15 февраля 2014, 15:03

С точки зрения мозга отказ похож на боль

Учёные выяснили, что отторжение индивида социумом или отказ конкретного человека для отверженного подобны болевым ощущениям, потому что сигналы от душевного и физического страдания обрабатываются в одной и той же области головного мозга.

Ранее исследователи обнаружили, что ощущения тревоги и беспокойства, которые человек испытывает, когда ему, например, отказывают в сотрудничестве или когда он порезался ножом, возникает в одном и том же отделе, что позволяет говорить примерно об одной и той же природе этих переживаний. Последние исследования выявили, что участки мозга, в которых возникает боль и недовольство житейскими неудачами и передрягами имеют обширные нейронные связи и очень интенсивно взаимодействуют.

В основном эти процессы протекают в передней части извилины коры мозга и частично — в передней доле. Согласно статье, опубликованной биологом и социальным психологом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Наоми Эйзенбергер в журнале «Current Directions in Psychological Science», человек, чувствительный к болезненным ощущениям, также склонен нервничать по самым незначительным поводам.

Исследователи поставили игровой эксперимент, в ходе которого человек должен был наладить сотрудничество с виртуальными партнёрами, при этом в случае фиаско участник испытывал значительный психологический дискомфорт, который, однако, становился менее выраженным, если перед переговорами добровольцу давали анальгетик тайленол — одно из самых популярных обезболивающих.

Если вам предстоит тяжёлый разговор или важное собеседование, можете использовать эту хитрость, чтобы быть уверенным в том, что в нужный момент вас не подведут нервы, и вы будете менее эмоционально реагировать на отказы и недопонимание, однако лучше всё же научиться справляться со стрессами без обезболивающих.
Дмитрий Зыков
Читать дальше →
13 февраля 2014, 17:09

Совершенные органы чувств не гарантируют "правильное" восприятие. Или как видит креветка


Довольно давно известно, что ротоногие из отряда ракообразных обладают одним из самых, если не самым, сложным глазом в животном мире, так как у них имеется аж 12 типов светочувствительных клеток. Сравните всего с тремя у людей. Австралийские учёные решили определить, насколько реально хорошо эти ротоногие видят цвета. Для этого они выдрессировали рачка, чтоб он отличал свет разных длин волн. Выяснилось, что рачок не может различать цвета отстоящие по длине волны на 12–25 нм. (ссылка) Хотя, в теории, должен видеть разницу в 1–7 нм. Человек, в свою очередь, может различить оттенки с разрешением 1–12 нм. Авторы предполагают, что такое расхождение происходит из–за принципиально другой системы цветового зрения. В то время как у человека цвета формируются после довольно серьёзной обработки мозгом полученной от сетчатки информации, рачок видит цвет как бы сразу, уже на уровне отдельных светочувствительных клеток. Одна клетка — один цвет. Оно и неудивительно, мозг у них довольно простой и не смог бы работать по «человеческому» принципу. Зато как преимущество указывается, что такая система работает намного быстрее, что для хищника довольно
Читать дальше →
10 февраля 2014, 19:09

Как память редактирует прошлое.



Наша память очень коварная штука. Её можно сравнить с путешественником во времени: она вставляет в события прошлого фрагменты из настоящего. А если говорить более конкретно – человеческая память отражает события прошлого, но вставляет в них последующий опыт.
Читать дальше →
4 февраля 2014, 12:37

Искажения восприятия

12 когнитивных искажений, доставшихся человечеству от далеких предков и не дающих нам рационально воспринимать действительность
*Когнитивный (лат. cognitio знание) — имеющий отношение к познавательной деятельности.
Человеческий мозг способен выполнять 1016 операций в секунду. Ни один компьютер на такой объем работы не способен. При этом обычный калькулятор может выполнять математические вычисления в тысячу раз вернее, чем человек.

Наши воспоминания субъективны, обрывочны и изменчивы. Наши восприятие и обработка информации об окружающей действительности подвержены множеству помех. Неточности и погрешности в нашем восприятии называются когнитивными искажениями. Они вызваны эволюционной необходимостью.
Читать дальше →
30 января 2014, 15:35

Мы никогда не преодолеем все барьеры на пути научного познания

Мартин Рис (Martin Rees)
Бывший президент Лондонского королевского общества, почетный профессор космологии и астрофизики Кембриджского университета. Выпускник и преподаватель Тринити-колледжа. Автор книги «From Here to Infinity» (Отсюда до бесконечности).
Существует активно поддерживаемое мнение о том, что наши познания и способность проникновения в суть будут углубляться бесконечно, что все научные проблемы со временем сдадутся под нашим натиском. Но, я думаю, нам следует отказаться от такого оптимизма. Человеческий интеллект может уткнуться в стену, хотя в большинстве научных областей до этого еще очень и очень далеко.
У космологии явно есть незавершенная работа. Теория Эйнштейна рассматривает пространство и время как нечто гладкое и непрерывное. Но мы знаем, что ни одно вещество нельзя разделить на сколь угодно малые составляющие, потому что со временем мы дойдем до отдельных атомов. Соответственно, пространство само по себе это гранулярная и «квантованная» структура, но в масштабе, который в триллионы и триллионы раз меньше. У нас нет единого понимания основы, или крайнего нижнего уровня материального мира.

Такая теория привнесла бы большие взрывы и мультивселенные в сферу скрупулезной и точной науки. Но она не станет сигналом об окончании исследований и открытий. Она окажется неактуальной и несущественной для 99 процентов ученых, которые не занимаются физикой элементарных частиц и космологией.
Например, наши знания о диете и об уходе за детьми пока настолько скудны, что рекомендации специалистов меняются из года в год. Это может показаться несообразным примером на фоне той уверенности, с которой мы ведем диспуты о галактиках и об элементарных частицах. Но эти сложные проблемы сдерживают и ставят в тупик биологов, и они обескураживают их гораздо больше, чем проблемы большого и элементарно малого.
Области науки иногда сравнивают с разными этажами высокого здания. Физика элементарных частиц находится на первом этаже, затем идет вся остальная физика, потом
Читать дальше →