102 читателя    296 топиков    RSS   

Мистическое христианство

6 февраля 2017, 07:39

Бог — это Разум, которым я мыслю

Под спудом тщетных дум, несбыточных идей, которыми ты загромоздил свой разум, лежат те мысли, которые ты изначально мыслил с Богом. Они, не изменившись, остались в твоем разуме. Они пребудут в нем навечно в точности такими, какими были всегда. Всё напридуманное с той поры изменится, но фундамент, на котором оно зиждется, неизменен. К тому фундаменту сегодня устремлены наши усилия. Здесь разум твой соединен с Господним. Здесь Вы единомысленны.
17 сентября 2015, 16:50

Преподобный Исаак Сирин

Преследуй сам себя, и враг твой прогнан будет приближением твоим. Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля. Потщись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную, потому что та и другая — одно и то же, и входя в одну, видишь обе. Лествица оного Царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха, и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить.

Слова подвижнические Преподобный Исаак Сирин
21 июня 2013, 09:51

Смирение воина

«гневаясь,
не согрешайте»; «гневающийся на брата своего напрасно», – потому что
можно гневаться и справедливо. Так и Павел разгневался на Елиму, и Петр на
Сапфиру (Деян.5; Деян.13). Я даже не назову этого просто гневом, но
любомудрием, попечением, распорядительностью. Гневается и отец на сына,
но потому, что заботится о нем. Напрасно гневается тот, кто хочет отмстить за
себя самого; а кто хочет исправить других, тот – смиреннее всех. Так и Бог,
когда о Нем говорится, что Он гневается, гневается не для отмщения за Себя
самого, но для исправления нас. Будем же и мы подражать Ему:мстить, таким
образом, есть дело божественное, а мстить иначе – дело человеческое.

Иоанн Златоуст «Беседы на псалмы» пс. 4

Многие христианство считают беззубым, но напрасно. Любят нападать с оскорблениями, в ожидании, что христианин «подствавит щеку», и очень удивляется когда получает не только отпор, но и как писал Иоанн Златоуст наставление в добре. Некоторые ведь как дети, пока не получат по соматике, не включат мозги.

«Приносите жертвы правды и уповайте на
Господа» (Пс.4:6). Видишь ли последовательность превосходного совета?
Видишь ли совершенное наставление? Укорив слушателей за грехи, сделав их
менее скорыми на подобные дела, устроив неподкупное судилище и
потребовав отчета в жизни, он потом руководит их к совершению добродетели.
Недостаточно ведь только воздерживаться от зла, но должно стараться и
делать добро.
Потому-то он далее и предлагает такое увещание: «уклоняйся от
зла и делай добро» (Пс.33:15). Подлинно, и не совершение добродетели подвер-
гает наказанию,
а не только совершение пороков. И те, которые не напитали
алчущего, не напоили жаждущего и не одели нагого, – они не хищничали, не
предавались любостяжанию, не брали чужого; но так как они не творили
милостыни, то предаются за это наказанию вечному и мучению бесконечному.

Придти к ближнему (а в социуме ой как много ближних) и потребовать отчета в жизни, и если потребуется и взять за руку
Читать дальше →
11 июля 2011, 02:49

от монаха Симеона Афонского

Мир может быть мал, как маковое зернышко, но все же он останется бесконечен во всех своих проявлениях.

Этот мир в одно мгновение рождается и в одно мгновение исчезает.

До тех пор, пока мы что-то знаем, мы никогда не приблизимся к истинному Знанию.

Будь подальше от тех, кто много рассуждает. Будь поближе к тем, кто больше молчит.

Упрекать людей за их недостатки – все равно, что упрекать зеркало.

Только мы цепляемся за этот мир как за опору, он становится бездной.

Выйти из мира, это значит, – выйти из мира мыслей.

Мысли, если их не слушать, – подобны комарам, а если их слушать, – подобны слонам.

Оставь логику для мира сего, а сердце посвяти постижению Вечности.

Весь окружающий мир указывает тебе на то, что внутри тебя, а ты бесполезно ищешь это в мире.

Там, где прекращаются мысли, начинается Неизреченное.

Когда мы поймем, что ТАМ лучше, чем ЗДЕСЬ, мы поймем, что ТАМ – это и есть ЗДЕСЬ.

Есть на свете одна огромная Река. Она не имеет начала, не имеет конца. И названия у Нее нет. Левый берег у этой Реки – Смерть, правый берег – Жизнь. А Сама Река – ни жизнь, ни смерть, но ведает жизнью и смертью. Из Нее рождаются в жизнь и из Нее переходят в смерть. А тот, кто плывет по этой Реке, забывает о жизни и забывает о смерти.

