«Порой ты слышишь голос за дверью, зовущий тебя, подобно тому, как рыба, выброшенная на берег, слышит зов прилива «вернись!» Этот поворот к тому, что ты глубоко любишь, спасет тебя».
Глиняные куклы бывают мужчинами и женщинами,
дорогими и дешевыми. Они сделаны из земли и, когда они
разобьются, снова уйдут в землю. Таков человек.
(Гуань Инь-Цзы)
Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай — Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тойо, которому было всего двенадцать лет. Тойо видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн — индивидуальному наставлению, когда ученику задаётся коан, упражнение для остановки блужданий ума. Тойо тоже захотел себе сандзэн. — Подожди немного, — сказал Мокурай, — ты ещё слишком мал. Но ребёнок так настаивал, что учитель, наконец, согласился. Вечером в назначенный час маленький Тойо пришёл к Мокураю за сандзэн. Он сообщил о своём приходе ударом в гонг, не переступая порога, трижды почтительно поклонился и сел перед учителем, сохраняя вежливое молчание. — Ты можешь слышать звук двух хлопающих ладоней, — сказал Мокурай. — Покажи мне, как звучит одна.Тойо поклонился и ушёл в свою комнату размышлять над задачей. Из окна слышалась музыка гейш. — Ага, нашёл! — воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо стал играть музыку гейш. — Нет, нет, — сказал Мокурай, — не годится. Это вовсе не хлопок одной ладони. Ты ничего не понял. Решив, что музыка может ему мешать, Тойо перебрался жить в тихое место. Он медитировал снова. Что же может быть хлопком одной ладони? Вот он случайно обратил внимание на звук капающей воды. «Есть», — догадался Тойо. Придя снова к учителю, он изобразил этот звук. — Что? — спросил Мокурай. — Это же звук капающей воды, но не хлопок одной ладони. Попробуй ещё. Напрасно Тойо
Читать дальше →
Ученик спросил Мастера: — Могу ли я сделать что-нибудь для того, чтобы стать просветлённым? — Так же мало, как ты можешь сделать что-нибудь для того, чтобы утром вставало солнце. — Зачем тогда все эти духовные практики? — Затем, чтобы ты не проспал восход солнца…
— Это очень трудно — писать картины?
— Это либо легко, либо невозможно.
«Делайте то, что вам хочется делать. Не изводите себя. Насилие над собой сделает вас жестким и грубым. Не боритесь с тем, что вы принимаете за препятствия на пути. Просто интересуйтесь ими, наблюдайте их, исследуйте их… Само это наблюдение уже направит ваши сердце ум и тело в нужную сторону. Позволяйте случаться всему — и хорошему, и плохому. Но не позволяйте себе быть поглощенными тем, что происходит.»
Я знатен — и люди чтут меня. Но то, что они чтут, — это высокая шапка и широкий пояс. Я унижен — и люди презирают меня. Но то, что они презирают, — это холщовый халат и соломенные сандалии. Но ведь в действительности люди меня не чтут — чему же мне радоваться? Они в действительности меня не презирают — чему же мне огорчаться?
Дзэнские учителя обучали своих молодых учеников самовыражаться. В двух дзэнских храмах было по ученику-ребёнку. Один, идя каждое утро за овощами, встречал на пути другого. — Куда ты идёшь? — спросил как-то один. — Иду, куда ноги несут, — ответил другой. Этот ответ изумил первого, и он обратился к своему учителю за помощью. — Завтра, — сказал учитель, — когда ты встретишь этого мальчика, задай ему тот же вопрос. Он ответит тебе также, и тогда ты спроси: «А если бы у тебя не было ног, куда бы ты шёл?» Это поставит его в затруднительное положение.
На следующее утро дети снова встретились. — Куда ты идёшь? — спросил первый. — Куда ветер дует, — ответил второй. Это снова привело в замешательство первого ученика, и он снова обратился к учителю. — Спроси его, куда бы он пошёл, если бы не было ветра, — предложил ему учитель. На следующий день дети встретились в третий раз. — Куда ты идёшь? — спросил первый. — На рынок за овощами, — ответил второй…
Каждый человек по-своему прав. А по-моему нет.
«Жизнь — это куча всякой фигни, которая просто происходит!» — Гомер Симпсон.