— Естество — представляющийся наиболее адекватным перевод санскритского слова «Атман» и английского «Self». Им обозначается аспект Абсолютного Единства, Брахмана, существующий внутри каждого из конкретных его проявлений. Этот аспект ощущается живыми существами как чистое, ни с чем не смешанное чувство Себя — Я-Я; чистое несотворенное осознавание, проявляющееся внутри в виде ощущения «Я есть», «Я осознаю». Иногда в духовных текстах для указания на это используются такие переводы, как «Истинное Я», «Сущее», «Самость». Поскольку это Я не отдельно от неделимого на части Брахмана (подобно тому, как луч солнца никак не отделен от самого солнца, а запах цветка от самого цветка), Атман — это и есть Брахман. Неизменная, за пределами форм, вечная, единственная и постоянная Реальность. Возможные синонимы для указания на которую: Ничто, Реальность, Суть, Шива, Истинное Я, Естьность, Сердце (с заглавной буквы), Осознанность, Сознание, Осознавание, Абсолют, Всевышний, Брахман, То, Естество, Я.
– из Глоссария Рибху Гиты. Перевод Давыдова Глеба
*
Экспириенс
В английском издании используется слово «experience», значение которого невозможно адекватно и в полной мере передать на русском языке (оно сочетает в себе значение слов «опыт», «познание на опыте», «переживание» (в значении «опыт»), «непосредственное, прямое знание», «знание на практике», «прямое распознавание», но в полной мере не передается ни одним из этих слов и словосочетаний), поэтому в настоящем переводе оно переводится чаще всего как «непосредственное знание», «экспириенс» и «непосредственное переживание». При этом необходимо подчеркнуть, что слово «переживание» в данном случае не указывает на обычное человеческое переживание, при котором имеет место двойственность — «переживающий» и «то, что переживается». Речь идет именно о непосредственном знании, вне двойственности — о непосредственном распознавании (без посредства фильтров ума в виде накопленного знания, названий и представлений), экспириенсе, при котором нет «воспринимающего» и «воспринимаемого», а есть только То, что Есть. — Прим. пер.
– из Примечаний книги Ночура Венкатарамана ”Swātmasukhi («Блаженство Естества»)“ в переводе Глеба Давыдова
<...> Все так называемые «знания», сомнения и память – это все принадлежит интеллекту. А здесь интеллект стал совершенно спокойным. И даже несмотря на то, что он все еще функционирует, он стал совершенно незначительным, потому что нечто более глубокое и подлинное, являющееся чистым устойчивым духовным Экспириенсом, было найдено в центре. Вот что Бхагаван называет sthānam, и о чем Арджуна говорит sthito‘smi. Гуру указывает: «Есть такое место», а ученик отвечает: «Да! Я здесь, я стою здесь, я пребываю здесь. Я обнаружил это стабильное состояние, где ничто не может меня поколебать».
Это невозможно до тех пор, пока медитирующий не укоренился в Естестве. Только когда он пребывает в Естестве, он имеет этот устойчивый Экспириенс Истины в своем существе. Ум заканчивается. А до того – заблуждение ума, moha, будет продолжать свою работу. Само существование ума – знак заблуждения. Пока ум работает, нирвикальпа-самадхи не случилось.
… Или ладонями рук — со всех сторон пообхватывать голову.
И если со всё ещё закрытыми глазами хорошенько закрыть уши ладонями, то вот он ты — безобъектный, бесформенный центр внимания, осознания — где-то за глазами, между ушами.
… Слушать голос из видео можно осторожно перемещаясь внутри квартиры — с закрытыми глазами. Под разными углами становясь к источнику звука. (Звук идёт в лицо, в левое ухо, в правое и т.д.)
Вектор внимания к звуку при этом осознаётся направленным в разные стороны относительно центра внимания, из которого последнее исходит.
Можно к звуку повернуться спиной.
~
Выключив видео:
Если закрыть глаза и начать крутить/болтать головой туда-сюда, по кругу, и так и сяк (аккуратнее, если тело в возрасте), — то опыт явно обнаруживает себя как присутствие бесформенной, безобъектной точки осознавания (центра внимания, осознания) внутри черепной коробки (обрамлённой ею).
Вот он ты — в голове болтаешься, вместе с нею.
«Всё обычно идёт хорошо, пока мы спокойны. Это — закон природы».