Бог ничем не ограничивает человека, человек ограничивает сам себя.

Человека убивают не обстоятельства, – его убивают мысли.

ВСЕ никогда не может измениться и перестать быть, потому что ВСЕ никогда не меняется и не перестает.

Хочешь услышать Христа? Ищи молчание, ибо Он – там.

Когда сердце привязывается к этому миру, он удерживает сердце тончайшей паутиной. А когда сердце хочет оторваться от этого мира, его паутина становится стальными цепями.

Если пройдешь бесстрашно сквозь мысли, найдешь – Бессмертие.

За всеми явлениями мира скрыто вечно прекрасное «ДА». Но сами явления, если пытаться познать их, неизменно сообщают нам, что они сотканы из одного печального «НЕТ»

Если правда, что вселенная расширяется, то также расширяется и ум человека. Много времени пройдет, пока он остановится и начнет возвращаться в себя

Непостижимый свет не требует описания, ибо он никогда не уходил от тебя – он требует только твоего прямого опыта.

Даже в грязной луже отражается Небо, но чистое сердце вмещает его в себя целиком и становится Царством Небесным

Вникни в То, из чего рождается тишина, прямо здесь и сейчас, ибо другого времени у тебя больше может не быть; «не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5: 6).

Вникни в То, что создало тебя, что живет в тебе и что будет жить и тогда, когда ты исчезнешь подобно пылинке.

Вникни в То, где ты найдешь покой, где ты никогда не узнаешь смерти, даже если сокрушатся и земля и небо.

Если собрать вселенную воедино, то вся она уместится в одном наперстке. Познай ценность своей души, не имеющей никаких пределов.

Не соблазняйся веществом и образами мира, ведь дух твой не имеет образа, и он засияет ярче солнца, когда ты познаешь его.

Когда ты обретешь Спасение, то обнаружишь, что оно не пребывает ни на востоке, ни на западе – оно пребывает в тебе самом более ясное и отчетливо постигаемое, чем ты сам и окружающий тебя мир.
13 августа 2020, 13:17

Между разумом и сердцем

Несомненно, что все человеческие обстоятельства играют роль в нашем внутреннем становлении, несомненно также, что Ветхий и Новый Завет правы, когда на словах и на примерах поясняют нам, что надежная обеспеченность в конечном итоге разделяет нас от Бога и мы нуждаемся в некоторой степени внутренней неуверенности, чтобы не отяжелеть. Вспомните выражение Священного Писания: утучнел и оставил Бога (Втор 32:15). Когда мы тучнеем, когда вокруг обстановка спокойная, уютная, без проблем, мы ничего не ищем. Между разумом и сердцем человека есть разлад: сердце всегда не удовлетворено, потому что заполнить его может только Бог, ум же может удовлетвориться малым и до края заполниться тварным содержанием. Это одна из причин, почему столь многие люди, зрелые в интеллектуальном отношении, но без внутренней зрелости, бедные сердцем, не испытывают никакого побуждения искать Бога, они богатеют количественно, а вместе с тем где-то на большой глубине чувствуют пустоту и страх. Это выливается в психологические проблемы, в трудные взаимоотношения с людьми. Разрешение этому можно найти только перед лицом Божиим, переросши непонимание, бесконечного возрастая в поиске Того, Кто есть.

Антоний
Читать дальше →
16 февраля 2017, 10:37

Главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие.

О́браз Бо́жий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др.

Все мы сотворены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похожими на Бога: Бог разумен, и человек обладает разумом; Бог свободен, и человек обладает свободой, волею; Бог обладает чувствами, человек тоже обладает ими; Бог обладает властью над Вселенной, и такая же власть дана человеку; Бог может творить, и человек может творить; Бог – Личность, и мы – личности. Это то, что по образу Божию в нас есть. Бог обладает Словом, Слово Божие – это Христос. И человек обладает словесной способностью – это то, что его отличает от всех животных, живых существ на земле. Более того, благодаря свойствам и способности властвовать над Вселенной, человек ближе к образу Божию, чем Ангелы, хотя Ангелы по природе своей больше похожи на Бога, потому что они духи. У человека бессмертная душа, которая оживляет его смертное тело, и она тоже сотворена по образу Божию.
Но что такое подобие? Подобие Божие – это сходство с Ним в Его жизни, нравственной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Священного Писания, значит человек, который любит, поистине любит, уподобляется Богу. Бог есть милосердие, милосердный человек уподобляется Богу. Бог – кротость, кроткий человек тоже уподобляется Богу. Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу. Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле. Но это произойдет не сразу, так как Богоподобие человека достигается со временем и в сотрудничестве с Богом. Вот в этом главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие.

