Могу только повторить — разные воззрения. Вы пытаетесь ухватить осознание/сознание, как основу и главное. А тут, в тхераваде — рассматривается это «по-другому».
Сознание — познает, т.е. и осознание сюда входит. Но по-вашему получается, что это и есть я и тп
Но это разные воззрения еще раз.
Нирвана и сансара не равны и они не сосуществуют.
еще раз, это разное хоть может казаться и в чем-то схоже...
Дзогчен, скорее всего ближе к адвайте, но тут я не знаток.
Выше уже было, как это в тхераваде видится, своими словами...
Субъект — в психологии активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.
Субъект — в философии, носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта).
Вот такое вот отрицается. Ибо под всем этим так или иначе подразумевается некое неуловимое «я», которое сознаёт, воспринимает и т.п. Будда же своим анализом как раз и стремился показать что познаёт — сознание, воспринимает — восприятие, чувствует — ведана, и всё это непостоянно, неудовлетворительно и не подвластно контролю. Возникает обусловлено, и безлично.
Но если вы подразумевали некоторую дихотомию типа «вид от первого лица» vs «внешний мир», то она никуда не пропадает. Пропадает просто самомнение. Чувство что этот первый вид переживается мной. Что это мои переживания, что я нахожусь в переживаемом и т.п.
12 аятан же остаются там где и были. Шесть внутренних опор и шесть внешних.
в буддизме тхеравады «ничего это не осознает»; так не для спору, но это совсем другое — это не недвойственность.
То что основная отличительная черта буддизма «нет я», безличность и тп означает, что нет никого и ничего за всем этим комплексом под названием человек и тп Это просто обусловленные процессы, которые непостоянны, страдательны и безличны.
вот про аятаны (кому нужно) даже «просто» из той же википедии) -
«Источник сознания (аятана) означает входная дверь — для сознания и психических явлений. Согласно определению, источники сознания суть то, что вызывает появление дхарм сознания и психики и их развертывание» (перевод В. И. Рудого).
Шести внутренним опорам (адхьятма-аятана) соответствует шесть внешних (бахъя-аятана).
Шесть внутренних опор представляют собой органы (силы) восприятия:
Орган зрения — чакшур-индрия-аятана (IAST: cakṣur-indriya-āyatana);
Орган слуха — шротра-индрия-аятана (IAST: šrotra-indriya-āyatana);
Орган обоняния — гхрана-индрия-аятана (IAST: ghrāṇa-indriya-āyatana);
Орган вкуса — джихва-индрия-аятана (IAST: jihvā-indriya-āyatana);
Орган осязания — кая-индрия-аятана (IAST: kāya-indriya-āyatana);
Мыслительные способности, сознание — мано-индрия-аятана (IAST: mano-indriya-āyatana).
Шесть внешних опор соотносятся с типами объектов восприятия:
ект — в психологии активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.
Субъект — в философии, носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта).
Вот такое вот отрицается. Ибо под всем этим так или иначе подразумевается некое неуловимое «я», которое сознаёт, воспринимает и т.п. Будда же своим анализом как раз и стремился показать что познаёт — сознание, воспринимает — восприятие, чувствует — ведана, и всё это непостоянно, неудовлетворительно и не подвластно контролю. Возникает обусловлено, и безлично.
Но если вы подразумевали некоторую дихтомию типа «вид от первого лица» vs «внешний мир», то она никуда не пропадает. Пропадает просто самомнение. Чувство что этот первый вид переживается мной. Что это мои переживания, что я нахожусь в переживаемом и т.п.
12 аятан же остаются там где и были. Шесть внутренних опор и шесть внешних.
Вам знакомо слово «нравственность», признаете ли вы ее? Совесть вы уже помянули)
Знакомы ли вам пять обетов (т.е. основное) для мирян? Они в-общем-то схожи у многих «учений»..
1) не убивать,
2) не красть,
3) не прелюбодействовать,
4) не лгать,
5) не употреблять алкоголь и наркотические вещества.
