10 декабря 2015, 14:58

Спартанский марафон: дни с 1 по 9

Я постепенно вышел на один час практики в день. Если оценивать практику по пятибалльной шкале, то я бы поставил 3-. Из 60 минут практики, эффективно практиковать получается где-то минут 20, сначала первые минут 10 уходят на то, чтобы успокоить ум, затем идут эти самые 20 эффективных минут практики, а потом наступает усталость и бороться с мыслями становится все сложнее, провалы становятся все дольше. Когда чувствую, что совсем устал делаю пятиминутный перерыв, немного разминаюсь, умываюсь холодной водой и снова в бой.

Подобрал неплохую мелодию и во время практики надеваю наушники, это помогает лучше абстрагироваться от окружающих звуков. Мелодия очень нейтральная, я условно называю такие мелодии «музыка сфер». Это очень спокойные и протяженные звуки, которые плавно перетекают из одного в другой.
Затем я как-то заметил в этой мелодии повторяющийся с примерной периодичностью звук, по ощущениям раз в минуту. Я решил попробовать вот что, как только звучит этот звук, это старт, я начинаю интенсивно концентрироваться и не даю ничему вмешаться до того, как этот звук повторится вновь. Очередной сигнал одновременно заканчивает такой миницикл и начинает новый. Такие минициклы помогают оценить эффективность. Чтобы не зависить от содержимого мелодии я быстро набросал программку, которая раз в минуту издает протяженный на 3 секунды звук, похожий на гудок прибывающего в порт корабля, мелодию я так же оставил, но включаю ее раза в 2 тише, чем гудок. В итоге, когда звучит такой гудок он напоминает мне о практике, если в этот момент я куда-то проваливаюсь, то он быстро меня возвращает. Через несколько дней, я заметил, что выработалась привычка и внимание довольно хорошо возвращается, без поднятия ментального шума. Конечно, когда устаю бывает, что могу пропустить гудок, но второй или третий раз, все равно вернет внимание к практике.

Вычитал, что практика концентрации на свече называется тратака. В качестве положительных побочных эффектов, заметил, что после этой практики очень
Читать дальше →
6 декабря 2015, 15:49

Концентрация внимания и переход на созерцание

Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации. Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой
Читать дальше →
5 декабря 2015, 19:35

Как я пришел к необходимости практиковать концентрацию

После того, как я прочитал многочисленные описания опытов просветления, попытался сымитировать этот опыт и у меня это не получилось, я очень надолго завяз в том, что пытался имитировать отдельные составляющие этого опосредованного опыта. Благо тут много советов и советчиков: ты уже там, а кого это волнует, все пустотно, все наполнено, а вот мой опыт такой, сякой. Это и был поиск, поиск правильного опыта, имитация которого привела бы к цели. К практике это не имеет вообще никакого отношения. Бывает сталкиваешься с настоящей практикой, но быстро отбрасываешь ее, потому что она приносит совсем другой опыт — это скорее опыт усталости, отвержения, нежелания, но никак не тот который предвкушал.

Наверное это так же путь, надо увидеть, что этот принцип тут не работает и для этого надо попытаться сымитировать каждое найденное описание опыта и в конце концов отбросить. Должен выработаться принцип, должна выработаться карма, нейроны должны создать связи. И в какой-то момент адвайта перестанет цеплять, совсем. Ничто не работает, никакие книги не вставляют, никакие посты не цепляют. Это все в лучшем случае описания опыта, а часто это так же имитация. После такого бурного поиска, это воспринимается как некий вакуум, как будто только что ракета поднимала тебя в космос, оглушал страшный рокот, но вдруг ступень отпала и ты попал в открытый космос, где не то что нет рокота, нет вообще ни каких звуков, тишина, забвение.

Я еще какое-то время предпринимал попытки возобновить поиск, но все они провалились, а затем в этой тишине я начал понимать почему все эти многочисленные концепции не смогли по настоящему укорениться в моем сознании и стать моим настоящим опытом. Все дело в том, что мой ум просто не готов их по настоящему принять. Он не может это физически, потому что в нем просто нет свободного места для таких всеобъемлющих концепций, а так же нет сил, чтобы их объять. Для того, чтобы отразить бесконечность, нужно бесконечное и бесконечно чистое зеркало. Это зеркало есть, но
Читать дальше →
4 декабря 2015, 12:33

Спартанский марафон: цели

Тишина — это место, в котором каждый пробуждается в то время как хаос ума погружает в сон.
Ошо

Когда я первый раз выезжал из гаража на новой машине, я был еще совсем начинающим водителем и поцарапал крыло о стойку ворот, не смотря на то, что был предельно внимательным и старался как мог. Сейчас это действие происходит автоматически.

Теперь о практике. Цель — медитация. Медитация мне видится, как практика концентрации, которая происходит автоматически и более не требует объекта. Поэтому, после перезагрузки своей практики я решил начать именно с практики концентрации. От концентрации к медитации.

Практиковать концентрацию нужно на объекте. Я пробовал концентрацию на ЯЕсть, на присутствии в моменте «сейчас», а так же на пламени свечи. Проще всего мне показалась практика на пламени свечи, т.е. этот объект более очевиден. Поэтому я решил остановиться именно на этом способе концентрации. Когда прийдет время, я буду усложнять практику.

Я начал с 15 минут в день и каждый день увеличиваю время практики на 5 минут. Остановлюсь на часе в день, это будет минимальное время, а дальше будет видно. Никаких сёйдза или позы лотоса — все это только отвлекает — стол, стул, свеча.

