
Утка изящно плавает, ныряя под воду за пищей, плескаясь в спокойствии и легкости, она одно с озером. Затем она взлетает вместе со своими сородичами, воспаряя ввысь, естественно и легко формируя клин для эффективности и легкости, она одно с небом. Но когда она передвигается
по суше, она неуклюжа и медленна, те самые качества, что делали ее естественной в воде и в небе, сейчас стали
препятствием в ее продвижении.
Читать дальше →
Махнул случайно гаишник палкой. Хотел подойти, извиниться. Только подошел, водитель:
— Я права забыл!
Жена рядом:
— Врет он все! Пил вчера!
Теща сзади:
— На краденой машине всегда поймают!
Голос из багажника:
— Границу уже переехали?
Порой проезжая ночью через посёлки, и видя понуро шагающих вдоль дороги одиноких прохожих, возникает желание подвезти…
Вчера, возвращаясь домой, городок уже спал и на улицах практически никого не было. И на повороте стоял человек лет 40-ка с сумкой и рюкзаком.
Когда он подошел и открыв дверь поздоровался:
— Мені потрібно до Хуста.
— Я не знаю де це. Живу тут…
— Можете мене підвезти до перехрестя? Там легше піймати машину.
— Сідайте…
Оказалось, что он студент в семинарии (греко-католической) где-то в Венгрии и едет сейчас домой на попутном транспорте. Рассказал, что не просто учить латынь с возрастом…
Наработавшись за целый день, мне было приятно живое общение, так мы поехали в Хуст. По пути он меня угостил йогуртом и вкусным тонким яблочным пирогом, который испекли девушки. Чему был безумно рад и благодарен, так как голод о себе давал знать. А по приезду мы ещё немного пообщались за зелёным чаем у него дома на кухне…
В. — Способствует ли Вайрагья (бесстрастие) достижению этой цели?
Р.М. — Несомненно.
В. — Какова природа бесстрастия?
Р.М. — Различение. Все люди стремятся к счастью, но большинство идёт по ложному пути, принимая за счастье удовольствия этого мира, которые неизбежно сменяются страданиями. Различать между тем, что приносит горе, и тем, что приносит радость, — и придерживаться последнего, — это и есть Вайрагья. Когда искушения этого мира для человека как бы «вылиняли» и утратили свой былой призывный блеск — это подлинная Вайрагья (дословно «обесцвеченность»).
В. — То есть мы должны избавиться от злобы, похоти и т.п.?
Р.М. — Избавься от мыслей. Ты не должен избавляться ни от чего другого. Действия и чувства не порабощают человека. Его порабощает только ложная мысль «я — действующее лицо» (Ахамкара, эго). Оставь эту мысль и предоставь телу и чувствам беспрепятственно играть свои роли без твоего вмешательства.
Речь идет об устранении неведения, а не о приобретении знания. Поручать эту задачу уму — все равно, что переодевать вора в полицейского и поручать ему ловить вора, то есть самого себя. Ум — вор, слови его и верни себе счастье.
Если попытаться описать просветление через его атрибуты (хотя такое описание обречено быть неточным), то я бы назвал ничем не обусловленную любовь, сострадание, покой и беспричинную радость. Пока я сохраняю веру в существование времени и своей отдельной личности, я могу познать лишь отражения этих атрибутов, а не их сущность.
Читать дальше →
… Весь мир в тебе, и ты, как мир, един.
Со всеми будь, но избегай общин.
Их основал когда-то дух, но вот
Толпа рабов, отгородясь, бредет
За буквой следом, накрепко забыв
Про зов свободы и любви порыв.
Им не свобода — цепи им нужны.
Они свободой порабощены.
И, на колени пав, стремятся в плен
К тому, кто всех зовет восстать с колен.
Знакомы им лишь внешние пути,
А дух велит вовнутрь себя войти
И в глубине увидеть наконец
В едином сердце тысячи сердец.
Вот твой предел, твоих стремлений край,
Твоей души сияющий Синай.
Но здесь замри. Останови полет,
Иначе пламя грудь твою прожжет.
И, равновесье обретя, вернись
К вещам и дням, вдохнув в них ширь и высь....
Брахма сказал:
О мудрый, все, что кажется этой вселенной, является ничем кроме как бесконечным сознанием, Брахманом. Мудрый знает, что это есть чистая сатва (необусловленный интеллект), которая бесконечна, и глупец видит это как материальную вселенную. Я приведу пример для понимания этой истины в рассказе о космическом яйце (Брахманда, творение).
В этом беспредельном пространстве есть бесконечное сознание, которое не отличается от этого пространства. Это сознание воспринимает себя в себе как индивидуальное сознание, обусловленную и живущую сущность. Быстро оставляя свою собственную природу бесконечного пространства, оно считает себя чувством эго или «я есть», хотя все еще пространство является его телом. Это «я есть» расширяется в «я есть интеллект». Затем оно видит себя как интеллект, который определяет, что такое «это» и что «то», и который следует основной иллюзии обусловленного восприятия. После этого, оно само придерживается понятия «я есть разум» и вовлекается в понятия или разнообразное и искаженное мышление. Этот разум затем придумывает понятие о существовании пяти чувств, которые, хотя не имеют формы, кажутся плотными и материальными, как горы, увиденные во сне. Разум считает, что он имеет тело, созданное тремя мирами с разнообразными существами и их кажущимися разнообразными отношениями, все подверженные времени.
Так оно увидело все, как единое видит разнообразные объекты в зеркале. То, что оно увидело, было изумительным и разноцветным. В каждой частице здесь существуют такие вселенные. Невежество думает обо всем этом как о невежестве и как бесконечном создании, но когда это осознается как Брахман, оно само становится чистым Брахманом. Даже хотя все это действительно видится, ничто не видится, потому что все это только сон. Кто все это ощущает, что ощущает и как может быть двойственность в бесконечном существе?
Градация четырех стремлений
— Дхарма обычно стоит на первом месте из четырех категорий человеческих целей, потому что стремление к безопасности, артха, и удовольствиям, кама, должно руководствоваться этическими соображениями. Артха, стремление к безопасности, стоит на втором месте, потому что это самое основное желание любого существа. Каждый послушен под скальпелем хирурга как раз потому, что каждый желает жить. Если существо живет, затем уже каждый хочет быть счастливым и стремиться к удовольствиям, кама. Я хочу жить, и хочу жить счастливо; и оба стремления, к безопасности и к удовольствиями, должно направляться этикой.
Последняя категория — это желание освобождения, мокша.
Читать дальше →
Как буйно в медресе, и в кельях, и в церквах
Растут стремленье в рай и перед пеклом страх!
Но тот, кто разгадал и вызнал тайну Бога,
Не сеет сорняков в доверчивых сердцах.
*********************************************
Искатель истин, ты тратишь век земной,
Но удержать в руках не сможешь ни одной.
Вот так: пока вино не льем мы в кубок твой,
Живешь в неведенье-что трезвый, что хмельной.