102 читателя    296 топиков    RSS   

Мистическое христианство

15 октября 2014, 12:18

Осознание греховности и духовное делание

Полезные поучения для нас Старца Паисия Святогорца

Доброе познание себя приводит Бога в умиление и дает нам божественную помощь и райскую радость. Однако, если бы мы могли получить помощь и без познания себя, Бог не требовал бы от нас даже этого.
— Геронда, Вы сказали «доброе познание себя». А бывает и недоброе познание себя?

— Да, можно, имея ошибочное познание своего внутреннего человека, оправдывать себя и успокаивать свой помысл. Поэтому, говоря, что у человека есть осознание ошибки, я имею в виду то, что он прилагает хотя бы малое старание исправиться. К примеру, я должен тебе пятьсот тысяч драхм.
При встрече с тобой я говорю: «За мной должок — пятьсот тысяч», однако возвращение долга меня не беспокоит, я просто признаю за собой долг. Проходит немного времени, я снова вспоминаю об этом и снова говорю тебе: «Да, да, за мной должок». Но это не означает осознания [долга]. Действительно осознавая за собой долг, человек не спит: он ищет способ его отдать.
Читать дальше →
26 июня 2013, 01:07

Игумен Евмений. То, что есть, другой вариант, внимание и практика присутствия)))


Суть практики Присутствия в том, что внимание остается здесь, просто здесь и всё. То есть, оно ничего не ищет совершенно. Потому что нас ничто не может удовлетворить, кроме самой Жизни в целом. Что-то одно тебя никогда не удовлетворит. Ум постоянно строит планы по улучшению настоящего момента, ищет что-то одно, что-то особенное, что-то такое или такое, а иногда и не знаешь что тебе нужно.
Это – поиск чего-то одного. Это может быть поиск женщины или мужчины, или нахождение правильного образа жизни, или одна какая-то вещь, а потом другая вещь, другой человек, другая работа или ещё что-то. Ум создаёт какой-то образ, которого тебе, якобы не хватает. А потом опять осознание «не то»… И как следствие — ощущение неудовлетворённости, и новый поиск.
Присутствие – это когда внимание просто остаётся здесь, и охватывает собой всё в целом. Тогда есть абсолютная удовлетворённость, потому что внимание вполне удовлетворится — это когда воспринято всё. Поскольку Бог вмещает в Себя все, внимание, открытое всему и воспринимающее все, обретает состояние это состояние созерцания, Присутствия в Боге и (заодно) с Богом. Одно какое-то занятие или одно увлечение, один какой-то человек или одна какая-то работа, если это проживается целостно, может быть Дверью в это измерение, поскольку оно является частью целого Сейчас – настоящего момента.
В этом случае конкретного человека или этой работы или этой деятельности достаточно, если ты целостно здесь и сейчас, а не в мыслях или мечтах. Это может быть мытье посуды, это может быть работа в огороде, это может работа в офисе, уборка дома, но если это проживается целостно, то её достаточно, потому что она существует в Целом, внимание охватывает всё в целом, никуда не стремится, ничего не ищет. Это спокойное неищущее внимание и есть Присутствие. В нём возникает действие ума, и уходит, возникает и уходит, возникает и уходит… но лишь Присутствие есть всегда.
И вот та самая фраза или изречение: «Да – всему» – означает, что внимание просто остаётся
Читать дальше →
18 июня 2012, 15:39

Свобода от тяжкой цепи


Я свободен только тогда, когда забываю о себе. Забота о себе и о своих невзгодах есть цепь, связывающая меня. Если бы я мог забыть о себе, я был бы свободен. Если бы я вспомнил, когда надвигается на меня туча, что та же туча покрывает и брата моего, я бы уже не заметил тени ее над своею головой. В молитве за него мое бремя исчезло бы бесследно, и я перестал бы его ощущать. О, дух самозабвения, божественный дух Христов, дух смирения и любви, излившейся на Кресте, – в тебе одном могу я найти полную свободу! Освободи меня от самого себя, сними с меня эту тяжелую цепь.
Меня сковывает не горе, не страдание, а то, что это страдание сосредоточено на мне самом. Помоги мне взять на себя чужие бремена, помоги мне вкусить сладостное чувство мира, наложив на себя бремена окружающих меня и имея в этом общение с Тобою, взявшем на Себя наши немощи и болезни! Научи меня молиться за других. И, что бы ни сковывало мою собственную душу, дай мне вырваться к той свободе, которую Ты даруешь, свободе самоотречения и готовности быть Твоим орудием для служения другим молитвою, словом или делом.
День за днем. Дневник православного священника.
20 мая 2012, 12:19

Феофан Затворник.