Читать дальше →
20 января 2012, 15:15

Святитель Николай Сербский


Улыбка
Над смехом счастья и стоном скорби людей витает некая таинственная улыбка, согревающая, но необжигающая. Улыбка эта совершенно не похожа на презрительную, леденящую усмешку циника. Улыбка матери над разыгравшимся младенцем или улыбка святого над могущественным, но слабым напоминает эту таинственную, возвышенную улыбку.
Что другое еще может означать это тихое радование, как не соучастие в радости радующихся и плаче плачущих? О чем говорит эта улыбка, как не о том, что чрезмерная земная радость вскоре сменится печалью, а на смену печали придет радость?
Грустно, что из всех земных животных именно эти два наиболее характерно выражают человеческое помрачение — обезъяна и гиена. Старайся, чтобы радость твоя не походила на гримасы обезъян, а скорбь — на бессмысленную ипохондрию гиены.
Вспомни непостижимую и ласковую улыбку матери и святого, улыбку, заключающую в себе мудрость, милость, любовь и вечность. И вечность, ибо смех и плач временны, та улыбка пребывает во век.
Читать дальше →
2 января 2012, 00:04

Сурожский Антоний БЕЗМОЛВНАЯ МОЛИТВА


… когда мы входим в познание Бога: не мы вмещаем в себе Бога, но сами содержимся в Нем, и в этой встрече с Богом становимся самими собой, обретая покой в Его беспредельности.
Святой Афанасий Великий говорит, что восхождение человека к обожению начинается с момента его сотворения. С самого начала Бог дает нам нетварную благодать, чтобы мы могли достигнуть единения с Ним. С православной точки зрения не существует “естественного человека”, которому подается благодать как какое-то добавление. Первое слово Божие, вызвавшее нас из небытия, было и первым нашим шагом к исполнению нашего призвания, дабы Бог был во всем и мы в Нем, как и Он в нас.
Мы должны быть готовы к тому, что наш последний шаг в отношениях с Богом будет актом чистого поклонения, лицом к лицу с тайной, в которую мы не сможем проникнуть. Мы вырастаем в познание Бога постепенно, из года в год, до конца нашей жизни, и будем продолжать то же и в вечности, никогда не достигая точки, когда смогли бы сказать, что теперь знаем все, что можно познать о Боге. Этот процесс постепенного познания Бога приводит к тому, что в каждое мгновение мы стоим со своим прошедшим опытом перед тайной Бога познаваемого и все еще неведомого. То малое, что мы знаем о Боге, затрудняет для нас познание большего, потому что большее нельзя просто прибавить к меньшему; каждая встреча влечет за собой такое изменение перспективы, что все, что мы знали раньше, становится почти неверным в свете того, что мы узнали после.
Это справедливо и в отношении всякого знания, которое мы приобретаем: каждый день мы научаемся чему-то в области естественных или гуманитарных наук, но приобретенное знание имеет смысл только потому, что приводит нас к черте, за которой лежит нечто, что нам еще предстоит узнать. Если мы остановимся и будем повторять то, что уже знаем, мы только попросту потеряем время. И так, если мы желаем встретить в молитве реального Бога, нам надо прежде всего понять, что все приобретенное прежде знание привело нас к тому, чтобы стоять перед Ним. Все это ценно и значительно, но если мы не будем идти вперед, это знание перестанет быть реальной жизнью, но превратится в призрачную, бледную тень; это будет воспоминание, а жить воспоминаниями невозможно.
В наших отношениях с людьми мы неизбежно поворачиваем лишь одну грань своей личности к одной грани личности другого; это может быть хорошо, если ведет к установлению контакта; это может быть плохо, когда мы делаем так, чтобы использовать слабости другого. Мы и к Богу поворачиваем также одну свою грань, ту, которая ближе всего к Нему, доверчивую или любящую сторону. Но мы должны помнить, что никогда не встречаемся с одной только гранью Бога: мы встречаем Бога в Его целостности.
Приступая к молитве, мы надеемся почувствовать Бога, как кого-то, кто здесь присутствует, надеемся, что наша молитва будет если не диалогом, то, по крайней мере, речью, обращенной к тому, кто слушает. Мы боимся, что можем не ощутить вообще никакого присутствия, и будем говорить, словно в пустоту, где никто не слушает, не отвечает, не интересуется. Но это чисто субъективное впечатление; если мы сравним свой молитвенный опыт со своими обычными повседневными человеческими контактами, мы можем вспомнить, что иногда человек очень внимательно слушает нас, а нам кажется, что слова наши падают в пустоту. Наша молитва всегда достигает Бога, но не всегда ответом на нее бывает чувство радости или мира.