И, кратко, очевидное из Благородного Восьмеричного Пути могу лишь привести/напомнить:
4 Правильные Действия
Правильные Действия (самма-камманта) также переводят как «правильное поведение». Практикующий старается вести себя правильно с моральной точки зрения во всех своих делах, и не поступает так, что это развращает или приносит вред себе и остальным. В Каноне это объяснено так:
«И что такое правильные действия? И что такое, монахи, правильные действия? Воздержание от убийства, воздержание от воровства, воздержание от прелюбодеяния [от сексуальной активности – в случае с монахами]: это, монахи, называется правильными действиями».
В Каммарапутта сутте содержится обращение к мирянину Чунде:
«И каким образом человек троекратно чист в поведении телом? Вот человек воздерживается от убийства, отбрасывает убийство. Он живёт, отбросив нож, порядочным, милосердным, сострадательным по отношению ко всем живым существам. Воздерживаясь от взятия того, что не дано, он живёт, отбросив воровство. Он не берёт, подобно вору, вещи в деревне или в безлюдной местности, которые принадлежат другим и которые не были ему даны ими. Воздерживаясь от прелюбодеяния, он отбрасывает распутство. Он не запятнан половыми отношениями с теми, кто находится под защитой матерей, отцов, братьев, сестёр, родственников, или Дхаммы; с теми, у кого есть супруг, с теми, кто несёт наказания, или даже с теми, у кого уже есть друг или подруга. Вот как человек троекратно чист в поведении телом».
Буддийские монахи придерживаются целомудрия и не имеют никакой сексуальной активности.
5 Правильные средства к жизни
Правильные средства к жизни (самма-аджива) подразумевают, что практикующие не должны заниматься делами, которые прямо или косвенно ведут к нанесению вреда другим живым существам. В Каноне объясняется это так:
«И что такое правильные средства к жизни? Когда ученик Благородных оставляет бесчестные средства к жизни и ведёт жизнь за счёт правильных средств к жизни: это, монахи, называется правильным образом жизни».
Есть пять видов деятельности, которыми не стоит заниматься:
1. Дела, так или иначе связанные с изготовлением и продажей оружия, а также инструментов для убийств.
2. Дела, связанные с торговлей живыми существами – работорговля, проституция.
3. Дела, связанные с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство существ.
4. Дела, связанные с одурманивающими веществами – производство и торговля спиртным, наркотиками.
5. Дела, связанные с ядами – изготовление или торговля ядами, которые предназначены для убийства.
Есть сериал о Будде(неплохой, хоть его и не смотрел полностью еще) Rodha, как-то тут скидывала серию начальную. За это ей спасибо, кстати.
Есть фильм «Маленький Будда» из 90-х годов, с Киану Ривзом. (Для разнообразия)
Но это все от режиссеров конечно, т.е. уже искажено опять же их видением и различными деталями.
Нет, он родился не в семье брахманов, а в семье шакьев, по «кастам» — это кшатрии, т.е. правители и воины. В его время касты еще не были так строги, но уже были. А строгими они стали, уже после Будды.
Отец Гаутамы — Шуддохана, построил ему три дворца по числу сезонов, где будущий Будда и проводил в основе свое время. Чуть позже он женился (как и было принято в то время) на прекрасной принцессе Ясодхаре…
Это то, что известно. А жизнь и ключевые моменты жизни Будды...
как-то сейчас не к месту рассматривать.
Сами можете посмотреть и попробовать разобраться, если есть интерес.
На простом
2 Благородная истина о причине страдания — желание, цепляние из-за неведения и есть страдание.
Страдание: Рождение, старость, болезни, смерть, горе, печаль, боль, беспокойство и отчаяние – это страдание. Невозможность получить желаемое – тоже страдание. Возникновение жажды – это непосредственная причина возникновения страданий. Прекращение жажды – непосредственная причина прекращения страданий. Невежество – главный корень возникновения страдания, и уничтожение невежества – это искоренение источника страданий. Путь, который ведёт к прекращению страданий – это Благородный Восьмеричный Путь. Этот аспект правильных воззрений объясняется в рамках Четырёх Благородных Истин.
т.к. в адвайте мы уже давно «переварились» :D
Cознание (возможно будет более понятно — осознание, как способность) присутствует контекстом очень много где.
