13 июня 2012, 20:00

Теоретически философия дзэна идет за пределы всякого умозрительного понимания...


Теоретически философия дзэна идет за пределы всякого умозрительного понимания и
не связана с законами антитезы. Но сказать так означает поставить дзэн на очень скользкую
почву, идя по которой многие рискуют упасть.
Падение иногда приводит к ужасным результатам. Подобно некоторым средневековым
мистикам, ученики дзэна могут превратиться в распущенных людей, теряющих контроль над
собой. История является свидетелем этому, а психология может легко объяснить процесс
такой дегенерации. Поэтому один учитель дзэна говорит: «Пусть идеал человека поднимется
выше короны Вайрасканы (высшего божества), а жизнь его пусть будет преисполнена
унижения настолько, чтоб он повергнут был ниц перед младенцем». Другими словами:
«Если кто-нибудь желает быть первым, он должен быть последним, а слугой всех». Поэтому
жизнь в монастыре подчинена строгим правилам, каждое из которых должно безоговорочно
соблюдаться в соответствии с упомянутыми выше идеалами. Униженность, нищета и
внутренняя святость – это те идеалы дзэна, которые спасают его от падения до уровня
средневекового антиномианизма. Таким образом, мы видим, какую большую роль играет
дисциплина дзэндо в учении дзэн и в его практическом применении в нашей повседневной жизни.
13 июня 2012, 18:13

Настоятель Мухо, о своем пребывании в монастыре Риндзай-дзен


«Танооомимасёооо!» Так ранним октябрьским утром [1995] кричал я в Киото, у входа в монастырь Сайфукудзи. Это значило: «Я прошу позволения войти!». Далее следовал ритуал: появлялся старший монах, — узнать, что происходит. Я ещё раз преподносил своё прошение – голова опущена к доске, на которой я стоял на коленях. Передо мной лежало письмо, которое пишет каждый новоприбывший. Оно состоит из биографии и обета не покидать монастырь, пока не достигнуто просветление. Кроме того, новичок должен дать согласие на самое безжалостное обращение с ним, — каким бы оно ни было, даже если будет стоить жизни. Насилие понимается в Риндзай-дзэн как вспомогательное средство, необходимое для облегчения монахам прыжка через порог к просветлению. Хотя буддизм и учит доброте и состраданию ко всем живым существам, от монахов требуется огромная строгость к самим себе, от них ожидается отказ от телесной жизни ради помощи другим.

Монах прочел мои бумаги, ушел на время в свой кабинет, потом вернулся, сам опустился на колени и вежливо сказал: «Очень жаль, но у нас нет мест. Я вынужден попросить вас искать разрешения на проживание в другом монастыре». Это тоже было частью ритуала, как и настойчивые просьбы новичка принять его в монастырь. Когда полчаса спустя я всё ещё стоял на коленях, на меня с криком накинулся монах, протащил сквозь ворота наружу и столкнул с лестницы.

Всё шло по заведенному порядку: два дня с опущенной головой я стоял на коленях при входе, каждый день меня спускали с лестницы -
Читать дальше →
13 июня 2012, 17:47

Формула


Если мускулы не упражняются с целью конкретного
воплощения духовных истин, если ум и тело не подвергаются практическому испытанию,
результат, как правило, носит отрицательный характер. Поскольку философия дзэна
сводится к преодолению дуалистического понятия плоти и духа, ее практическим
приложением, естественно, будет, выражаясь дуалистически, превращение нервов и
мускулов в покорнейших слуг духа. Формула «Дух могуч, плоть слаба» здесь не годится.
Какая бы религиозная истина ни заключаясь в этом утверждении, психологически оно
обусловлено отсутствием надежных коммуникаций между разумом и мускулами. Если руки
не будут приучены к тому, чтобы выполнять работу, диктуемую мозгом, кровь перестает
равномерно распределяться в теле и начнет скапливаться в мозге, в результате чего будет не
только нарушено общее физическое здоровье, но появится также состояние умственной
вялости, в котором идеи будут проплывать подобно облакам. Даже в состоянии
бодрствования разум человека будет наполнен дикими мечтами и видениями, не имеющими
ничего общего с реальной действительностью. Фантазии пагубны для дзэна, и те, кто,
практикуя дзэн, считают его определенным родом медитации, слишком часто склонны
впустить в дом этого коварного врага. Настаивая на необходимости физического

Читать дальше →
13 июня 2012, 05:41

Наша жизнь инертна


Странное существо – человек! Он бредёт в темноте на ощупь с умным видом.
Люди стараются только избежать скуки.
В этом мире вас привлекает множество вещей. Но как только вы что-то сделаете или получите их, они оказываются бесполезными.
Есть люди, которые никогда не найдут своего собственного образа жизни.

