26 июля 2014, 22:50
20 июля 2014, 00:44
татхата
татхата, такова: этот срединный путь, 12 звеньев взаимозависимого возникновения есть способ существования и несуществования всех существ и относительных явлений.
Увидеть все существование как 12 звеньев возникновения, значит увидеть Дхарму. Увидеть Дхарму, значит прекратить жажду, поскольку не может возникать жажда к тому, для чего нет привязанности. Все 12 звеньев начинаются в жажде, жажда ее корень, а неведение и смерть — лишь пределы. И хоть 12 звеньев описываются как последовательные условия, жажда есть тот корень, с которым полностью прекращается неведение.
При условии жажды возникает четыре вида цепляния: цепляние к чувственным наслаждениям, цепляние к идеям, цепляние к обрядам и ритуалам и цепляние к «я».
С прекращение жажды к чувствам прекращается цепляние к чувственным наслаждениям. С прекращением жажды к формам прекращается цепляние к идеям. С прекращением жажды к бесконечным сферам прекращается цепляние к обрядам и ритуалам. С прекращением жажды к нирване прекращается цепляние к «я». С прекращением цепляния к «я» прекращается неведение.
Увидеть все существование как 12 звеньев возникновения, значит увидеть Дхарму. Увидеть Дхарму, значит прекратить жажду, поскольку не может возникать жажда к тому, для чего нет привязанности. Все 12 звеньев начинаются в жажде, жажда ее корень, а неведение и смерть — лишь пределы. И хоть 12 звеньев описываются как последовательные условия, жажда есть тот корень, с которым полностью прекращается неведение.
При условии жажды возникает четыре вида цепляния: цепляние к чувственным наслаждениям, цепляние к идеям, цепляние к обрядам и ритуалам и цепляние к «я».
С прекращение жажды к чувствам прекращается цепляние к чувственным наслаждениям. С прекращением жажды к формам прекращается цепляние к идеям. С прекращением жажды к бесконечным сферам прекращается цепляние к обрядам и ритуалам. С прекращением жажды к нирване прекращается цепляние к «я». С прекращением цепляния к «я» прекращается неведение.
18 июля 2014, 17:06
Нагарджуна
14 июля 2014, 19:06
Нагарджуна
Что должно быть познано не существует до тех пор, пока оно не познано, но без него, нет и сознания. Поэтому Тобой и сказано, что нет ни знания, ни объекта знания, с точки зрения самосущего.
11 июля 2014, 13:55
Шантидева: я и жажда
50. Жажда берет начало в ощущении,
А ощущения у них, безусловно, есть.
Ум, у которого есть объекты,
Будет цепляться за то или другое206.
Ум, не осознавший пустоту,
Сначала находится в связанном состоянии, а затем снова проявляется,
Как это происходит в случае бессознательного самадхи.
Поэтому необходимо созерцать пустоту.
[Способность бодхисаттвы] оставаться в самсаре ради тех,
Кто страдает из-за омраченности,
Достигается благодаря освобождению от привязанности и страха.
Таков плод реализации пустоты.
Таким образом, нет основании
Для опровержения [учения] о пустоте.
И потому, не ведая опасений,
Должно созерцать пустоту.
Пустота — средство против омрачений, [вызванных]
Завесами из клеш и познаваемого.
Как же могут те, кто желает быстро достичь всеведения,
Отказаться от созерцания пустоты?
Стоит бояться того,
Что приносит страдания.
Пустота успокаивает страдания,
К чему же ее бояться?
Если бы существовало некое реальное “я”,
Тогда что угодно могло бы служить источником страха.
Но, если “я”не существует,
Кто же будет испытывать страх?
Зубы, волосы, ногти — это не “я”.
“Я” — это не кости и не кровь,
Не слизь и не мокрота,
Не гной и не лимфа.
“Я ” — это не сало и не пот,
Не жир и не внутренности.
Полости внутренних органов — это не “я”.
“Я” — это не моча и не экскременты.
Плоть и сухожилия — это не “я”.
“Я” — это не [телесное] тепло и не ветер.
Отверстия тела — это не “я”,
И шесть видов сознания никак не могут быть приняты за
Читать дальше →
А ощущения у них, безусловно, есть.
Ум, у которого есть объекты,
Будет цепляться за то или другое206.
Ум, не осознавший пустоту,
Сначала находится в связанном состоянии, а затем снова проявляется,
Как это происходит в случае бессознательного самадхи.
