12 сентября 2025, 16:02

Махамудра-упадеша. Тилопа.

Устное наставление по Махамудре, данное Шри Тилопой Наропе на берегу Ганга. Переведено с санскрита на тибетский Чокьи Лодро (Chos kyi bLo gros), Марпой-Переводчиком.

Почтительно приветствую вместерождённую мудрость! (1)
Нельзя показать махамудру,
Но ты, преданный гуру, овладевший аскетическими практиками
И терпеливо переносящий страдания, проницательный Наропа,
Прими это в сердце, мой удачливый ученик!
Кье хо! (2)
Посмотри на природу мира,
Она непостоянна подобно миражу или сновидению;
Даже мираж или сновидение не существуют.
Поэтому породи отречение и оставь мирские дела.
Откажись от слуг и родственников, они – причины привязанности и гнева.
Созерцай, оставаясь один в лесу, в затворе, в пустынных местах.
Оставайся в состоянии немедитации.
Если ты достигнешь недостижения, достигнешь махамудры.
Ничтожна дхарма (3) сансары, вызывающая привязанность и гнев.
Вещи, которые мы создали, не имеют сущности, поэтому ищи сущность окончательного.
Дхарма ума не может постичь суть изначального осознавания (ye shes, jnana).
Дхарма действия не может открыть суть недеяния.
Если хочешь достичь постижения изначального осознавания и недеяния,
Отсеки корень ума и оставь сознание обнажённым.
Позволь очиститься грязным водам умственных действий.
Не стремись остановить проявления, позволь им успокоиться самим по себе.
Когда нет ни принятия, ни отвержения, ты освобождаешься в махамудре.
Листья и ветви растут на дереве,
Если ты отсечёшь корни, множество листьев и ветвей завянут.
Подобно этому, если ты отсечёшь корень ума,
Разнообразные действия ума утихнут.
Тьму, накопленную за тысячи кальп (4),
Рассеет один факел.
Подобно этому, один миг опыта ума ясного света
Растворит завесу кармических загрязнений.
Люди, обладающие меньшими умственными способностями, неспособные постичь это,
Сосредоточивайте своё сознание и направляйте внимание на дыхание.
Используя различные практики пристального взирания и сосредоточения,
Дисциплинируйте свой ум, пока он не будет
Читать дальше →
11 сентября 2025, 15:10

Потеря действия в возрении

Среди нео-адвайтистов распространена такая болезнь «потеря действия в возрении». Это когда чел. начитался книг, немного поразмышлял, якобы «всё понял», а по сути интерпретировал книжные идеи в угоду ядов своего ума. И живёт исходя из своей интерпретации, оправдывает себя. Теорию на практике не проверил. Никакие методы не практиковал. А зачем? Если в книге написано, что «делателя нет», «всё происходит», «свободы воли нет» и т.д.
Более продвинутые немного наблюдают свой ум, от этого ум на некоторое время останавливается. Они интерпретируют этот опыт как «делателя нет», «всё происходит», «я просто наблюдатель». Думают, что «Путь закончен», объявляют себя «просветлёнными», пишут книги, проводят сатсанги. А это отвлечение от практики. Люди не замечают, что перестали наблюдать свой ум, утратили пустой-спокойный ум как фон и вовлеклись в мысли, пошли на поводу у отвлечения, ядов ума. Увлекаются философствованием, бесконечными беседами, спорами с эмоциональными реакциями. И оправдывают отвлечение, беспокойный ум, яды ума идеями «всё происходит», «делателя нет», «свободы воли нет», «нет ничего неправильного».
Различение что есть что утрачено, критическое мышление отсутствует. Либо намерянно происходит подмена понятий. А это самообман и глупость.
Грустно наблюдать, как чел. останавливается в самом начале Пути и не хочет продолжать практику, выдаёт начальную стадию за конечную.
Что делать? Как не остановиться на Пути? Продолжай практику! Впереди ещё несколько ступенек на Пути. И на каждой ступеньке есть соблазн остановиться, объявить себя «достигшим». Не поддавайся этому соблазну, не верь в свою исключительность, ставь под вопрос все идеи (в том числе и идеи о себе), включай наблюдение, различение, критическое мышление, продолжай
Читать дальше →
7 сентября 2025, 16:01

5 состояний ума (манас)

Есть 5 состояний ума (манас):
1. Беспокойное, хаотичное мышление (викальпа).
2. Однонаправленная устремлённость ума (санкальпа).
3. Однонаправленное мышление (манана).
4. Ступор ума (мурчха).
5. Притуплённо-отстранённый ум (джадатта).