Саваки-роси
10 июня 2012, 18:20

стихотворение Эки


Разум – это орган мышления, а объекты ему противопоставляются;
Оба походят на пятна на поверхности зеркала;
Когда грязь устраняется, свет начинает сиять.
Когда ум и объекты забыты,
Высшая Природа раскрывает свои тайны.
Не будь привязан, не будь привязан абсолютно ни к чему.
Даже тогда, когда ты придешь туда, где уже никакая
привязанность невозможна,
Будь все-таки не привязан, и еще раз не привязан.
Будь не привязан, будь не привязан.
Будь совершенно не привязан.
И что тогда?
Сосна зеленая, а снег белый.
8 июня 2012, 09:54

Собирание пищи, высиживание яиц


Каждый погружён в собственную жизнь – и живёт, слепо веря в то, что в его повседневной деятельности должен существовать какой-то смысл. Но в действительности жизнь человека не отличается от жизни ласточки – самцы собирают еду, самки высиживают яйца.
8 июня 2012, 01:42

Дзен "Нерожденного"

Будучи ещё довольно молодым человеком, я постиг Нерождённое и распознал его отношение к мысли. «Мыслью» мы называем то, что уже отдалилось на несколько шагов от живой реальности Нерождённого. О монахи, если бы вы просто жили в Нерождённом, мне нечего было бы рассказать вам о нём, а вы бы и не пришли сюда слушать меня. Однако в своей нерождённости и чудесной всёосвещающей силе, присущей сознанию будды, оно с готовностью отражает все проходящие перед ним вещи и превращается в них; так сознание будды обращается в мысль.

Ни один из вас не является непросветлённым. Прямо сейчас все вы сидите передо мной как Будды. При рождении каждый из вас получил от своей матери сознание будды. Это унаследованное вами сознание будды вне всяких сомнений является нерождённым и наделено чудесной всёосвещающей мудростью. В Нерождённом абсолютно все противоречия разрешены.

Все вы сидите здесь и слушаете меня, но если зачирикает воробей, вы не спутаете его с вороной, вы не примете звон колокола за барабанный бой или мужской голос за женский, или голос ребёнка за голос взрослого человека. Вы слышите и безошибочно различаете все эти звуки действенным проявлением чудесной всёосвещающей мудрости. Это и есть доказательство тому, что сознание будды является нерождённым и наделено чудесной всёосвещающей силой. Никто из вас не смог бы сказать, что он услышал эти звуки оттого, что заранее приготовился услышать их. А если бы кто-то и сказал так, то это не было правдой. Все вы очень внимательно слушаете
Читать дальше →
6 июня 2012, 22:22

Когда мы гоняемся за внешними объектами, мы теряем рассудок.


Когда мы гоняемся за внешними объектами, мы теряем рассудок.
Как только человек достигает внутреннего просветления,
Он идет за пределы пустоты окружающего его мира.
Видоизменения, происходящие в пустоте окружающего нас мира,
Кажутся реальными вследствие неведения,
Не пытайтесь найти истину,
Лишь отбросьте предвзятость мнения.
Оставьте двойственность,
Старайтесь ее совершенно избегать:
Как только появляется правда и ложь,
Ум начинает теряться в смущении.
Два есть потому, что есть один,
Но не ищите опоры даже в этом одном:
Когда ум невозмутим,
Ничего на свете не может вам повредить.
Когда вещи вас не волнуют, их как бы вовсе нет.
Когда ум спокоен, его как бы не существует.
Субъект успокаивается, когда исчезает объект.
А объект исчезает, когда субъект спокоен.
Объект есть объект для субъекта,
Субъект есть субъект для объекта.

Читать дальше →
6 июня 2012, 12:53

Песня Хакуина о медитации


С самого начала все живые существа являются Буддами;
Это может сравниться со льдом и водой:
Без воды лед существовать не может,
Вне живых существ где мы найдем Будд?
Не зная, что истина близко,
Люди ищут ее далеко. Как жаль.
Они уподобляются тому, кто, стоя в воде,
Умоляет, чтобы ему дали напиться;
Они походят на сыновей богатых родителей, блуждающих среди бедняков.
Причиной наших странностей через шесть миров
Является то, что мы заблудились во тьме неведения:
Если мы уходим все дальше и дальше в темные дебри,
Как мы можем избавиться от рождения и смерти?
Говоря о медитации, практикуемой в махаяне,
Мы не можем подобрать слов, чтобы выразить свое восхищение ею.
Добродетели совершенства такие, как щедрость и добрый нрав,
Произнесение имени Будды, покаяние и аскетическая дисциплина
И многие другие добродетельные поступки –
Все это следствие практики медитации.

Читать дальше →
5 июня 2012, 23:35

Утияма-роси: Отказ от чувства "я"



В своей повседневной жизни, когда мы хотим поговорить о чём-нибудь, мы говорим об этом свободно. Когда мы хотим куда-то пойти, мы вскоре оказываемся уже на пути. Как только у нас появилось намерение овладеть чем-то, мы обнаруживаем, что схватили эту вещь. Наши руки, ноги и язык работают так свободно, что у нас не возникает никакого сомнения в том, что наши мысли являются единственными хозяевами тела, что эти мысли и есть само «я». Но когда мы пытаемся измерять и устраивать всё при помощи одной лишь мысли, мы обнаруживаем, что вещи не действуют как следует; и в конце концов мы страдаем. Например, я могу сколько угодно наедаться вкусной и обильной едой, поставленной передо мною; но если я захочу быстро и плавно переварить её, мой желудок может оказаться неспособным на это. При желании я могу принять какое-нибудь лекарство или обратиться к врачу, чтобы помочь своему пищеварению; это возможно. Но в ситуации, где врач ничего не может сделать и где не помогает лекарство, я более не могу делать то, что хочу, и мне приходится страдать.


Читать дальше →