Поэтому необходимо созерцать пустоту.
[Способность бодхисаттвы] оставаться в самсаре ради тех,
Кто страдает из-за омраченности,
Достигается благодаря освобождению от привязанности и страха.
Таков плод реализации пустоты.
Таким образом, нет основании
Для опровержения [учения] о пустоте.
И потому, не ведая опасений,
Должно созерцать пустоту.
Пустота — средство против омрачений, [вызванных]
Завесами из клеш и познаваемого.
Как же могут те, кто желает быстро достичь всеведения,
Отказаться от созерцания пустоты?
Стоит бояться того,
Что приносит страдания.
Пустота успокаивает страдания,
К чему же ее бояться?
Если бы существовало некое реальное “я”,
Тогда что угодно могло бы служить источником страха.
Но, если “я”не существует,
Кто же будет испытывать страх?
Зубы, волосы, ногти — это не “я”.
“Я” — это не кости и не кровь,
Не слизь и не мокрота,
Не гной и не лимфа.
“Я ” — это не сало и не пот,
Не жир и не внутренности.
Полости внутренних органов — это не “я”.
“Я” — это не моча и не экскременты.
Плоть и сухожилия — это не “я”.
“Я” — это не [телесное] тепло и не ветер.
Отверстия тела — это не “я”,
И шесть видов сознания никак не могут быть приняты за
Читать дальше →
10 июля 2014, 17:18
Шантидева: девятая глава “Бодхичарья-аватары”
73.
Мысли прошлого и будущего — это не “я”,
Поскольку они не существуют в данный момент.
Если бы мысли настоящего являлись “я”,
Тогда после их исчезновения “я” переставало бы существовать.
Подобно тому, как ствол бананового дерева
Превращается в ничто, если его разрубить на части,
Так и “я” оказывается несуществующим,
Если его подвергнуть анализу.
“Если нет живых существ,
К кому тогда [мы должны развивать] сострадание?”
К тем, кого в силу заблуждения мы наделяем существованием,
Что допустимо для достижения цели [— буддовости].
“Если нет живых существ, кто же [стремится] к цели?”
Верно, устремление также коренится в заблуждении.
Тем не менее, ради искоренения страдания
Заблуждение в отношении цели не отвергается.
Однако цепляние за “я”, являющееся причиной страдания,
Увеличивается из-за заблуждения в отношении “я”.
Если такой результат неизбежен,
Тогда лучше созерцать бессамостность.
Тело — это не ступни и не голени.
Бедра и ягодицы — это не тело.
Живот и спина — это не тело.
Грудь и руки также не являются телом.
Тело — это не ладони и не бока.
Подмышечные впадины и плечи — это не тело.
Шея и голова — это также не тело.
Так что же тогда тело?
Если тело существует в пространстве,
Занимаемом его членами,
А члены — в пространстве, занимаемом их частями,
Где же тогда тело само по себе?
Если бы тело целиком
Находилось в руках и других членах,
Тогда было бы столько же тел,
Сколько рук и так далее.
Тело не существует ни внутри, ни снаружи [его частей].
Как же может оно находиться в руках и других членах?
Оно [также] не существует вне рук и других органов.
Так где же его отыскать?
Таким образом, тела не существует.
Однако из-за заблуждения возникает образ тела в силу их особой конфигурации, —
Подобно тому, как возникает образ человека при взгляде на столб.
До тех пор, пока присутствует собрание условий,
Тело представляется человеком.
Подобно этому, пока
Читать дальше →
Мысли прошлого и будущего — это не “я”,
Поскольку они не существуют в данный момент.
Если бы мысли настоящего являлись “я”,
Тогда после их исчезновения “я” переставало бы существовать.
Подобно тому, как ствол бананового дерева
Превращается в ничто, если его разрубить на части,
Так и “я” оказывается несуществующим,
Если его подвергнуть анализу.
“Если нет живых существ,
К кому тогда [мы должны развивать] сострадание?”
К тем, кого в силу заблуждения мы наделяем существованием,
Что допустимо для достижения цели [— буддовости].
“Если нет живых существ, кто же [стремится] к цели?”
Верно, устремление также коренится в заблуждении.
Тем не менее, ради искоренения страдания
Заблуждение в отношении цели не отвергается.
Однако цепляние за “я”, являющееся причиной страдания,
Увеличивается из-за заблуждения в отношении “я”.
