15 июня 2012, 16:42

«облако незнания»


Уммон в течение двадцати лет задавал своим ученикам один вопрос, на который никто не
мог ответить: «Каждый из нас наделен „Светом“. Когда вы пытаетесь взглянуть на него,
абсолютная темнота окружает вас. Каким „Светом“ вы обладаете?» Поскольку никто
никогда не осмеливался сказать ни слова, Корэн в конце концов попросил учителя изложить
свою собственную точку зрения. Уммон сказал: «Трапезная, монастырские ворота. – И далее
добавил: – Пусть лучше даже хорошее не случается».

Можно считать, что «абсолютная темнота» Уммона несколько походит на «облако
незнания» или «божественную тьму», хотя мы должны быть осторожны, чтобы не спутать
буддийские термины с христианскими, так как между ними имеется существенная разница.
Свет, о котором говорит Уммон (считаем его достоянием каждого), изливается через органы
чувств и озаряет наше сознание, но это не есть нечто отдельное от этих органов, посредством
которых мы его видим, а также нельзя сказать, что он и они – одно. Он по-своему и
трансцендентален и имманентен, потому что он «поглощает» все веши, не пребывая, однако,
ни в них, ни вне них. Человеческий язык не имеет адекватного термина, определяющего
место этого Света, которое он занимает в наших переживаниях, по той причине, что все
наши переживания возможны только благодаря ему. Его нельзя извлечь наружу, как это
делает химик
Читать дальше →
13 июня 2012, 20:00

Теоретически философия дзэна идет за пределы всякого умозрительного понимания...


Теоретически философия дзэна идет за пределы всякого умозрительного понимания и
не связана с законами антитезы. Но сказать так означает поставить дзэн на очень скользкую
почву, идя по которой многие рискуют упасть.
Падение иногда приводит к ужасным результатам. Подобно некоторым средневековым
мистикам, ученики дзэна могут превратиться в распущенных людей, теряющих контроль над
собой. История является свидетелем этому, а психология может легко объяснить процесс
такой дегенерации. Поэтому один учитель дзэна говорит: «Пусть идеал человека поднимется
выше короны Вайрасканы (высшего божества), а жизнь его пусть будет преисполнена
унижения настолько, чтоб он повергнут был ниц перед младенцем». Другими словами:
«Если кто-нибудь желает быть первым, он должен быть последним, а слугой всех». Поэтому
жизнь в монастыре подчинена строгим правилам, каждое из которых должно безоговорочно
соблюдаться в соответствии с упомянутыми выше идеалами. Униженность, нищета и
внутренняя святость – это те идеалы дзэна, которые спасают его от падения до уровня
средневекового антиномианизма. Таким образом, мы видим, какую большую роль играет
дисциплина дзэндо в учении дзэн и в его практическом применении в нашей повседневной жизни.
2 июня 2012, 20:06

Чувство потустороннего

Чувство потустороннего. Терминология может быть в разных религиях разной,
однако в сатори всегда есть то, что можно назвать чувством потустороннего: в
действительности это переживание мое личное, но я чувствую, что корнями оно уходит
куда-то еще. Индивидуальная оболочка, которая так сильно ограничивает мою личность,
разрывается в момент сатори. Это не должно обязательно означать того, что я
воссоединяюсь с существом более высоким, чем я сам, или поглощаюсь им: это значит, что
моя индивидуальность, которая раньше была ограничена строгими рамками существования,
отдельного от других индивидуальных существований, начинает каким-то образом выходить
из этих узких рамок и растворяться в чем-то неописуемом, в чем-то совершенно отличном от
того, к чему я привык. Это состояние сопровождается чувством совершенного освобождения
и полного покоя – человек чувствует, что он
Читать дальше →
2 июня 2012, 17:35

