23 августа 2012, 10:38

Песнь Махамудры


Махамудра вне всех слов
И символов, но тебе, Наропа,
Искреннему и преданному, передам это.
Пустота не нуждается в опоре,
Махамудра покоится на Ничто.
Не совершая никаких усилий,
Но оставаясь раскованными естественным,
Можно разорвать оковы
И так достичь Освобождения.
Если видишь Ничто, глядя в пространство,
Если умом наблюдаешь ум,
Устраняются различия
И достигаешь состояния Будды.
Облака, плывущие по небу,
Не имеют ни корней, ни дома.
Не имеют их и мысли, проплывающие в уме.
Как только наступает видение подлинной природы ума,
Двойственное восприятие прекращается.
В Пространстве возникаютформы и цвета,
Но ни черным, ни белым оно не окрашено.
Из изначальной природы ума появляются все вещи, но ум
Не запятнан ни добродетелями, ни пороками.
Тьма веков не способна затмить
Сияющего света солнца; долгие кальпы
Сансары никогда не смогут скрыть
Лучезарного света Ума.
Хотя для объяснения Пустоты используются слова,
Пустота, как таковая, не может быть выражена.
Хотя мы говорим «ум — это Ясный Свет»,
Он вне всяких символов и слов.
Хотя по сути своей ум пустотен,
Он охватывает и содержитв себе все.
Ничего не делай с телом, лишь расслабься,
Плотно сомкни уста и оставайся безмолвным,
Устрани из ума все мысли, ни о чем не думай.
Подобно полому бамбуку
Пусть расслабится тело.
Ничего «не отдавая» и«ничего» не «принимая»,
Останови свой ум.
Махамудра подобна уму, ни за что не цепляющемуся.
Выполняя эту практику, современем достигнешь состояния
Читать дальше →
19 августа 2012, 01:38

Природа Ума

Все явления — суть проекции Ума.
Сам же Ум — не от Ума. Ум пуст, без сущности.
Он пуст и безграничен, все может проявиться в нем.
При совершенстве исследования его
да будет постигнута его основа!
Кармапа Третий, Пожелания Махамудры


Опыт сущностной природы Ума — вне понятий. Пробуя описать его, оказываешься в положении немого, который пытается выразить сладость конфеты у себя во рту, но у него нет для того подходящих средств. Тем не менее, я предложу вам некоторые наблюдения из этого опыта, которые как-то смогут дать некоторое представление о нем.

Пустотность

Ум, думающий: «Я существую, я хочу, я не хочу», — это мыслитель, наблюдатель, субъект всякого опыта. «Я» есть Ум. С определенной точки зрения этот Ум существует, потому что «Я» есть, и у меня есть способность действовать. Если я захочу посмотреть, то смотрю, если я захочу послушать, то слушаю, если я решаю сделать что-то руками, то смогу распоряжаться своим телом. В этом смысле, похоже, Ум со своими возможностями и способностями действовать существует.

Но если мы станем искать его, то нигде в себе не сможем найти — в голове, ни в теле, да и вообще нигде и никак. С этой точки зрения Ум, пожалуй, не существует. Итак, с одной стороны, Ум кажется существующим, но с другой — он не то, что существует в действительности

Сколь бы длительны и тщательны не были наши исследования, никогда не найдем его формальных отличительных признаков. У него нет ни размера, ни цвета, ни очертаний, ни чего-либо
Читать дальше →
19 августа 2012, 01:09

Песня Дампа Сангье Освобождение всех печалей

… Дампа Сангье тогда сказал [Миларепе],… Наконец-то в Тибете нашёлся практик, которому не нужно больше практиковать и нечего больше совершенствовать. Очень сложно, даже в Индии, найти одного или нескольких реализованных буддистов, которые сравнятся с тобой. Мне не нужен ты, а тебе не нужен я.

Сказав эти слова в очень приятной манере, он повернулся и был уже готов уходить. Миларепа же тотчас же схватил полу его одежды, — Я знаю, у тебя есть Учение, называемое «Освобождение всех печалей». Практикуя его, можно повернуть ум вспять и так реализовать Суть Ума Будды. Прошу тебя, объясни мне это в песне!

Дампа Сангье сказал, — До сегодняшнего дня ещё никто не слышал меня поющим и никто не услышит.

Однако Миларепа просил так настойчиво, что Дампа Сангье наконец спел:

Это Дхарма, называемая «Освобождение Всех Печалей»:

Когда к тебе пришли демоны — это время
Применить Оккультные Силы.
Когда боль и болезни ударили по тебе — это время
Дать им слиться со своим изначальным Осознаванием.

Как только возникли тончайшие намтог — Это время встряхнуть страсти
И превзойти их.