Когда мы говорим о “стоянии” перед Богом, то всегда думаем, что вот здесь – мы, а вон там, вне нас – Бог. Если мы ищем Бога вверху, перед собой или вокруг, то не найдем Его. Святой Иоанн Зластоустый говорит: “Найди дверь внутренней горницы души твоей, и ты увидишь, что это дверь в Царствие Небесное”. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что когда Бог создал человека, то вложил в самую сокровенную глубину его все Царство, и задача человеческой жизни – копать достаточно глубоко, чтобы обнаружить это сокровище. Поэтому, чтобы найти Бога, мы должны копать в поисках этой внутренней горницы, этого места, где в самой нашей глубине присутствует все Царствие Божие, где Бог и мы можем встретиться. Лучшее орудие, орудие, которое пройдет через все препятствия – это молитва. Суть задачи в том, чтобы молиться внимательно, просто и правдиво, не заменяя подлинного Бога никаким ложным богом, идолом, плодом нашего воображения и не стараясь предвосхитить какое-либо мистическое переживание. Сосредоточиваясь на том, что мы произносим, веря, что каждое наше слово доходит до Бога, мы можем употреблять свои собственные слова или слова великих духом людей, выражающие лучше, чем это можем сделать мы, то, что мы чувствуем или смутно ощущаем в себе самих. Не во множестве слов мы будем услышаны Богом, а в их правдивости. Обращаясь к Богу со своими собственными словами, мы должны говорить как можно более точно, стремясь не к краткости и не к пространности, а к правдивости.
Бывают моменты, когда молитва льется легко и свободно, и другие моменты, когда у нас появляется чувство, что источник ее высох. Тогда нужно пользоваться молитвами, которые составлены другими людьми и где выражено в основных чертах все то, во что мы верим, даже если в данный момент это и не оживлено для нас глубоким откликом нашего сердца. В такое время наша молитва должна быть двойным актом веры, – веры не только в Бога, но и в самих себя; мы должны поверить в свою веру, которая в данный момент померкла, хотя и является частью нас самих.
Но бывает и так, что нам не нужны никакие молитвенные слова, ни наши собственные, ни чьи бы то ни было, и тогда мы молимся в совершенном безмолвии. Совершенное безмолвие – это идеальная молитва, при условии, однако, что это подлинное безмолвие, а не мечтательность. Мы очень мало знаем по опыту, что такое глубокое безмолвие тела и души, когда в душе царит совершенная тишина, когда совершенный мир наполняет тело, когда прекращается всякая суета и движение и мы стоим перед Богом до конца открытыми в акте поклонения. Бывают моменты, когда мы чувствуем себя физически хорошо, нам не хочется напрягать ум, мы устали от слов, потому что уже столько произносили их; нам не хочется шевелиться, и мы испытываем радость в этом хрупком равновесии; это тот предел, где можно соскользнуть в мечтательности. Внутреннее безмолвие – это отсутствие всякого внутреннего движения мыслей или эмоций, но это состояние полной бдительности, открытости к Богу. Мы должны, когда можем, хранить полное безмолвие, но никогда не следует допускать, чтобы оно перерождалось в чувство простого удовлетворения. Чтобы уберечься от этого, великие наставники Православия учат нас никогда не оставлять совсем обычных форм молитвы, потому что даже те, кто достиг этого созерцательного безмолвия, прознавали необходимым, когда чувствовали опасность духовного расслабления, вновь употреблять слова молитвы, пока молитва не восстановит в душе безмолвие.
Греческие Отцы считали это безмолвие, которое они называли “исихия”, – и исходным моментом, и венцом молитвенной жизни. Безмолвие – это состояние, когда все силы души и тела пребывают в полном мире, спокойствии, собранности, в состоянии совершенной бдительности и в то же время свободы от всякой суеты и движения. В творениях многих Отцов мы находим образ пруда: пока на поверхности пруда рябь, ничто не может в нем верно отразиться – ни деревья, ни небо; когда же поверхность его совсем спокойна, в нем совершенно точно отражаются небо и деревья на берегу, и все в этом отражении так же четко, как в действительности.
Отцы употребляют и другой образ: пока не осядет ил, поднявшийся со дна пруда, вода не прозрачна и сквозь нее ничего нельзя увидеть. Оба эти сравнения относятся к состоянию человеческого сердца. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8).
Пока в душе нет тишины, не может быть видения; но когда тишина поставит нас в присутствие Божие, наступает безмолвие совсем иного рода, гораздо более абсолютное: безмолвие души, которая не только пребывает в тишине и собранности, но которую присутствие Божие удерживает в трепете благоговейного поклонения, безмолвие, в котором, по слову Юлиании Норичской, “молитва соединяет душу с Богом”.