сатори и дзен

Что же касается достижения сатори, то все, что может сделать дзэн, – это указать путь,
а остальное предоставить всецело внутреннему опыту человека: то есть, человек должен сам,
без чьей-либо помощи идти по пути и достичь цели. Как бы ни был опытен учитель, он не
может заставить ученика постичь истину до тех пор, пока последний не будет
по-настоящему внутренне готов к этому. Подобно тому, как мы не можем заставить лошадь
пить воду, если она этого не хочет, мы не можем заставить другого постичь высшую
реальность. Каждый должен сделать это сам. Цветок распускается сам, вследствие своей
внутренней необходимости, точно так же внутреннее откровение должно явиться
результатом собственной внутренней зрелости. Именно здесь дзэн носит такой личный и
субъективный характер в том смысле, что он имеет дело с внутренним, творческим
процессом.
9 мая 2012, 00:58

Линь-цзы

Буддийский монах Исюаннь основал школу чань во времена династии Тан (618-907). Эта школа называлась Линь-цзы (в японском варианте — Риндзай), что находился в Чжэньчжоу. Как часто то и бывало, Исюаннь был больше известен под именем своей школы. Его личность связана с настоящей революцией в буддизме того времени. Хотя его школа и была ветвью южной ветви чань — одной из пяти направлений учения, к ортодоксальному буддизму она не имела особого отношения.
В учении Исюання центральной концепцией была идея спонтанного и одномоментного прозрения в свою природу Будды, присущей любому человеку. Линьцзы делал акцент на мгновенной и полной реализации природы Будды здесь-и-сейчас, утверждая, что если человек не сможет сделать это в данный момент, то не сможет сделать этого никогда. Пути к этому быть не может, поскольку путь предполагает изменение, а природа Будды абсолютна и неизменна во всех кальпах.

Но не в этом была революционность школы Исюання — подобные концепции в буддизме не были редкостью, а в чань и дзен они вообще получили повсеместное распространение. Интересно другое — парадоксальность любых высказываний и отбрасывание любых авторитетов — будь то авторитет человека, книги, или, авторитет самого себя. «Тайные учения — всего лишь письмена теней, всего лишь старые бумажки для подтирания нечистот» — такой тезис был кредом всей школы Линь-цзы, не признавашей иной истины, кроме истины абсолютной, сокрытой в сердце человека. Нет никакой святости в глупых фигурах и потрёпанных книгах, напротив, они лишь путают познающего свою природу человека.

В чань часто упоминался «рыжебородый варвар». В зависимости от конкретного случая, под этим именем скрывался либо Гаутама, либо — Дамо. В традиции есть такая история: Увидев портрет бородатого бодхисаттвы, Хоань заметил: «Отчего этот парень из Западных краев такой безбородый?» Иными словами — зачем было дано учение, к чему его распространять и почему это делается, если одна из доктрин буддизма сводится к тому, что «любая концепция — иллюзия»? А за прошедшие века буддизм просто оброс концепциями — мирами, локами, ритуалами, бестиарием и пантеоном богов, как бодхисаттв, так и демонов.

Монах способен отринуть тленность и суетность мирского, но он привязан традицией к другим вещам — к религиозной суете, что даже более, с точки зрения Исюання, опасно, чем жизнь бхога в миру. Поэтому он видел свою задачу в сокрушении стереотипов религиозных, возвращении её к изначальным истокам, которым и должна служить — к познанию себя и спасения из «горящего дома», а не к песнопениям, молитвам и каким-то восхвалениям. Поэтому из его уст часто вылетало: «Бодхидхарма был бородатым невеждой», «Нирвана и Бодхи — это столб, к которому привязан осёл», «Я сожгу все храмы Будды. И Будду вместе с ними.»…

— Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий Дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы ни столкнулись внутри или снаружи — убивайте это. Встретите родителей — убивайте родителей, встретите родственников — убивайте родственников, встретите Будду — убивайте Будду, встретите патриарха — убивайте патриарха, встретите архата — убивайте архата.

— Иллюзии снов — это цветенье в пустоте.
Не стоит стараться схватить их.
Добытое и потерянное,
Правильное и неправильное — Я раз и навсегда отбросил все это.

