23 февраля 2011, 13:47

Вишуддхимарга часть 3

ПУТЬ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ (ПРАДЖНИ)
(мудрости, инсайта, постижения)

«Вишуддхимагга» считает, что овладение Дхьянами и ознакомление с состояниями высшего блаженства имеет второстепенное значение по сравнению с «пунна»(на языке пали, «праджна» на санскрите) – постигающей мудростью. Овладение Дхьянами является частью полного курса тренировки, и преимущество этого овладения для медитирующего заключается в том, что ум делается послушным и легко управляемым, что ускоряет тренировку в «пунна». Действительно, на языке пали, на котором написана «Вишуддхимагга», более глубокие Дхьяны иногда называются «играми в концентрацию», играми хорошо подготовленных и опытных людей. Но трудность тренировки заключается не в Дхьянах. Трудным является тот путь, который начинается с полноты внимания («сатипаттхана»), проходит через проникновение в суть («випассана») и заканчивается Нирване. (имеется в виду «полнота внимания» или «свидетельствование» быть свидетелем бытия, подобным чистому зеркалу, которое все отражает, но само никак не изменяется от того, что оно отражает; отражает, но никак не реагирует)

Читать дальше →
23 февраля 2011, 13:42

Вишуддхимарга часть 2

ПОДСТУПАЮЩАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Сначала фокусировка внимания отклоняется от объекта концентрацииции. Как только практикующий замечает это отклонение, он возвращает свое осознание обратно, в фокус. Однонаправленность еще является случайной, приходящей периодически. Ум колеблется между объектом медитации и отвлекающими мыслями, чувствами и ощущениями. Первая веха на пути концентрации будет пройдена, когда внешние отвлекающие раздражители, такие как близкий шум или волны различных мыслей и чувств медитирующего, перестают оказывать влияние на его ум. Хотя он слышит звуки и отмечает мысли и чувства, они не нарушают его спокойствия. На следующей стадии ум практикующего фокусируется на объектах концентрации в течение продолжительных периодов. Способность возвращать свой ум, когда тот отвлекается, постепенно возрастает по мере того, как практикующий видит пагубные результаты отвлечения – свое возбуждение, – и чувствует преимущество спокойной однонаправленности. После того, как это произошло, он получает способность преодолевать те свои привычки, которые препятствуют спокойной собранности, такие, например, как скука из-за жажды новых впечатлений. Теперь ум практикующего способен не отвлекаться в течение продолжительных периодов.
На ранних стадиях концентрации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями. Главными причинами отвлечения являются чувственные желания, желание причинить зло, отчаяние, гнев, лень, апатия, возбуждение, беспокойство, а также сомнение и скептицизм. Но по мере практики приходит момент, когда эти препятствия полностью преодолеваются. После этого наблюдается заметное оживление концентрации, и начинают преобладать такие ментальные свойства, как однонаправленность и блаженство, которые окончательно проявляются при полном растворении. Каждое из этих свойств уже испытывалось раньше на различных стадиях, но когда они возникают сразу оба, то их проявление имеет особую силу. Это первое достойное внимания достижение в концентрации. Оно называется «подступающей» концентрацией.
Это состояние концентрации подобно ребенку, который еще не может твердо стоять на ногах, но уже пытается это делать. На этом уровне те ментальные факторы, которые характерны для полного растворения, еще недостаточно сильны, их появление носит случайный характер, а ум колеблется между ними и своей «внутренним диалогом», обычными размышлениями и всякими отвлекающими мыслями. Практикующий все еще открыт своим восприятиям и осознает телесные ощущения и окружающие шумы. Объект медитации хотя и преобладает в уме, но еще не занимает весь ум полностью. На этом предварительном уровне возникает чувство сильного энтузиазма и восторга, вместе со счастьем, удовлетворением и невозмутимостью. Бывают быстрые, мгновенные притяжения внимания к объекту медитации, как бы сталкивающиеся с ним, или же более непрерывная фокусировка на объекте. Иногда бывают вспышки яркого света или светящиеся образы, особенно если объект концентрации – это «кашина» или дыхание. Может также наступать ощущение легкости, как будто тело плывет в воздухе. Но подступающая концентрация – это не настоящее достижение, и если в этот раз она не привела к более полному растворению, то в промежутке между занятиями ее нужно оберегать, избегая отвлекающих действий и встреч.