~ Макс Фрай
«Ты защищён, если мягок. Ты мягок тогда, когда спокоен».
~ древнекитайская мудрость
«Вода — самое мягкое и слабое, что есть в мире
Но в одолении твердого и крепкого непобедима
И нет ей равных
Слабые побеждают сильных
Мягкое одолевает твердое
Все это знают, только жить так не решаются»
~ Лао-цзы «Дао Де Цзин», 78. Перевод Н. и Т. Доброхотовых
К «тёмной» медитации (невербальному вопрошающему вниманию, удерживаемому на чувстве себя) нужно адаптироваться постепенно. Поэтому очень важно не пропускать ни одного дня, но сидеть в темноте и тишине понемногу (15-20 минут), не считая предварительного успокоения ума. Как только вы заметили, что внимание упускает «я»-ощущение и начинает блуждать или куда-то «погружаться», впадать в изменённые состояния сознания, медитацию следует прекратить.
Впоследствии можно будет просто взбодриться, походить, умыться и повторить «сеанс», но это не обязательно. Достаточно сидеть по 15-20 минут, но каждый день без перерыва! Значение имеет не интенсивный рывок, а мягкое постоянство! Тише едешь – дальше будешь! Не жмите на газ, не жмите на тормоза, езжайте плавно. Когда вы утвердитесь в «я»-ощущении, вам будет легко удерживать вопрошающее внимание, оно само будет стремиться к чувству себя.
Решительно откажитесь от всех соблазнов впасть в «изменённые» состояния и от всех «глубоких погружений». Самым обычным, но алертным умом удерживайте внимание на «я»-ощущении. Можете поначалу помогать себе вопросом: «как я знаю, что я – это я?». Не «что я есть – такой-то с таким-то именем и половой принадлежностью», а именно то, «что я – это я»? Как вы это знаете? Держите ум на этом. Со временем этот вопрос станет невербальным.
Это просто способ, чтобы ваше «я»-ощущение осталось в неприкрытом образами и представлениями виде. Но не форсируйте, иначе вы устанете и вообще бросите. Тогда зачем было и начинать? Днём вы как обычно наблюдаете за умом, в том смысле, что не спите, не сваливаетесь в «провалы» невнимательности, когда вас укутывает ментальная грёза (внутренний диалог). А вечером, прежде чем вы захотите спать, садитесь в темноте и тишине наедине с собой на 15-20 минут.
Больше не надо, иначе это будет пустое сидение или, что ещё хуже, «завалитесь» в какое-нибудь изменённое состояние сознания. К любым изменениям в сознании нужно быть бдительным, и либо прекращать медитацию, либо, если есть бодрость, просто встряхнуться и походить. Не медитируйте на «внутренний свет», на «пространство», на «безграничность», на «Ничто» и прочие глупости, удерживать нужно только «я»-ощущение, на нём вы должны сосредоточиться и «застопориться» в самом обычном состоянии сознания.
783. О ум, блуждающий в поисках, не зная, что состояние Освобождения принадлежит тебе по праву, – если возвратишься назад по тому же пути, по которому пришел, вернешь себе состояние Освобождения, нескончаемое совершенное счастье.
Садху Ом: Нам следует знать, что состояние нашего собственного Истинного Я – это Освобождение, вечное счастье, и оно всегда принадлежит нам по праву. Мы переживаем страдания только потому, что обращаем свое внимание вовне, оставляя Истинное Я. Поэтому садхана для достижения, казалось бы, утраченного счастья – это просто обращение нашего внимания обратно на Истинное Я, источник, из которого мы возникли и вышли вовне как джива.
788. Если не следовать принципу «Необходимо изменить только свой собственный ум», ум будет становиться все более и более нечистым как результат видения недостатков других.
Осознание (осознавание, сознавание, осознанность) не связано с пониманием.
Понимание/непонимание — осознаю́тся.
Наличие воспринимаемого (допустим, ви́дение) или его отсутствие (отсутствие ви́дения в тёмной комнате с закрытыми глазами) — осознаю́тся.
Наличие пространства — осознаётся.
Восприятие течение времени, вследствие свидетельствования изменений, — осознаётся.
Осознание — до́ всего этого. До воспринимаемого. Вне-(до-)пространственно / до-(вне-)веременно.
Нет пространства-времени — нет объектов с их качествами, характеристиками.
Осознавание — до́ всего этого.