Сознание по тхераваде — входит в личность, то что мы понимаем под «я». Именно это рассмотрение я и есть в буддизме, тхераваде в частности.
Личность: чувство, тело, внимание, волевые формирователи, сознание.
Могу только повторить — разные воззрения. Вы пытаетесь ухватить осознание/сознание, как основу и главное. А тут, в тхераваде — рассматривается это «по-другому».
Но это разные воззрения еще раз.
Нирвана и сансара не равны и они не сосуществуют.
Дзогчен, скорее всего ближе к адвайте, но тут я не знаток.
Выше уже было, как это в тхераваде видится, своими словами...
То что основная отличительная черта буддизма «нет я», безличность и тп означает, что нет никого и ничего за всем этим комплексом под названием человек и тп Это просто обусловленные процессы, которые непостоянны, страдательны и безличны.
Нужно различать, что это сайт именно направления — тхеравада.
«Источник сознания (аятана) означает входная дверь — для сознания и психических явлений. Согласно определению, источники сознания суть то, что вызывает появление дхарм сознания и психики и их развертывание» (перевод В. И. Рудого).
Шести внутренним опорам (адхьятма-аятана) соответствует шесть внешних (бахъя-аятана).
Шесть внутренних опор представляют собой органы (силы) восприятия:
Орган зрения — чакшур-индрия-аятана (IAST: cakṣur-indriya-āyatana);
Орган слуха — шротра-индрия-аятана (IAST: šrotra-indriya-āyatana);
Орган обоняния — гхрана-индрия-аятана (IAST: ghrāṇa-indriya-āyatana);
Орган вкуса — джихва-индрия-аятана (IAST: jihvā-indriya-āyatana);
Орган осязания — кая-индрия-аятана (IAST: kāya-indriya-āyatana);
Мыслительные способности, сознание — мано-индрия-аятана (IAST: mano-indriya-āyatana).
Шесть внешних опор соотносятся с типами объектов восприятия:
Видимое (цвет и форма) — рупа-аятана (IAST: rūpa-āyatana);
Слышимое (звук) — шабда-аятана (IAST: šabda-āyatana);
Обоняемое (запах) — гандха-аятана (IAST: gandha-āyatana);
Вкушаемое (вкус) — раса-аятана (IAST: rasa-āyatana);
Осязаемое — спраштавья-аятана (IAST: spraṣtavya-āyatana);
Нечувственные объекты — дхарма-аятана (IAST: dharma-āyatana).
— могу лишь добавить)
продолжать долго не буду диалог)
Вам знакомо слово «нравственность», признаете ли вы ее? Совесть вы уже помянули)
Знакомы ли вам пять обетов (т.е. основное) для мирян? Они в-общем-то схожи у многих «учений»..
1) не убивать,
2) не красть,
3) не прелюбодействовать,
4) не лгать,
5) не употреблять алкоголь и наркотические вещества.
И, кратко, очевидное из Благородного Восьмеричного Пути могу лишь привести/напомнить:
Есть фильм «Маленький Будда» из 90-х годов, с Киану Ривзом. (Для разнообразия)
Но это все от режиссеров конечно, т.е. уже искажено опять же их видением и различными деталями.
Отец Гаутамы — Шуддохана, построил ему три дворца по числу сезонов, где будущий Будда и проводил в основе свое время. Чуть позже он женился (как и было принято в то время) на прекрасной принцессе Ясодхаре…
Это то, что известно. А жизнь и ключевые моменты жизни Будды...
как-то сейчас не к месту рассматривать.
Сами можете посмотреть и попробовать разобраться, если есть интерес.
Это к сказанному вами.
Это извечная стратегия — не признавать, что ты страдаешь и доказывать, что счастлив.
:)
Был принцем, а тут раз и пошел в странствие «во все тяжкие» духовности, пока не прозрел )
Никто же не принуждает)
Там как раз о сомнениях и вере, как доверии.
На простом
2 Благородная истина о причине страдания — желание, цепляние из-за неведения и есть страдание.
Или это просто пустые слова, концепции.
Просто «на поговорить».