Минимальное время практики 3 месяца, т.е. я не сдамся раньше чем через 3 месяца. Время подведения итогов 1 марта 2016. 1 марта будет видно, продолжу я практику или остановлюсь. Практика будет постоянно совершенствоваться и изменяться для достижения лучшего
Читать дальше →
3 декабря 2015, 12:21

Спартанский марафон: старт

Случилось у меня, что пришлось много работать и на адвайту просто не оставалось времени, совсем. Как позже выяснилось, это дало своеобразный отдых, который подарил очень простые, но в то же время важные прозрения.

Во-первых, я понял, что занимаюсь только теорией и что у моих попыток практики нет цели, систематичности и продолжительности. Систематичные и продолжительные в моей практике только недисциплинированность, лень и прокрастинация, которые отчасти являются следствием жизни в социуме. Говоря проще, я слишком устаю, чтобы подходить к практике серьезно и все время жду более подходящего времени.

Во-вторых, я понял, что подходящее время не наступит никогда.

В-третьих, я понял как поставить социум себе на службу. Поэтому я начинаю марафон практики. Я обязуюсь каждый день уделять время практике (что именно я буду практиковать я опишу чуть позже). Так же я буду раз в несколько дней вести записи в своем блоге, где буду выкладывать отчет о том, как продвигаются дела, что получается, что не получается, что понял, что не понятно. Таким образом боязнь облажаться перед социумом, т.е. вами, даст мне дополнительный толчок. Даже, если никто не будет это читать, я буду верить в обратное :)

Буду рад любым советам и
Читать дальше →
20 октября 2015, 11:29

* * *



Морис Фридман, по-видимому, знал У.Г. Кришнамурти и также знал, что он и Нисаргадатта никогда не встречались и, возможно, даже не слышали друг о друге. Фридман хотел проверить теорию о том, что один джняни способен распознать другого джняни, решив поместить их в одну комнату, где для вида находилось бы ещё несколько человек. Он организовал торжество и пригласил на него обоих. У.Г. провёл там довольно много времени, но Махарадж зашёл лишь на несколько минут и затем ушёл.

После того, как Махарадж ушёл, Морис подошёл к У.Г. и спросил его:
— Вы видели того пожилого человека, зашедшего сюда на несколько минут? Вы заметили что-нибудь особенное? Что вы увидели?

У.Г. ответил:
— Я видел человека, Морис, однако вот что важно: что увидели вы?

На следующий день Морис пришёл к Махараджу и задал вопрос:
— Вы видели того человека, которого я вчера приглашал?

Далее последовало краткое описание того, как выглядел У.Г. и где он стоял. Затем Морис спросил:
— Что вы увидели?

Махарадж ответил:
— Я видел человека, Морис, однако вот что важно: что увидели вы?

Д. Годман (статьи)

via
12 сентября 2015, 03:16

Учение

Много есть различных учений и практик, все они призваны выводить «я» на чистую воду, демонстрировать его иллюзорность. Одни хорошо работают в одних ситуациях, но не срабатывают в других, т.е. тупо не получается вызвать понимание иллюзорности «я». Но то, что сейчас дает Нго-Ма, пока осечек не давало. Всего лишь несколько концепций, достаточно простых, но в то же время емких, они как стая агентов, выпущенная в матрицу — не оставляют Нео ни одного шанса — поймали, скрутили, вывели на свет :)
Учение высшего сорта, современное, понятное, бескомпромиссное. Бесконечная благодарность Нго-Ма за то, что он делает для нас!
4 сентября 2015, 13:37

Работа

Этот абзац не несет особой смысловой нагрузки, можно смело пропустить. Я не отличаюсь какими-то незаурядными умственными способностями или ясностью восприятия, наоборот, большое количество умственной работы программиста делает мой ум несколько затуманенным и уставшим, и обычно в свободное время (в эти несчастные пол часа в день :), я люблю скорее потупить, чем вникать в какие-либо концепции, но как бы я не хотел, тема адвайты постоянно преследует меня и что-то требует, чтобы я все таки разобрался, как работают все эти механизмы. Концепции адвайты требуют много умственных сил, а практики требуют много времени, а эти два ресурса у меня в дефиците, поэтому, как любой программист, я разбиваю задачи на меньшие и оптимизирую все, что только можно оптимизировать.

Итак, первая идея, которая пришла в этот воспаленный ум и призвана хоть как-то оптимизировать время, это идея маячков. Маячки это такие сигналы, которые помогают мне войти в практику. Например, я практикую «я есть» и другие виды концентраций. Иногда, я спонтанно или намеренно делаю эту практику, а иногда срабатывают расставленные мной маячки. Маячком может быть абсолютно любое, периодически повторяющееся событие, например, в голове крутится мелодия и я ни как не могу от нее избавиться. Периодически со мной такое происходит и я начал вешать на это событие маячок входа в практику концентрации. Постепенно этот маячок закрепился и теперь, если случается, что я замечаю, что в голове играет навязчивая мелодия или что я начинаю выходить из себя от часового концерта соседской собаки, то я практически моментально вхожу в практику. На самом деле это не так просто как может показаться и навесить маячки так сходу на различные события не получится. Тут надо начинать с малого. Плюсом этой фичи является то, что маячки срабатывают в самые неожиданные моменты и состояния — обычно я оказываюсь застигнутым врасплох и войти в практику представляется более сложным по сравнению с спонтанным или запланированным входом.

Вторая
Читать дальше →
3 августа 2015, 22:56

Свобода

Я не свободен, только потому что сделал такой вывод. Этот вывод основан на самоопределении себя как отдельной сущности и на факте, что эта сущность имеет недостаточный контроль над всем остальным, от чего она отделена. Это чисто концептуальная ловушка, потому что если не определять себя как отдельную сущность, то вывод, что ты свободен последует автоматически — свободен даже от идеи контроля, а потом и от идеи свободы.

Однажды Цицерон сказал, что раб мечтает не о свободе, а о своих рабах.