Беспокойство ума (викальпа) побеждают однонаправленным умом (санкальпа и манана). Это путь сосредоточения (шаматха) и аналитической медитации (випашьяна). В результате этих методов ум успокаивается, расслабляется, останавливается. Но, чрезмерно расслабленный ум становится вялым, притуплённо-отстранённым (джадатта). Это препятствие, ошибка медитации. Чтобы превзойти, нужно заострить на этом своё внимание.
Ступор ума (мурчха), притуплённо-отстранённый ум (джадатта) частенько выдают за Свидетеля, но это всего лишь состояния ума, которые нужно превзойти.
Свидетель (сакши) за пределами всех состояний ума (манас), но это ложное «я», «я есть» (ахам-вритти). [«Ахам»- это «я». «Вритти» -это колебание].
Нирвикальпа (отсутствие викальп) за пределами всех этих состояний ума и за пределами Свидетеля. По-другому называют «читта-вритти-ниродхана» (прекращение колебаний Сознания). Но, это уже другая история. Там тоже есть свои
Читать дальше →
4 сентября 2025, 15:52

Прямое введение в природу ума

Если ум ученика сильно возмущён обычными рассудочными мыслями — грубыми, тяжёлыми, очевидными потоками мыслей, подобными бурным волнам на поверхности океана, которые беспрестанно стремятся к объектам и цепляются за них в дуализме «субъект–объект», — тогда, даже если Гуру попытается дать прямое введение в природу ума, ученик не сможет распознать происходящее. Он не будет в состоянии понять значение этого прямого введения, и потому оно не окажется действенным.

Прежде всего, необходимо уделить внимание именно этим грубым формам рассудочной умственной активности — их следует несколько усмирить и очистить, чтобы ум не был столь возмущён и возбужден. Поэтому в коренном тексте Гараба Дордже говорится: «Прежде всего, позволь уму просто пребывать в состоянии естественной расслабленности».

Это, так сказать, подготовка почвы, создание условий, чтобы прямое введение могло быть как можно более эффективным. В противном случае ум будет настолько рассеян и возмущён, что усилия Гуру по введению в природу ума не принесут результата.

Таков особый подход, изложенный в тексте Гараба Дордже: прежде всего, для того чтобы произошло прямое введение, ум ученика должен быть приведён в состояние естественного расслабленного присутствия, свободного от грубых отвлекающих влияний, связанных с цеплянием за тот или иной объект.

Tsig Sum Nei Dek / Garab Dorje’s Three Verses That Strike the Key Points of Practice / As Taught By Lingtrul Rinpoch
Читать дальше →
4 сентября 2025, 14:45

Жизнь пройдёт быстро

Жизнь пройдёт быстро в погоне за сиюминутным удовольствием, наслаждением объектами чувственного восприятия, накоплением материальных благ и другими мирскими заботами. Но, на смертном одре это не поможет. С собой ничего не заберёшь. Люди умирают в страхе, сожалении.
Единственный смысл жизни — это Единство души, тонкого тела и Бога. Единственное желание — пребывать в этом Единстве непрерывно; жить в Боге и умереть в Боге.
t.me/ajnayogasamadhi/391
1 сентября 2025, 15:58

Омовение души

Стремление должно сочетаться с высокой бдительностью.

Я знала людей, причем многих, не нескольких (я имею в виду из тех, кто практикует йогу), у которых каждый раз после подъема сильного и безупречного стремления к высшему, после полученных в ответ на него опытов на другой же, а то и в тот же самый день наступало полное изменение в состоянии сознания, и они оказывались в атмосфере прямо противоположной их стремлению. Такое происходит почти постоянно. Его причина в том, что люди развивают лишь положительную сторону работы. Они освоили своего рода дисциплину стремления к высшим сферам, призывают помощь из этих сфер, пытаются обрести связь с их силами и достигают цели – получают в ответ духовный опыт; но они без всякого внимания оставили уборку своей комнаты, она как была, так и остается грязной, поэтому, естественно, после того как очередной духовный опыт миновал, эта грязь становится еще более отталкивающей, чем до опыта.

Никогда не пренебрегайте уборкой своего помещения, это очень важно; внутренняя чистота важна, по крайней мере, так же, как и внешняя.

Вивекананда писал (не знаю оригинала и прочитала это во французском переводе): «Каждое утро нужно омыть душу и тело, но если нет времени сделать и то, и другое, то лучше совершить омовение души, чем тела».

Мать. Вопросы и ответы

Комментирую:
Да, тоже заметил, что после крутых духовных опытов вся «грязь» ума поднимается на поверхность. И тут нужно применить метод и трансформировать, растворить эту «грязь» при помощи Энергии. Этот навык трансформации «грязи» нужно ежедневно нарабатывать и довести до совершенства. Т.к. Путь Просветления — это Путь очищения ума.
Если нет такого навыка, то разовые духовные опыты быстро нивелируются тоннами «грязи».
Путь не будет усыпан розами, вам придётся пройти через помойку и очистить свой
Читать дальше →
31 августа 2025, 14:13

Привязанность к Пустоте

Задача, которую Сон Са Ним давал своим ученикам, как домашнее задание. Эта задача такова.