Когда лежишь один в скрытом месте — Это время покоиться в обнажённом Осознавании.
Когда смешиваешься с толпой — Это время привести всех к [правильному] Воззрению.
Когда подкрадывается сонливость — Это время использовать биджу «Пхей!»
Когда возникают беспокоящие мысли — Это время направить их на Реальность.
Когда ум преследует мирские вещи — Время наблюдать истину
Читать дальше →
18 августа 2012, 18:57

Необходим внезапный толчок

Учение Шуньята должно связывать день за днем в жизни тех, кто его практикует. Перед нами возникают мысли, эмоции и энергии наших взаимоотношений с другими людьми и с миром. Как нам соотнести свое понимание шуньята с повседневными событиями? Это невозможно, если мы не признаем энергетический аспект жизни. Если мы не сможем танцевать с жизненными энергиями, мы не сумеем использовать наше переживание шуньята для объединения сансары и нирваны. Тантра учит не подавлять энергию, не разрушать ее, а трансмутировать; иными словами, надо идти вместе с основным потоком энергии; и когда мы находим равновесие, идя вместе с энергией, мы начинаем знакомиться с нею, начинаем обнаруживать правильный путь в надлежащем направлении. Это не значит, что человек должен стать «опьяненным слоном», «диким» йогином в отрицательном смысле.

Совершенным примером такого движения вместе с энергией, примером положительного качества «дикого» йогина, была действительная передача просветления от Тилопы к Наропе. Тилопа снял сандалию и ударил Наропу по лицу. Он воспользовался ситуацией данного момента и энергией любознательности и исканий Наропы, трансмутировав их в состояние пробужденности. Наропа обладал огромной энергией и разумом, но его энергия не была родственной пониманию Тилопы, не была родственной открытости его ума, которые являли собой другой вид энергии. Чтобы преодолеть эту преграду, потребовался внезапный толчок — толчок, который не был бы искусственным. Это похоже на покосившееся здание, которое вот вот должно рухнуть, но в результате землетрясения внезапно случайно выпрямляется. Естественные обстоятельства используются для того, чтобы восстановить первоначальное состояние открытости. Когда мы движемся вместе с потоком энергии, переживание становится весьма творческим. Энергия мудрости и сострадания постоянно действует точным и аккуратным образом.
Читать дальше →
18 августа 2012, 18:03

Дхармадхату

Самсара неотделима от нирваны. Открытость бесследна. Естественное возникновение непредвзято. Самоосвобождение беспредметно. Истощение явлений безымянно. В воззрении и медитации отсутствуют оценки. В самоосознавании отсутствует концептуальный ум. Всеобъемлемость неделима. Возникновение и исчезновение беспочвенны. Ваше естественно ясное и непрерывное восприятие осталось в непредвзятой непосредственности.
17 августа 2012, 17:20

Хотя нечего добиваться и отрицать, вы пытаетесь обрести счастье и избавиться от страданий.


(1) В самосуществующей пробуждённости единого основного пространства
Все вещи присутствуют недвойственным образом.
Хотя двойственное восприятие происходит непрерывно как проявление его энергии, Пробуждённый ум по определению лишён двойственности явлений иприписываемых им названий.
(2) Всё проявляющееся и существующее самсары и нирваны возникают
В неизменном пробуждённом осознавании без нужды в отречении и достижении.
Когда йоги, лишённый двойственного восприятия, видит
Эти несуществующие проявления, его разбирает смех от таких причуд.
(3) В то время как явления не существуют, они возникают во всём многообразии.
Тогда как пустота не существует, она распространяется повсюду.
Хотя двойственное восприятие отсутствует, вы цепляетесь за «Я» как в себе, так и в вещах.
Несмотря на их беспочвенность, перерождения создают впечатление непрерывности.
Хотя нечего добиваться и отрицать, вы пытаетесь обрести счастье и избавиться от страданий.

(4) Посмотрите вокруг — как чудны переживания существ!
Читать дальше →
17 августа 2012, 13:59

Лонгчен Рабджам. Драгоценная Сокровищница Дхармадхату. Глава 9

(1) В единой сфере великой естественной открытости
Ударная сила пробуждённого ума, равного пространству,
Заключает в себе квинтэссенцию, к которой сводятся все ключевые пункты.
Грандиозное величие распахнутого Ума Самантабхадры
Лишено внешних покровов в самой сущности.
В этом едином великом пространстве нет раздвоения
На реализацию и нереализацию, на свободу и несвободу.
Это великая равностность.
(2) Поскольку крылья гаруды полностью формируются внутри яйца,
Она взмывает в небесное пространство, как только освобождается из скорлупы,
Уверенно покоряя нагов и преодолевая пропасти.
Достойный йоги, реализовавший ваджрную суть
Наивысшей колесницы «так как есть», также преодолевает пропасть самсары,
Затмевая последователей низших путей.
(3) Полная свобода, находящаяся в великой равностности,
Неприемлема для одержимых усилиями, достижениями и причинно-следственной связью,
Но в высшей колеснице смысл непоколебимой равностности более чем уместен.
(4) Всё является великим блаженством в сфере Дхармакаи, равной пространству.
В сфере Дхармакаи нет ничего несвободного.
Естественно произошедшая природа явлений — это воплощение ваджрной сути,
А энергия этой сути полностью совершенна в обычном теле, обусловленном кармическими тенденциями.
Когда отбрасывается тело, существовавшее между рождением и смертью,
Только неразлучное осознавание остаётся со всеми.
Завладев царством спонтанно присутствующего состояния,
Эманации появляются без ограничений
И беспрепятственно
Читать дальше →
16 августа 2012, 21:32