Если такой результат неизбежен,
Тогда лучше созерцать бессамостность.
Тело — это не ступни и не голени.
Бедра и ягодицы — это не тело.
Живот и спина — это не тело.
Грудь и руки также не являются телом.
Тело — это не ладони и не бока.
Подмышечные впадины и плечи — это не тело.
Шея и голова — это также не тело.
Так что же тогда тело?
Если тело существует в пространстве,
Занимаемом его членами,
А члены — в пространстве, занимаемом их частями,
Где же тогда тело само по себе?
Если бы тело целиком
Находилось в руках и других членах,
Тогда было бы столько же тел,
Сколько рук и так далее.
Тело не существует ни внутри, ни снаружи [его частей].
Как же может оно находиться в руках и других членах?
Оно [также] не существует вне рук и других органов.
Так где же его отыскать?
Таким образом, тела не существует.
Однако из-за заблуждения возникает образ тела в силу их особой конфигурации, —
Подобно тому, как возникает образ человека при взгляде на столб.
До тех пор, пока присутствует собрание условий,
Тело представляется человеком.
Подобно этому, пока
Читать дальше →
10 июля 2014, 16:44
Лонгченпа
В просторности спонтанного естественного знания позвольте себе быть свободными, естественными и не вдавайтесь в умопостроения.
Какие бы мысли не возникали, обязательно осознавайте свою природу, чтобы все они растворялись как проявление природы дхарматы. Несмотря на то что в такой практике нет ни малейшей точки отсчёта, которую нужно было бы создавать посредством медитации, не позволяйте себе впадать в обычное омрачённое забвение даже на мгновение. Напротив — обязательно охватывайте каждый аспект своих повседневных активностей неотвлекаемым присутствием ума. Что бы ни происходило и что бы вы не переживали, крепите свою уверенность в том, что всё это является беспочвенной волшебной иллюзией, — это даст вам возможность пережить подобное состояние и во время бардо.
Лонгченпа
Какие бы мысли не возникали, обязательно осознавайте свою природу, чтобы все они растворялись как проявление природы дхарматы. Несмотря на то что в такой практике нет ни малейшей точки отсчёта, которую нужно было бы создавать посредством медитации, не позволяйте себе впадать в обычное омрачённое забвение даже на мгновение. Напротив — обязательно охватывайте каждый аспект своих повседневных активностей неотвлекаемым присутствием ума. Что бы ни происходило и что бы вы не переживали, крепите свою уверенность в том, что всё это является беспочвенной волшебной иллюзией, — это даст вам возможность пережить подобное состояние и во время бардо.
Лонгченпа
10 июля 2014, 09:59
Падмасамбхава - Десять устоев тайной Мантры
Если нет привязанности к двойственности, воззрение дается легко.
Если нет вялости, возбужденности и отвлечения, медитация дается легко.
Если привязанность очищена подобно пространству, поведение дается легко.
Если очищены загрязнения ума, переживание дается легко.
Если ум свободен от мук, в собственном доме тебе живется легко.
Если очищена пристрастность, сострадание дается легко.
Если привязанность очищена изнутри, щедрость дается легко.
Если знаешь, что еда и богатство иллюзорны, наслаждение дается легко.
Если не задираешь нос, твои ежедневные дела даются легко.
Если не ведешь семейную жизнь, претерпевая нищету, средства к жизни добыть легко.
Если не соперничаешь с другими в благородных качествах, общение протекает легко.
Если не ведешь себя, как ребенок, и свободен от привязанности к эго, тебе легко.
Если находишься рядом с благородным учителем, который обладает состраданием и устными наставлениями, тебе легко.
Если понимаешь, что во всех шести видах существ присутствует сущность будды, чувствовать с ними близкое родство легко.
Если отсечешь привязанность, что бы ты ни делал, тебе легко.
Если видимое и сущее освобождаются сами собой, обнаружить великое блаженство легко.
Если знаешь, что видимое и звуки иллюзорны, пережить несчастья легко.
Если узнаешь свое истинное лицо, быть свободным от усилия и борьбы легко.
Если мысли распознаешь как дхармату, использовать все, что видишь, как медитацию легко.
Если понимаешь это, что бы ты ни делал тебе будет
Читать дальше →
5 июля 2014, 19:25
Нагарджуна. Исследование бытия и небытия.
29 июня 2014, 13:40