— Дхарма Будды не нуждается в специальной практике. Чтобы её постичь, необходимо лишь обычное не-деяние: испражняйтесь и мочитесь, носите свою обыденную одежду и ешьте свою пищу, а когда устанете — ложитесь спать. Глупый будет смеяться надо мной, но умный поймёт!

— Лишь потому, что вам не хватает разума, ваши мысли устремляются к поискам вовне; потеряв свою собственную голову, вы ищете её в другом месте и поэтому не можете обрести самоуспокоения.

— Если вы, сосредоточив своё сознание, сами сможете освободиться от всех пут, то на том месте, где вы находитесь, и будет спасение.

— У того, кто находится на вершине одного пика, нет одной дороги, по которой он мог бы спуститься. Тот, кто находится в центре перекрестка, так же не имеет представления, что такое впереди, что такое позади. Кто из них выше и умнее, кто — ограниченней, кто — тупее?

— Тому, кто сейчас постигает Закон Будды, следует стремиться к истинному пониманию. Если добиться истинного понимания, то рождение и смерть уже не коснутся вас и можно свободно вести себя — уходить или оставаться. Нет необходимости обрести чудодейственные способности. Чудодейственные способности придут сами собой. Просто к тому времени вы перестанете нуждаться в этих глупых фокусах.

— С чем бы вы не столкнулись, все вводит вас в заблуждение, так как у вас нет собственной решимости и независмости от чужого мнения.

— Временем нужно дорожить, иначе совсем ничего не успеешь. Вы же, носясь туда-сюда, стараетесь лишь постигнуть чань, постигать Дао, лишь воспринимать какие-то слова, воспринимать фразы, предаваясь размышлениям о поисках Будды, о поисках патриархов, о поисках достойного наставника. Не допустите ошибки! У Вас есть только одни родители, только один наставник — чего же вам ещё искать? Обратите взгляд внутрь самих себя.

— Нельзя постичь истинный путь с помощью споров и рассуждений, как нельзя искоренить ложные учения звоном колоколов и барабанным боем.

— Нынешние ученики ничего не добиваются, наверное потому, что их внимание основано на названиях, уважении и привязанности.

— Если вы будете любить святое и презирать мирское,
Вы будете плавать и тонуть в мире жизни и смерти.
Страсти возникают, когда есть мысли.
Если нет мыслей, как могут опутать вас страсти?
Не утруждайтесь распознаванием, цепляясь за признаки
И вы естественно, сиюминутно, погрузитесь в океан Дао.

— Что касается моей нынешней практики, то это истинное становление и разрушение, и я забавляюсь чудесными превращениями, вхожу во все ситуации и нигде ничем не занимаюсь, так что ситуация не может меня изменить.

взято здесь:
wish-to-fly-up.livejournal.com/98837.html
30 марта 2012, 20:23

Мр. Хакуин



Чистая земля чистого духа
Как-то одна женщина, имени которой никто не помнит, пришла на проповедь Хакуина. Во время беседа великий наставник сказал: «Чистая Земля чистого духа — это Будда, сокрытый в каждом: когда появляется Будда, все в мире источает великий свет. Если люди хотят постичь это, им нужно лишь обратится к собственному сердцу и самозабвенно искать. Если Чистая Земля — это земля чистого духа, то как она выглядит? Если Будда есть в каждом, какие черты и качества отличают его?»
Услышав слова наставника, женщина подумала: «это не слишком сложно». Вернувшись домой, она днем и ночью, во сне и наяву возвращалась к сказанному наставником и пыталась постичь смысл его слов. В один из дней, когда она мыла горшок, она решила, что пробудилась.
Отбросив горшок, она отправилась к Хакуину и сказала ему: «Я встретила Будду в своем собственном теле! Все лучится светом! Чудесно, чудесно!» Она была так счастлива, что начала плясать от радости.
Хакуин сказал: «Прекрасно, прекрасно, а как же выгребная яма? Она тоже источает свет?»
Тут женщина взорвалась от гнева и ударила Хакуина по щеке. «Этот старый болван еще ничего не постиг», — прокричала она.