Спорит простота веры с лукавым неверием. Вера, пришедши к прозревавшему слепцу, просветила умные очи его, и он ясно видит истину. Смотрите, как у него все логично. Спрашивают его: ты что о Нем, даровавшем зрение, скажешь? «Это пророк», ответил он, то есть посланник Божий, облеченный силою чудодейственною. Непререкаемо верный вывод! Но образованность книжная не хочет видеть этой верности и ищет уклониться от последствий ее. А так как это не удавалось, то она обращается к некнижной простоте со своим внушением: «воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник». Простота веры не умеет связать этих понятий — грешность и чудодейственность, и выражает это открыто: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». Что можно сказать против такого неведения? Но логика неверов упряма, и при всей очевидности не стыдится утверждать, что не знает откуда отверзший очи слепому. «Это и удивительно», говорит им здравая логика веры, «что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Казалось бы, после этого ничего не оставалось, как преклониться перед силою такого заключения. Но книжная ученость терпеть не может здравой логики веры, и изгнала ее вон... Поди теперь, доказывай истину веры тем, у которых ум растлился от упорства в неверии. Неверы всех времен — люди одного покроя.
25 февраля 2012, 20:58

Святой Хуан де ла Крус

Я очутился в том краю,
вкусив неведенья такого,
что выше знания любого.

Не знаю сам, какой тропою
вошел я в край сей заповедный,
не знаю, где я, но не скрою,
что в этот миг мой разум бедный,
покинув мир немой и бледный,
вкусил неведенья такого,
что выше знания любого.

Объяло истинное знанье
весь мир, Всевышним сотворенный.
Так, в одиночестве, в молчанье,
его узрел я и, плененный,
стал как младенец несмышленый,
коснувшись таинства такого,
что выше знания любого.

Был поглощен я столь всецело,
что на вершине отчужденья
любое чувство онемело,
ушло любое ощущенье,
когда достиг я постиженья
непостижимого — такого,
что выше знания любого.

Читать дальше →
25 февраля 2012, 21:34

Сан Хуан де ла Крус


Пять условий для одинокой птицы:
первое — до высшей точки она долетает,
второе — по компании она не страдает,
даже таких же птиц, как она,
третье — клюв ее направлен в небо,
четвертое — нет у нее окраски определенной,
и пятое — поет она очень тихо.
21 марта 2012, 14:10

Никодим Святогорец "Невидимая брань"


О том, почему неправо судим мы о вещах и как стяжать правые о них суждения
Причина, почему неправо судим мы о вещах, о коих сказано пред сим, та, что не всматриваемся в глубь их, чтоб видеть, что они суть, а воспринимаем любовь к ним или отвращение тотчас с первого на них взгляда и по их видимости. Это полюбление их или отвращение к ним предзаемлют ум наш и омрачают его, посему он и не может право судить о них, как они есть воистину. Итак, брате мой, если желаешь, чтобы такая прелесть не находила места в уме твоем, внимай себе добре; и когда или видишь очами своими, или в уме представляешь какую вещь, держи сколько можешь желания свои и не позволяй себе с первого раза ни любовно расположиться к сей вещи, ни отвращение к ней возыметь, но рассматривай ее отрешенно одним умом. В таком случае ум, не будучи омрачен страстью, бывает в своем естестве свободен и чист и имеет возможность познать истину, проникнуть в глубь вещи, где нередко зло укрывается под лживо-привлекательною наружностью и где сокрываемо бывает добро под недоброю видимостью.

Читать дальше →