Ваджрная Песнь Джамген Котгтрул Лодре Тхае.



Я кланяюсь Пема Ньиндже Вангпо,
Неотделимому от Рожденного из Озера Ваджра, проявления которого
Излучаются и поглощаются через сотни дверей самадхи,
Незагрязнённого блаженства-пустоты,
Вечного и истинного.

Сейчас, когда смутные времена явили свой облик,
Чего может достичь обычное глупое существо типа меня,
Пытаясь объяснить глубинный и обширный смысл.
Разве что обретет усталость.
Но всё же по настоянию моих Ваджра-родственников ( друзей?)
И полагаясь только лишь на благословение Славного Ламы,
Я свободно и без ограничений изложу то, что придёт на ум,
И что может принести пользу некоторым глупцам, (таким) как я.

Ты сейчас обрёл наделённое столькими свободами и преимуществами драгоценное человеческое рождение, которое так трудно найти.
При этом ты не просто остался обыкновенным человеком,
но тебе удалось встретиться с Дхармой,
Тебя принял Лама, который является проявлением самого Будды
И ты можешь выбирать наиглубочайшие учения и наилучших среди Лам (Гуру).
Когда ты имеешь такой шанс и все накопившиеся условия, способствующие Дхарме,
даже если ты не достиг других благ,
по крайней мере практикуй ради самого себя.
В противном случае, в момент смерти, время которой не определенно,
Не будет ничего, что смогло бы помочь кроме Дхармы.
Даже богатство господина вселенной, лишь отодвигает на время ложе смерти.
Позитивные и негативные мысли прилипают к сознанию
И не зная что делать, даже сожаление не поможет.
С этого самого момента и без
Читать дальше →
14 августа 2012, 18:59

Это пятая глава «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату», выводящая вас за пределы усилий, достижений и причинно-следственной связи.

(3) Любой из десяти аспектов Дхармы, основанных на усилиях и достижениях, Преподаётся в связи с временным заблуждением, возникшим из энергии (осознавания),
Как средство постепенного приобщения (людей, чьи интеллектуальные) способности требуют методических усилий.

Они не преподаются тем, кто подлинно приобщается
К смыслу ваджрной сути Ати йоги «так как есть».

(4) Для того, чтобы привести к изначальному пространству природы явлений

Тех, кто продвигается постепенно при помощи усилий,

На трёх меньших стадиях были преподаны

Пути для Шравак, Пратьекабудд и Бодхисаттв.
Три (тантры) Крия, Упа и Йога

Естественно присутствую как три средних уровнях.

(5) Три стадии Маха, Ану и Ати (йоги)
Изначально являются тремя высшими уровнями.
Открывая выход из доктрин причинно-следственных учений,

Они ведут достойных существ к трём измерениям пробуждения.

(6) Ваджрная суть является кульминаций этих путей.
Все они непременно сводятся к этому великому и изумительному таинству.
Вершина всех (путей) — это неизменная высшая светоносность, Именуемая «колесницей сути явного пробуждения».

(7) Из двух категорий Дхармы первая содержит принципы усвоения и отвержения при помощи усилий.

Она преподаётся для того, чтобы очистить тенденции ума и ментальных факторов, Которые по природе возникают как проявление энергии (осознавания).
Там утверждается, что пробуждённость является (продуктом) очищения обычного ума.

(8) (Вторая) великая категория Дхармы лишена
Читать дальше →
14 августа 2012, 18:42

Это четвёртая глава «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату», демонстрирующая природу пробуждённого ума.

(1) В сущности пробуждённого ума, то есть в природе ума
Нет ни воззрения, над которым надо медитировать, ни поведения, которому надо следовать;
Ни плода, которого надо достигать, ни путей и буми, которые надо проходить;
Ни мандалы, которую надо визуализировать, ни рецитации и стадии завершения;
Ни посвящения, которое надо получать, ни самай, которые надо соблюдать.
Чистая природа явлений, спонтанно присутствующая испокон веков, Находится за пределами причинно-следственной связи, временных и последовательных усилий.

(2) Пробуждённый ум является сущностью всех этих аспектов.

Солнце естественно сияет в несотворённом небе
Без омрачений тьмы и мимолётных облаков.