Бескачественная реальность, осознаю́щая качества, когда они есть.
При желании, обратите внимание на стихи 16, 18 по ссылке.
Также, если перейти по ссылкам, что выше в ветке, — при должном внимании к указателям Учителей, которые там присутствуют от сообщения к сообщению, — то это также может помочь пониманию.
Но тут важны и практики, которые дают Мастера.
… На этом закончу.
Надеюсь, к непросветлённому ревверти больше не будет вопросов. Ибо: «Пора отдохнуть от форумов». (С)
Роберт: Кто может сказать? Как думать о Боге? Как медитировать на Бога? Я дам вам подсказку. Какое первое имя Бога?
Ученик: Я ЕСТЬ.
Р: Точно. Я ЕСТЬ – это первое имя Бога. Когда вы хотите думать о Боге, то думайте о Я ЕСТЬ вместе со своим дыханием. Я ЕСТЬ – это первое имя Бога. Закройте глаза и попробуйте это. Вдохните и скажите: «Я», выдохните и скажите: «Есть». На вдохе скажите: «Я», на выдохе скажите: «Есть». Разве вам не хорошо от этого? Простое повторение «Я есть» приподнимает вас.
Итак, вот что нужно делать. Каждый раз, когда у вас есть проблема, неважно, какая, неважно, насколько вы думаете, она серьезная, будь это личная или мирская проблема, неважно, откуда она появилаось, секрет в том, чтобы забыть «себя». На мгновение забудьте о проблеме, и выполните медитацию «Я Есть». Каждый раз, когда к вам возвращается проблема, делайте медитацию «Я Есть». Если ваш ум блуждает, возвращайте его обратно и выполняйте медитацию «Я Есть».
– Шри Нисаргадатта Махарадж «Любовь к Себе. Прямые указатели на Реальность»
… Прочёл…
(Цитаты кочуют из темы в тему.)
Устрою садхический отпуск.
Естество — представляющийся наиболее адекватным перевод санскритского слова «Атман» и английского «Self». Им обозначается аспект Абсолютного Единства, Брахмана, существующий внутри каждого из конкретных его проявлений. Этот аспект ощущается живыми существами как чистое, ни с чем не смешанное чувство Себя — Я-Я; чистое несотворенное осознавание, проявляющееся внутри в виде ощущения «Я есть», «Я осознаю». Иногда в духовных текстах для указания на это используются такие переводы, как «Истинное Я», «Сущее», «Самость». Поскольку это Я не отдельно от неделимого на части Брахмана (подобно тому, как луч солнца никак не отделен от самого солнца, а запах цветка от самого цветка), Атман — это и есть Брахман. Неизменная, за пределами форм, вечная, единственная и постоянная Реальность. Возможные синонимы для указания на которую: Ничто, Реальность, Суть, Шива, Истинное Я, Естьность, Сердце (с заглавной буквы), Осознанность, Сознание, Осознавание, Абсолют, Всевышний, Брахман, То, Естество, Я.
– из Глоссария Рибху Гиты. Перевод Давыдова Глеба
*
Экспириенс
В английском издании используется слово «experience», значение которого невозможно адекватно и в полной мере передать на русском языке (оно сочетает в себе значение слов «опыт», «познание на опыте», «переживание» (в значении «опыт»), «непосредственное, прямое знание», «знание на практике», «прямое распознавание», но в полной мере не передается ни одним из этих слов и словосочетаний), поэтому в настоящем переводе оно переводится чаще всего как «непосредственное знание», «экспириенс» и «непосредственное переживание». При этом необходимо подчеркнуть, что слово «переживание» в данном случае не указывает на обычное человеческое переживание, при котором имеет место двойственность — «переживающий» и «то, что переживается». Речь идет именно о непосредственном знании, вне двойственности — о непосредственном распознавании (без посредства фильтров ума в виде накопленного знания, названий и представлений), экспириенсе, при котором нет «воспринимающего» и «воспринимаемого», а есть только То, что Есть. — Прим. пер.
– из Примечаний книги Ночура Венкатарамана ”Swātmasukhi («Блаженство Естества»)“ в переводе Глеба Давыдова
Это невозможно до тех пор, пока медитирующий не укоренился в Естестве. Только когда он пребывает в Естестве, он имеет этот устойчивый Экспириенс Истины в своем существе. Ум заканчивается. А до того – заблуждение ума, moha, будет продолжать свою работу. Само существование ума – знак заблуждения. Пока ум работает, нирвикальпа-самадхи не случилось.