Дзен кочерги
Мастер Хакуин имел обыкновение говорить своим ученикам о старухе, державшей неподалеку чайный магазинчик. Он всячески хвалил и подчеркивал её глубокое понимание дзэн. И, как правило, ученики, заинтригованные его рассказом, вскоре шли в магазин посмотреть на старуху.
Когда бы старуха ни встречала посетителей, она сразу могла сказать, пришли ли они к ней попить чаю или же увидеть её понимание дзэн.
В первом случае она любезно поила их чаем, а во втором она таинственным шёпотом просила пройти за ширму. Как только они заходили туда, она со всей силы била их кочергой. Девять из десяти не могли избежать ее ударов.
27 декабря 2011, 23:54

Сюнрю Судзуки - Естественность

Миг за мигом каждый из нас возникает из небытия. Это и есть подлинная радость жизни.

Представление о естественности окружено большим непониманием. Большинство людей, которые приходят к нам, придают немалое значение свободе или естественности, однако то, что они понимают под этим, мы называем дзинэн кэн гэдо, или еретическая естественность. Дзинэн кэн гэдо — это пренебрежение формальностями: просто нечто вроде линии поведения «что-хочу-то-и-делаю» или расхлябанности. Такова естественность большинства людей. Однако это не та естественность, которую мы имеем в виду. Довольно трудно объяснить, что такое естественность, но мне кажется, что это некое чувство независимости от всего остального, или некое действие, основанное на небытии. Нечто, возникающее из небытия, есть естественность, подобно семени или растению, прорастающему из земли. Само семя и ведать не ведает, что оно представляет собой какое-то определённое растение, однако у него имеется собственная форма и оно пребывает в полной гармонии с почвой и со всем, что его окружает. Пока оно растёт, оно всё время проявляет свою природу. Ничто не существует вне формы и цвета. Всё сущее имеет форму и цвет, и эти форма и цвет пребывают в полной гармонии с другими созданиями. И тут не о чем беспокоиться. Это мы называем естественностью.


Читать дальше →
23 декабря 2011, 17:43

"Школа искусства побеждать без меча"



Однажды, когда великий мастер Бокудэн плыл на лодке по озеру Бива, молодой самурай стал задирать и высмеивать его, вызывая на поединок.

«Какая у вас школа?» — спросил самурай. «Школа искусства побеждать без меча», — ответил Бокудэн.

Они решили драться на маленьком острове посреди озера, чтобы не причинить вреда другим попутчикам. Как только лодка причалила к островку, молодой самурай первым выпрыгнул на берег.
Тогда Бокудэн взял весло, оттолкнулся и стал удаляться от острова, на котором остался молодой задира.

«Вот моя школа побеждать без меча», — сказал на прощание Бокудэн.

22 октября 2011, 08:34

Притча про императора Ву

«Бодхидхарма пришёл в Китай и император Ву пришел встречать его на границу.
Император сказал: «Первый вопрос таков; я совершил много добродетельных деяний...»
А Бодхидхарма взглянул глубоко в глаза императору — и сказал: «Что за чушь! Как ты можешь совершить добродетельное деяние? Добродетель следует за Буддой, добродетель — это моя тень, — сказал он. — Ты можешь творить только порочные, а не добродетельные дела.



Читать дальше →
10 октября 2011, 20:03

Тебе, настолько цепляющемуся за свой спокойный ум, что тот становится совсем беспокойным .Кодо Саваки роси "Тебе".

Тебе, настолько цепляющемуся за свой спокойный ум, что тот становится совсем беспокойным

Учение Будды не имеет ни границ, ни размеров — как оно могло бы влезть в твои рамки?

Что ты понимаешь, имеет границы.

Читать дальше →