможет вам выйти за их пределы?
Поэтому я и говорю вам: познайте, что в действи¬тельности вы есть бесконечное, чистое Бытие, Абсо¬лютное Я. Вы всегда являетесь тем Я и ничем иным, кроме того Я — Самости. Следовательно, вы никогда не можете быть в действительном неве¬дении относительно этой Самости. Ваше неведение является просто формальным, подобным неведению десяти глупцов об „утрате” десятого человека. Оно и есть это неведение, которое и вызвало их горе.
Познайте затем, что истинное знание не творит для вас нового Бытия, а лишь удаляет ваше „неве-жественное неведение”. Блаженство не добавляется к вашей природе, оно только открывается как ваше истинное и естественное Состояние, Вечное и Не¬разрушимое. Единственный путь избавиться от ва¬шего горя — это Познать и БЫТЬ Самим Собой — Самостью. Каким образом это может быть недости¬жимым?
А вот другое место, где мальчик спрашивает отца об истине, и отец между прочим говорит: «Все сделано из того, что составляет тонкую причину всех вещей. Эта причина – все, она – истина, она – ты, о Шветакету!» А затем поясняет разными примерами: «Как пчела, о Шветакету, собирает мед с разных цветов, и мед не знает, что он произведен разными деревьями и цветами, так и все мы, происходя из того Существа, забыли об этом. О, Шветакету, ты – Тот!» Он приводит еще пример рек, текущих в океан. «Они не знают, что много раз поднимались вверх (в виде пара); так же и мы, выходим из того Существа и не знаем, что были Им. О, Шветакету, ты Тот!»
Безличный Бог, самое высшее обобщение, находится в нас
самих, и что мы – Он. «Ты – Тот, о Шветакету! Ты то безличное Существо, тот Бог,
Которого ты искал по всей вселенной и Который все время был ты сам». Здесь
следует заметить, что «ты сам» надо понимать не в личном смысле, а в безличном.
Мы знаем теперь человека проявленного, олицетворенного, но сущность его
безлична. Чтобы понять личное, мы всегда должны относить его к безличному;
частное должно быть сравниваемо с общим, и то общее, то безличное есть Истина –
Я человека; к этому же, олицетворенному, проявленному, не следует относиться,
как к тому, истинному.
«Ты – Тот, о Шветакету! Ты то безличное Существо, тот Бог, Которого ты искал по всей вселенной и Который все время был ты сам».
Психотерапевт находится в полном согласии с учениями освобождения, описывая такие достижения терапии, как индивидуация (Юнг), самоактуализация (Маслоу), функциональные автономии (Оллпорт) или творческие индивидуальности (Адлер), но всякое растение, до того как дать обильный урожай, должно быть высажено в почву, чтобы тянуться от земли к солнцу.
(*А.Р. Bentley, Inquiry into Inquiries, Beacon, Boston, 1954, c. 4.)
Песня извечно свободного)
Скрижаль, калем и небо, и бездну злых огней.
Но мой наставник мудрый шепнул однажды мне:
«Скрижаль, калем и небо, и ад в душе твоей».
— Хайям
(*А.Р. Bentley, Inquiry into Inquiries, Beacon, Boston, 1954, c. 4.)