~ из комментария к стиху 18.73
Ибо если и после Оного направленное внимание остаётся, то есть и «место»/центр, откуда оно направляется?
И если со всё ещё закрытыми глазами хорошенько закрыть уши ладонями, то вот он ты — безобъектный, бесформенный центр внимания, осознания — где-то за глазами, между ушами.
Обрамление черепной коробкой — оформится.
… Слушать голос из видео можно осторожно перемещаясь внутри квартиры — с закрытыми глазами. Под разными углами становясь к источнику звука. (Звук идёт в лицо, в левое ухо, в правое и т.д.)
Вектор внимания к звуку при этом осознаётся направленным в разные стороны относительно центра внимания, из которого последнее исходит.
Можно к звуку повернуться спиной.
~
Выключив видео:
Если закрыть глаза и начать крутить/болтать головой туда-сюда, по кругу, и так и сяк (аккуратнее, если тело в возрасте), — то опыт явно обнаруживает себя как присутствие бесформенной, безобъектной точки осознавания (центра внимания, осознания) внутри черепной коробки (обрамлённой ею).
Вот он ты — в голове болтаешься, вместе с нею.
~ Макс Фрай
«Ты защищён, если мягок. Ты мягок тогда, когда спокоен».
~ древнекитайская мудрость
«Вода — самое мягкое и слабое, что есть в мире
Но в одолении твердого и крепкого непобедима
И нет ей равных
Слабые побеждают сильных
Мягкое одолевает твердое
Все это знают, только жить так не решаются»
~ Лао-цзы «Дао Де Цзин», 78. Перевод Н. и Т. Доброхотовых
Впоследствии можно будет просто взбодриться, походить, умыться и повторить «сеанс», но это не обязательно. Достаточно сидеть по 15-20 минут, но каждый день без перерыва! Значение имеет не интенсивный рывок, а мягкое постоянство! Тише едешь – дальше будешь! Не жмите на газ, не жмите на тормоза, езжайте плавно. Когда вы утвердитесь в «я»-ощущении, вам будет легко удерживать вопрошающее внимание, оно само будет стремиться к чувству себя.
Решительно откажитесь от всех соблазнов впасть в «изменённые» состояния и от всех «глубоких погружений». Самым обычным, но алертным умом удерживайте внимание на «я»-ощущении. Можете поначалу помогать себе вопросом: «как я знаю, что я – это я?». Не «что я есть – такой-то с таким-то именем и половой принадлежностью», а именно то, «что я – это я»? Как вы это знаете? Держите ум на этом. Со временем этот вопрос станет невербальным.
Это просто способ, чтобы ваше «я»-ощущение осталось в неприкрытом образами и представлениями виде. Но не форсируйте, иначе вы устанете и вообще бросите. Тогда зачем было и начинать? Днём вы как обычно наблюдаете за умом, в том смысле, что не спите, не сваливаетесь в «провалы» невнимательности, когда вас укутывает ментальная грёза (внутренний диалог). А вечером, прежде чем вы захотите спать, садитесь в темноте и тишине наедине с собой на 15-20 минут.
Больше не надо, иначе это будет пустое сидение или, что ещё хуже, «завалитесь» в какое-нибудь изменённое состояние сознания. К любым изменениям в сознании нужно быть бдительным, и либо прекращать медитацию, либо, если есть бодрость, просто встряхнуться и походить. Не медитируйте на «внутренний свет», на «пространство», на «безграничность», на «Ничто» и прочие глупости, удерживать нужно только «я»-ощущение, на нём вы должны сосредоточиться и «застопориться» в самом обычном состоянии сознания.
Постепенно, не форсируя и без пропусков!
~ из Главы "Мягкое постоянство практики"
Садху Ом: Нам следует знать, что состояние нашего собственного Истинного Я – это Освобождение, вечное счастье, и оно всегда принадлежит нам по праву. Мы переживаем страдания только потому, что обращаем свое внимание вовне, оставляя Истинное Я. Поэтому садхана для достижения, казалось бы, утраченного счастья – это просто обращение нашего внимания обратно на Истинное Я, источник, из которого мы возникли и вышли вовне как джива.