Некто приходит в Дзэн-центр с зажженной сигаретой, подходит к статуе Будды, пускает дым ей в лицо и стряхивает пепел на ее колени. Вы находитесь там же. Что вы делаете? Этот человек понял, что нет ничего святого или не святого. Все вещи во Вселенной одно и то же, и это одно — он сам. Поэтому все позволено. Пепел — это Будда; Будда — это пепел. Сигарета тлеет. Пепел падает.

Однако, его понимание не полно. Он еще не понял, что все вещи такие, какие они есть. Святое — это святое; не святое — это не святое. Пепел — это пепел. Будда — это Будда. Он привязан к пустоте и к своему собственному пониманию и считает, что все слова бесполезны. Поэтому, что бы вы ни сказали ему, как бы ни пытались учить его, он ударит вас. Если вы попробуете учить его, ответив ударом на удар, он ударит вас еще сильнее (он очень сильный). Как вы сможете вылечить его от заблуждения? Поскольку вы ученик Дзэн, вы одновременно и учитель Дзэн. Вы идете по тропе Бодхисаттвы, чей обет — спасти всех существ от страданий. Этот человек страдает из-за ошибочной точки зрения, вы должны помочь ему понять истину: все вещи во вселенной просто такие, какие они есть. Как вы можете это сделать?

Если вы найдете ответ на эту задачу, то вы найдете истинный
Читать дальше →
29 августа 2025, 14:01

Преданность

Если ты мало что понимаешь и постигаешь, молись своему Владыке-Гуру!
Жители Дингри, и тогда у вас родится глубокая медитация!
Иногда вы можете впадать в уныние, думая, что ваша практика не работает, и что она никогда не cтанет устойчивой. Вам кажется, что все напрасно, и вы спрашиваете себя, не будет ли все быстрее, если вы перейдете к другой, новой практике.

Во время этих сиюминутных сомнений и колебаний, если из самых глубин вашего сердца всколышется глубокая и нестерпимая преданность вашему гуру, все ваши препятствия растворятся, и ваша практика обретет новое вдохновение!
Нерушимая вера и преданность станут увеличительным стеклом, которое может собрать в себе лучи солнца и с легкостью разжечь сухую траву!

Ты начнешь по-настоящему продвигаться по пути благодаря благословениям Гуру, а пламя этих благословений разожжет твоя преданность. Большинство величайших учителей прошлого обрели свершения благодаря преданности их Гуру. Например, преданность некоторых учеников Гампопы была так велика, что они познали природу ума просто посмотрев на гору Дагла Гамро, где пребывал их гуру…

Дилго Кхьенце Ринпоче

«Сто строф советов Падампы Сангье

Читать дальше →
25 августа 2025, 21:49

Устойчиво узнающий себя во сне не растеряется и в смерти

Я сказал, что бардо являются возможностями, но что именно в бардо позволяет нам использовать те возможности, которые нам предоставляются? Ответ прост: все они являются различными состояниями и различными реальностями ума.
Обучение в традициях буддизма подготавливает нас к точному познанию, посредством медитации, различных взаимосвязанных аспектов ума, и учит умело входить в различные уровни сознания. Существует отчетливое и точное соотношение между состояниями бардо и теми уровнями сознания, которые мы переживаем в цикле жизни и смерти. И в то время, как мы перемещаемся из одного бардо в другое, как в жизни, так и в смерти, происходит соответствующее изменение сознания, с которым мы можем, посредством духовной практики, хорошо ознакомиться и, наконец, полностью его понять.
Поскольку тот процесс, что разворачивается в посмертных бардо, основан в глубинах нашего ума, он и в жизни проявляется на многих уровнях. Например, есть очень сильное соответствие между степенями тонкости сознания, через которые мы проходим во сне и при сновидениях, и тремя бардо, связанными со смертью:
Погружение в сон сходно с бардо умирания, когда процессы и элементы мысли распадаются, открывая переживание Основной Светоносности.
Видение сновидений сходно с бардо становления, промежуточным состоянием, в котором вы обладаете ясновидящим и очень подвижным «ментальным телом», претерпевающим всевозможные происшествия. В состоянии видения снов мы тоже обладаем сходным видом тела – телом сновидения, находясь в котором и переживаем все происшествия жизни в сновидении.
Между бардо умирания и бардо становления лежит очень особое состояние светоносности или Ясный Свет, которое, как я уже упоминал, называется бардо дхарматы. Переживание этого происходит со всеми, но лишь очень немногие могут даже заметить, не говоря уже о том, чтобы полностью воспринять его, потому что узнать его может только тот, кто тренирован и практикует учение. Это бардо дхарматы соответствует периоду после засыпания и до начала
Читать дальше →