Читать дальше →
23 февраля 2011, 13:36

Вишуддхимарга часть 1

«Вишуддхимарга» — уникальный текст, написанный буддийским монахом Буддхагошей в 5-м веке, до сих пор является одним из лучших проводников для медитатора. В нём детально описаны уровни концентрации (дхьяна) и Праджни (мудрость), которые предстоит пройти любому человеку на пути медитации и созерцания. Описаны переживания, тонкие соблазны, ловушки и уровни погружения внутрь себя вплоть до Нирваны.
«Вишуддхимагга» веками служила частью устного учебника буддийской философии, который монахи во вдохновении заучивали наизусть и потом дословно перессказывали. Благодаря своей детальности и полноте «Вишуддхимагга» дает нам исчерпывающую картину отдельной точки зрения на медитацию. Как таковая, она создает хорошую почву для сравнения с другими видами медитации с целью их понимания.
«Вишуддхимагга» – эта традиционная книга рецептов по медитации. Она описывает путь идеального образца, который не обязательно должен соответствовать опыту конкретного человека. Но те, кто имеют опыт медитации, вероятнее всего увидят там много знакомого.

Читать дальше →
23 февраля 2011, 11:53

История одной медитации (часть2)

Когда-то очень давно Ситу явилась Идея. Тогда он улыбнулся в первый раз простоте мироздания. Он понял, что все проблемы испарятся, если просто всем всех любить. Он тогда даже просиял как-то внутри светом озарившего его послания. Но с течением лет Сит понял насколько наивным было предположение о простоте ответа. И это даже при том, что первоначальный посыл никоим образом не менялся. Любовь с годами почти полностью превратилась сначала в понятие, а потом и вовсе в слово с неясным образом, теряющимся в джунглях подсознания, заваленное удивительным образом накопившимися страхами. Такими как остаться одному в тёмной вселенной и не успеть вырастить дерево, или оказаться не понятым или разоблаченным, униженным… или не успеть достичь просветления в этой жизни, прожить её зря, не стать богатым, чтобы помогать бедным или стать и не помогать. Страх заблудиться, потеряться, утонуть, погрязнуть. Но самое забавное – это то, что всё это и было тем единственным в чём Сит погряз и утонул. Страх страха порождает бесконечный страх.
А выбраться? Выбраться из мысли было невозможно силой самой мысли, только действием. А каким действием, если любое действие диктуется той же мыслью?

Читать дальше →
23 февраля 2011, 11:47

История одной медитации (рассказ часть 1)

История одной медитации.

Сит перелистнул страницу.
… С тех пор как всё началось, многое изменилось. Не было уже того знакомого начала, которое всегда являлось точкой отсчета — нет, на этот раз было иначе, чем тогда, когда начиналось предыдущее.
Эта кажущаяся нелепость и отрывочность — только видимость отсутствия той нити, которой не может не быть в силу самого своего существования. И не потому что она есть там, где её не видно, и даже не потому что «есть» и «нет» — всего лишь причудливым образом сцепленные нейроные сети мозга. И даже не в том дело, что игра света и тени образует все многообразие парадоксов. А в том дело, что все гораздо проще. Настолько проще, что усложнить некуда. Это и есть само отсутствие усложнения. Просто как дышать или не дышать. Одновременно между самого себя в экзистенциальной метафизической щели между вашим именем и вами.
Сложно начать с самого начала, поскольку самое начало будет ускользать всё глубже в тень пока полностью в ней не утонет и не поймешь, что сначала начать невозможно в силу его отсутствия или очень большой удаленности. Это может испугать. И даже ужаснуть. А может быть даже шокировать до глубины того, что подразумевается под словом душа.

Читать дальше →