– Шри Муруганар «Гуру Вачака Коваи. Собрание устных наставлений Раманы Махарши»
--
са́дхана – Духовная практика; средство для достижения освобождения.
джи́ва – Душа, индивидуальное я.
(Давно заметил: Если интересоваться значением слов, то можно прийти к более полной картине понимания.)
Значение слов по словарю Т.Ф. Ефремовой:
Усилие
Напряжение сил – физических, умственных, душевных – для достижения, осуществления чего-л.
— Источник: tolkslovar.ru/u2774.html
Напряжение
2. Состояние по знач. глаг.: напрягать, напрячь, напрягаться, напрячься.
3. Несвободное, неестественное состояние; натянутость.
4. Состояние подъема, повышенных усилий в осуществлении чего-л.
— tolkslovar.ru/n2362.html
Напрягаться
2. Прилагать усилия, делая что-л.; повышаться в силе.
3. Усиливаясь, делаться неестественным (о голосе).
— tolkslovar.ru/n2358.html
Естественный
4. Изначально присущий кому-л., чему-л.; прирожденный, природный, не искусственный.
— tolkslovar.ru/e705.html
Свободный
8. Совершаемый, осуществляющийся, протекающий легко, без напряжения.
— tolkslovar.ru/s2654.html
Натянутость
1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: натянутый.
2. Отсутствие естественности, непринужденности.
— tolkslovar.ru/n3423.html
Натянутый
1. Находящийся в состоянии напряжения; возбужденный.
2. Лишенный простоты, естественности.
3. устар. Искусственный, ненатуральный.
— tolkslovar.ru/n3424.html
Искусственный
2. Надуманный, ненастоящий. // Лишенный простоты, естественности.
- tolkslovar.ru/i3853.html
––
Добавка
– Шри Муруганар «Гуру Вачака Коваи. Собрание устных наставлений Раманы Махарши»
Верен ли/нет — на Вашу интуицию.
Осознание (осознавание, сознавание, осознанность) не связано с пониманием.
Понимание/непонимание — осознаю́тся.
Наличие воспринимаемого (допустим, ви́дение) или его отсутствие (отсутствие ви́дения в тёмной комнате с закрытыми глазами) — осознаю́тся.
Наличие пространства — осознаётся.
Восприятие течение времени, вследствие свидетельствования изменений, — осознаётся.
Осознание — до́ всего этого. До воспринимаемого. Вне-(до-)пространственно / до-(вне-)веременно.
Нет пространства-времени — нет объектов с их качествами, характеристиками.
Осознавание — до́ всего этого.
Бескачественная реальность, осознаю́щая качества, когда они есть.
При желании, обратите внимание на стихи 16, 18 по ссылке.
Также, если перейти по ссылкам, что выше в ветке, — при должном внимании к указателям Учителей, которые там присутствуют от сообщения к сообщению, — то это также может помочь пониманию.
Но тут важны и практики, которые дают Мастера.
… На этом закончу.
Надеюсь, к непросветлённому ревверти больше не будет вопросов. Ибо: «Пора отдохнуть от форумов». (С)
Роберт: Кто может сказать? Как думать о Боге? Как медитировать на Бога? Я дам вам подсказку. Какое первое имя Бога?
Ученик: Я ЕСТЬ.
Р: Точно. Я ЕСТЬ – это первое имя Бога. Когда вы хотите думать о Боге, то думайте о Я ЕСТЬ вместе со своим дыханием. Я ЕСТЬ – это первое имя Бога. Закройте глаза и попробуйте это. Вдохните и скажите: «Я», выдохните и скажите: «Есть». На вдохе скажите: «Я», на выдохе скажите: «Есть». Разве вам не хорошо от этого? Простое повторение «Я есть» приподнимает вас.
Итак, вот что нужно делать. Каждый раз, когда у вас есть проблема, неважно, какая, неважно, насколько вы думаете, она серьезная, будь это личная или мирская проблема, неважно, откуда она появилаось, секрет в том, чтобы забыть «себя». На мгновение забудьте о проблеме, и выполните медитацию «Я Есть». Каждый раз, когда к вам возвращается проблема, делайте медитацию «Я Есть». Если ваш ум блуждает, возвращайте его обратно и выполняйте медитацию «Я Есть».
— Роберт Адамс. «Использование медитации Я ЕСТЬ с самоисследованием. Транскрипт #82»
~
Другая практика. Та же цель.