Первая глава
*********************
1. Кем движимый и побуждаемый летит разум? Кем вызванное к жизни возникает первое дыхание? Кем движима эта речь, [которую] произносят? Какой бог воззвал к жизни глаз и ухо?
*********************
2. Оставив то, что [является] ухом уха, разумом разума, речьюречи, дыханием дыхания, глазом глаза, уйдя из этого мира, мудрые становятся бессмертными.
*********************
3. Туда не проникает глаз, не проникает ни речь, ни разум. Мы не знаем, не распознаем, как можно учить этому.
*********************
4. Поистине, это отлично от познанного и выше непознанного – так слышали мы от древних, которые разъяснили нам это.
*********************
5. Что невыразимо речью, чем выражается речь – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире люди].
*********************
6. Что не мыслится разумом, чем, [как] говорят, мыслим разум– знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире люди].
*********************
7. Что не видно глазом, чем видны глаза – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире люди].
*********************
8. Что не слышно ухом, чем слышно это ухо – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире люди].
*********************
9. Что не дышит дыханием, чем дышится дыхание – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире люди].
«Начните с разотождествления себя и своего ума.
Постоянно напоминайте себе, что вы — не ум, и его проблемы вас не касаются.
В: Я могу долго повторять себе: «Я не ум, я не забочусь о его проблемах», — но ум останется, и его проблемы останутся прежними. И пожалуйста, не говорите, что это потому, что я недостаточно искренен и мне не хватает устремлённости! Я знаю это, признаю это и спрашиваю только одно: как это сделать?
М: По крайней мере вы спрашиваете! Для начала неплохо.
Продолжайте размышлять, задавать вопросы, интересоваться.
Сознавайте себя, следите за своим умом, уделяйте ему всё своё внимание.
Не ждите быстрых результатов, вы можете их вообще не заметить.
Незаметно для вас самих ваша психика изменится, в ваших мыслях появится больше ясности, в ваших чувствах — больше благожелательности, в вашем поведении — больше чистоты.
Вам не нужно к этому стремиться, перемены всё равно произойдут.
Потому что сейчас вы представляете из себя результат невнимательности, а то, чем вы станете, будет результатом внимания.»
27 января вместе с дорогим для моей семьи днем снятия блокады Ленинграда мы отмечаем и день памяти жертв холокоста. Но холокост Второй Мировой это свежая, кровоточащая рана в нашей памяти. Однако же до него сколько было невинных жертв в истории человечества, которое ничему так и не научилось. Это и геноцид армян, и конкистадоры Нового Света, крестовые походы средневековья и современный джихад. На мой взгляд у всех этих явлений каннибализма одна причина- мораль. Сожрать соплеменника или инородца в прямом и переносном смысле всегда считалось вполне приличным занятием. К этому можно отнести и современные реалии нашей жизни- коррупцию, произвол чиновников, наплевательское отношение Правительства к чаяниям своего народа. Невинные жертвы произвола индивидуальной морали вызывают наше сочувствие и понимание. Но кто это те, кто позволяет себе такое поведение? Да это же мы с вами. Причина индивидуальной природы морали есть отсутствие у нас единства мысли, слова и дела. Мы говорим о нравственности, но она существует для кого-то другого или же для другого случая. А в жизни позволяем себе быть рабами гордыни, гнева, жадности, похоти, ревности и всех их проявлений. Основная же причина всех наших бед- сама наша свободная воля, которой мы не умеем управлять и применять правильно- праведно!
Холокост это не столько внешние проявления каннибализма, но в первую очередь ментальные. Посмотрите, что творится вокруг нас. Все не согласны со всеми. Это опять же потому, что у каждого свое собственное понимание добра и зла, правды и кривды., Истины и мнимости. Все это гримасы морали. И скажите пользуемся ли мы нравственными ценностями в своем быту?
Так как же обеспечить примирение между атеистами и верующими, как навести порядок в нашем общем Доме, как обеспечить «погоду в Доме», которая важнее всего?
Для этого необходимо добиться соГласия. Со-Гласие это и есть та добродетель, та праведность единая для всех нас, которую мы именуем нравственностью. Со-Гласие это соответствие- ответственность каждого за соблюдение Гласа Божьего, который вопиет к каждому посредством нашей совести и Святых Заповедей. Если ты атеист, то никто и не настаивает не тянет тебя ко Господу. Но нравственные заповеди актуальны для всех. И это прежде всего Золотое Правило человеческого общежития: « Не делай другому того, чтобы ты не хотел получить сам!». «Говори всегда правду, поступай праведно» Это очень важное Наставление. Всякая ложь начинается со лжи ментальной… Всякое внешнее насилие начинается с насилия ментального. Почему мы видим и хотим огнем и мечом выковырить соринку из глаза соседа и при этом не видим бревна в глазу собственном? Все опять же из-за индивидуального использования морали. Поэтому, если мы хотим построить наш общий дом добротным и уютным для всех, то в первую очередь должны применять самые жесткие, бескомпромиссные требования к себе самому.
Если иметь достаточно длинную, гибкую и острую пилу, то можно изловчиться так, что распилить пилой пилу.
Тоже самое с умом.
Самое простое кажется тебе сложным до тех пор, пока ты боишься…
— Наука открывает, искусство измышляет, придумывает, религия делает и то и другое. Истинная религия открывает; псевдорелигия измышляет.
На протяжении веков над умами людей превалировала псевдорелигия. Она — не что иное, как вымысел. Такая религия ближе к искусству и абсолютно против науки.
Вот почему никогда не было конфликта между искусством и религией. Глубоко внутри они делали одно и то же.
Искусство измышляло объективно, а так называемая религия измышляла субъективно. Они очень легко могли сойтись вместе, поскольку их игра была одинаковой. И по всему миру они соединились. На протяжении столетий искусство служило так называемой религии. Прекрасные церкви, синагоги, храмы — тысячелетиями искусство не делало ничего, кроме как служило религии.
Если вы увидите храмы Кхаджурахо в Индии… Когда-то там была тысяча храмов; сейчас одни руины, но двадцать или тридцать храмов еще остались нетронутыми, выжили. Чтобы осмотреть один храм, потребуется целый день. Он весь полон произведений искусства, каждый укромный уголок. Создание одного храма требовало сотен лет, над ним работали тысячи скульпторов.
Вы не найдете ни одного квадратного дюйма на храме, который бы не был оформлен художественно. Один храм несет тысячи статуй на своих внешних стенах, так же выглядят остальные тридцать храмов, так же выглядели, наверное, и те храмы, что лежат сейчас в руинах. Даже в этих руинах находят сокровища искусства. Я не думаю, что есть еще где-нибудь в мире такая красота, созданная из камня.
Читать дальше →
Вся важность, все претензии…
Сгорают в огне доверия и любви…
— Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам. Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем. В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
— Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!
— Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа.
— Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым). Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь
— Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые.
— Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое, незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
— Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.
— Терпение есть непрерывающееся благодушие.
— Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.
— Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.