Тот, кто рассуждает о прелестях жизни в горах и лесах, не обязательно жаждет уединения в горах и лесах. Тот, кто не терпит разговоров о славе и выгоде, не обязательно перестал мечтать о славе и выгоде.
Рыбная ловля — беспечное занятие. Но в руках вы держите орудие, могущее лишить жизни. Игра в шахматы — безобидное развлечение. Но оно внушает мысли о смертельном поединке (1). Нельзя не видеть: из всех дел самое приятное — ничегонеделание, а безыскусность выше самой тонкой изощренности.
Пора цветения трав, когда поет иволга и склоны гор одеваются в зеленый наряд, — это обманчивая видимость нашего мира. Когда деревья обронят в воду свою листву и скалы будут стоять оголенными, тогда людскому взору воистину явится доподлинное естество Неба и Земли (2)… Читать дальше по ссылке: www.vedanta.ru/library/hun_zi_chen/second_part.php
«Однажды Чжуанцзы приснилось, что он — бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он — Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуанцзы?!»
«Очень важно понять это состояние, когда мой ум больше не ищет ощупью, не шарит повсюду, не задаёт вопросов. Это не значит, что мой ум удовлетворён настоящим положением вещей. Это значит, что такой ум не создаёт иллюзий. Такой ум может действовать в СОВЕРШЕННО ИНОМ ИЗМЕРЕНИИ. Измерение, в котором мы обычно живём,- повседневная жизнь, сотканная из боли, страдания, удовольствия, обусловило наш ум, ограничило его природу, и когда эти боль, удовольствие и страх прекратились(что не означает прекращения радости, ибо радость — нечто отличное от удовольствия),- тогда УМ ФУНКЦИОНИРУЕТ В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ, где не существует конфликта, где нет ощущения разделённости.»
Не зови сто красавиц — не надо мне их,
Мне одна лишь нужна, что милее других.
Через горы пройду, сквозь пустыни и реки,
Чтоб хоть раз отразиться в глазах голубых…
Дзэн — это творческое состояние, возникающее, когда «жаждущий припадает к источнику Бытия». Словами это невозможно передать, но Мастера стремятся выразить это примером своей жизни, как бы говоря: «К чему слова? Делай, как я!» Ум — это постоянные вопросы и ответы. У пытливого человека должны быть вопросы, но если он примет ответ — вопрос умрёт. Вопросы должны оставаться. Один вечный вопрос к Бытию и один вечный, непрерывный ответ Бытия. Один учёный пришёл к Будде и задал сразу множество вопросов. Будда спросил его: — Вы пришли искать или задавать вопросы? Учёный ответил: — Какая разница? Вопрос — это и есть поиск! Будда сказал: — Разница такая же, как при соизмеримости Небес и Земли. Поиск — это жажда, а вопрос — это игра ума.
Дзэнское хокку говорит:
Дикие гуси летят через озеро.
Озеро, конечно, отражает их.
Гуси не просят: «Отрази нас».
Озеро не говорит:
«Спасибо, что вы прилетели отразиться во мне».
Когда ты идешь в кинотеатр, ты видишь проецируемое на экран изображение. На некоторых кадрах — горы и реки, на других — история любви, на третьих — нападающие на людей грабители. Когда фильм заканчивается, на экране нет ни влаги от реки, ни запахов от романтических сцен, ни следов от пуль пистолетов грабителей. Экран безупречно чист. Весь мир в своем проявлении является проекцией твоих желаний, возникающих в твоем уме и заставляющих тебя отождествляться с проецируемым зрителем, смотрящим этот фильм. Ты не являешься этими проекциями, ты — Экран. Если ты будешь отождествляться с самим Безупречным, Неизменным, Вечным Экраном, который всегда одинаков, до сеанса, во время него и после — ты не будешь меняться и страдать от перемен, а напротив, будешь наслаждаться ими.
Все Существа являют собой один безупречный экран. Нет необходимости в практике, которая устранила бы с него пыль, ибо он вне всего. Те учителя, которые заставляют тебя выполнять нескончаемые практики, могут стереть эту пыль со своих собственных умов.
( Шри X. В. Л. Пунджа)